Первое поколение христиан жило в напряженном ожидании скорого Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, у первых христиан были для этого все основания: Сам Христос сказал о Своём Втором Пришествии довольно много, кроме указания на то, что оно будет, Он рассказал и о признаках его скорого наступления. Как мы понимаем, первые христиане не дождались Второго Пришествия, не дождались его и их непосредственные преемники, но эсхатологические ожидания, несмотря на своё очевидное охлаждение, неотступно преследуют христиан, не было, пожалуй, в истории христианства такой эпохи, в которую эти ожидания не вспыхивали бы с новой силой. О причинах эсхатологических предчувствий христиан легко догадаться: они кроются в том, что слова Христа о предзнаменованиях Его Второго Пришествия имеют крайне расплывчатый характер, а потому их можно применить к очень многим эпизодам человеческой истории.
Сегодня мы услышали фрагмент пророческой речи Христа, и в ней было сказано о некоторых признаках Его скорого Второго Пришествия, в частности, о войнах, о землетрясениях, о голоде и о всеобщем смятении. Будучи людьми, погружёнными в актуальную повестку дня, мы понимаем, что всё это может быть применено и к нашему времени, в равной степени оно могло быть применено и ко времени недавнего прошлого. С большой степенью вероятности можно предположить, что эти Христова слова с тревогой будут восприниматься и последующими поколениями христиан.
Вместе с перечислением предвестников скорой кончины привычного нам мира, Христос сказал и о том, что всему этому не стоит ужасаться, в Своих речах на тему Второго Пришествия Господь призывал сосредоточиться не на страхе и не на вычислениях точной даты, а также не на том, каким образом можно всего этого избежать, Господь призывал думать о том, чтобы суметь сохранить верность Ему. В нынешнем отрывке эта мысль выражена такими словами: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13:5–6). Можно предположить, что появление лжехристов — это ещё один признак скорой кончины мира, но с равной степенью вероятности можно сказать, что и любое другое уклонение в сторону от Христа — это то, что предвосхищает скорый конец. Такое уклонение может иметь самые разные формы, к примеру, оно может представлять собой веру в человеческий гений и в технологии, в то, что мы способны быть счастливы и благополучны исключительно своими силами, то есть без Бога. Всё это, вне зависимости от того, какие формы оно может иметь, представляет для христиан значительно большую опасность, чем какие бы то ни было катастрофы, потому как катастрофы сами по себе не способны нас разлучить со Христом, это может сделать лишь наша собственная воля.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.