Притча, которая только что прозвучала, адресована религиозным лидерам иудейского народа. В ней изображена история взаимоотношения Израиля и Бога. Несмотря на то, что еврейский народ — это богоизбранная нация, отношения евреев и Творца не были безоблачны. Скорее, это было состояние войны, которое нарушалось краткими перемириями. Неслучайно имя Израиль переводится как богоборец. История Ветхого Завета показывает нам, как Господь даёт Израилю закон, как напоминает о нём через Своих пророков, а люди упорно не хотят его соблюдать. Более того, они преследуют тех, кто говорит от имени Творца и призывает их вернуться на путь Священного Завета. В притче всё это представлено при помощи образов. Виноградник — это Земля Обетованная, виноградари, то есть работники в нём, — это евреи, хозяин — это Бог, его слуги — пророки, а сын — Сам Спаситель, то есть Мессия, Которого евреи с нетерпением ждали. Неслучайно слушатели Христа возмутились, когда услышали эту притчу. Они узнали в этих образах себя. Однако они были уверены, что у них с Богом прекрасные отношения и Христос возводит на них клевету. И тем самым они только подтвердили точность Его притчи: повели себя так, как злые виноградари, о которых она упоминает.
Конечно же, этот рассказ Спасителя касается не только Его непосредственных слушателей, но адресован и каждому из нас. Всем нам дан в распоряжение краткий период этой земной жизни. И каждый из нас может использовать его для того, чтобы принести Богу какой-то плод. Что такого человек может дать Творцу, чего у Него нет? Себя самого. Своё сердце, свой ум, свою душу и тело. То есть всего себя полностью предоставить в Его распоряжение. Посвятить себя всего исполнению Его воли, которая сводится к двум простым вещам: возлюби Бога и возлюби ближнего. Больше от нас ничего не требуется. Однако наше больное самолюбие думает иначе. Зачем что-то отдавать, если можно брать, потреблять и жить в своё удовольствие? Мы тянем на себя, а Господь всячески намекает нам, что мы постоянно сворачиваем не туда. В этой точке и возникает конфликт. Ведь мы упорно отмахиваемся от этих намёков. И важно здесь то, что до времени нам предоставлена безграничная свобода. Вплоть до того, что мы можем противостоять Творцу, бороться с Ним, и Он в этой схватке по Своему великодушию будет терпеть поражение за поражением. И Христос сегодня предупреждает, что, поступая таким образом, мы всё больше и больше выбиваем у себя почву из-под ног. Тот самый камень, который лежит в основе подлинной жизни. Без этого фундамента не будет ни полноценного общения с Богом, с окружающими, ни понимания самого себя и тех задач, которые перед нами стоят. И однажды Бог без предупреждения войдёт в мою жизнь, и то здание, которые я долгое время строил на основе собственного эгоизма, рухнет и похоронит меня под своими обломками. А потому, пока не поздно и корабль не начал тонуть, будем стараться изменить его курс. Всего две вещи ждёт от нас Господь — когда мы поставим в центр своей жизни исполнение Его воли и служение тем людям, которые нас окружают.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий.