В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит о связи молитвы и нравственной жизни. Сами по себе Его слова звучат вполне привычно и не вызывают удивления, однако если мы посмотрим на ситуацию, в которой они произносятся, их звучание изменится и будет совершенно неожиданным. Дело в том, что за день до этого Спаситель приходит в иерусалимский храм и выгоняет оттуда торговцев, которые мешали молиться приходящим язычникам. В ответ на это старейшины народа и первосвященники решают Его погубить, что можно рассматривать как некоторую точку невозврата, которую люди проходят в своих отношениях с Мессией, Которого они не признают. Символом их духовной смерти оказывается засохшая смоковница, о которой Иисус сказал, что она больше никогда не принесёт плода. Ученики очень удивились, что смоковница засохла.
В ответ на их удивление Иисус говорит им о вере Божией, обладая которой они смогут двигать горами. Если кто, повелевая горам, не усомнится в сердце своём, будет ему, что ни скажет. И здесь всегда возникает вопрос. Даже поверхностный взгляд на историю Церкви свидетельствует о том, что у христиан было множество проблем, которые они не могли разрешить. Их гнали, убивали, скармливая хищникам на аренах цирков... Да и что говорить о христианах, когда можно было бы вспомнить о самом Христе. Даже человек, далёкий от Церкви, знает, что в жизни Бога, ставшего человеком, было множество проблем, которые Он не разрешал с помощью чудес. Самая очевидная и может быть даже единственная из них — Он не менял волю людей, не нарушал их свободу. Даже тогда, когда они ненавидели Его. И естественно, раз этого не делал Сам Господь, этого не должны были делать Его ученики. Можно молиться о вразумлении врагов, и Бог со своей стороны устроит обстоятельства так, что они смогут измениться и это будет для них возможно... Но в том-то и дело, что Бог может дать нам только возможность, а не насильно изменить нас.
Именно поэтому сегодняшние слова о возможности получить всё просимое Христос дополняет очень важной рекомендацией — он говорит, что, когда мы молимся мы должны прощать и не должны через молитву сводить счёты со своими врагами. Потому что совершенно очевидно, что человек, который использует молитву как дубинку против обидчиков, не понял, что Бог не может быть на чьей-то отдельной стороне, так как Он сотворил нас для любви. И как отец, когда его дети дерутся, призывает сыновей к миру, даже понимая, что один прав в большей степени, чем другой, так и Спаситель, наставляя учеников, говорит об абсурдности молитвы, к которой примешивается ненависть. Христос и Сам являет нам пример правильной молитвы. Он знает, что после изгнания торговцев из храма старейшины решили Его погубить, но Он не молится об их погибели. Ни в Гефсиманском саду, ни на кресте Он не молится с ненавистью о том, чтобы плохие были наказаны, а хорошие награждены. Это не значит, что Бог не вразумляет грешников, но цель вразумления, как и цель молитвы не может быть связана со злом и местью. Будем помнить, что в самую трудную минуту Своей земной жизни Господь молился о врагах и просил Отца простить их. Он прекрасно понимал, что настоящая молитва может быть только созидательной, и её целью может быть только любовь.
Читать далее
священник Стефан Домусчи