Бог сотворил мир с определённой целью и Он, несмотря ни на что, к этой цели мир ведёт. Учитывая, что Бог есть Любовь, стремясь к взаимной любви, Он не заставляет нас любить Его в ответ, но к этой любви нас приглашает. Предложив этот путь одному народу и дав ему заповеди, Он поручил ему стать светочем для всех остальных людей: научить их почитать единого Бога, быть Ему верным и соблюдать заповеди, в которых раскрывается смысл человеческой жизни. И вот мы видим, как Бог становится человеком и приходит к Своему народу, чтобы вместе с ним, вместе с теми, кто откликнется на его призыв, вести мир к торжеству любви и правды. Но как ведут себя люди? И самое главное, как ведут себя старейшины и священники, от которых можно было бы в первую очередь ожидать готовности исполнить волю Божию? Судя по тому, что происходило в храме, они давно решили вместо воли Божией исполнять свою собственную. Двор язычников, единственное место в храме, где они могли помолиться, был занят шумной торговлей. Неслучайно, изгоняя продающих, Спаситель делает акцент именно на молитве. Бог поругаем не бывает — у Него не возникает проблем из-за торговцев, но они возникают у желающих молиться. В ответ на это главы народа вместо того, чтобы посыпать голову пеплом и покаяться, решаются на убийство, то есть оказываются готовы на любой конфликт ради своих целей.
Параллельно с этими событиями в сегодняшнем чтении рассказывается история о смоковнице. В начале мы слышим рассказ о том, как Христос, не найдя на ней плодов, сказал ей: «Да не будут есть твоих плодов во век», а в конце рассказа апостолы обращают внимание на то, что дерево засохло. Заметим, что Иисус не проклинал её и не говорил ей, чтобы она засохла, однако сама логика Его слов предполагала: если ты не приносишь плодов — твоё существование бессмысленно. Обычно люди жалеют дерево и пытаются понять, почему оно засохло, однако смоковница в данном случае оказалась образом народа, от которого Бог ждал миссионерского плода, но встретил лишь узкие национальные и экономические интересы.
И всё же люди отличаются от прочих существ свободой воли. Способностью ошибаться и исправлять ошибки. Посылая учеников на проповедь, Спаситель распространил ответственность за судьбы мира на своих учеников, кем бы они ни были и в каком бы народе они ни жили. Это значит, что историю о смоковнице мы должны приложить к себе, чтобы задуматься о том, какой плод каждый из нас приносит Богу.
Читать далее
священник Стефан Домусчи