Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 10
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

С одной стороны, Христос проповедовал в очень непохожей на нашу среде, и многие реалии того времени, того народа с его культурой навсегда останутся для нас загадкой, а потому нам бывает довольно непросто представить то, каким образом воспринимали слова Христа Его непосредственные слушатели, потому как восприятие любой информации напрямую связано с особенностями языка, культуры и запросов слушателей. Собственно, нечто подобное происходит и сегодня, среди нас самих: все мы очень по-разному воспринимаем слова Христа, а зависит эта разница от неисчислимого количества факторов. Если же говорить о современниках Христа, то иногда кажется, что это были совсем другие люди, с которыми у нас очень мало общего, но, конечно, есть и то, что нас, помимо принадлежности к роду человеческому, объединяет. Одним из объединяющих начал можно назвать отношение к браку. Мы привыкли, как и Христовы современники, что расторжение брака — дело если и не самое хорошее, то вполне допустимое, а среди наших родственников, друзей и знакомых есть масса людей, которые прошли эту процедуру, и, в общем-то, неплохо себя чувствуют. Более того, если верить статистике, то абсолютное большинство наших сограждан прекрасно знают, как выглядит государственное свидетельство о расторжении брака, и имеют такое свидетельство среди прочих своих документов.

Вроде бы, у нас для такого отношения к браку есть все основания, если не брать в расчёт банальное «не сошлись характерами», то существует масса иных, значительно более уважительных причин: насилие, химические зависимости, проблемы с психикой и так далее. Конечно, было бы крайне немилосердно говорить, что всё это необходимо во что бы то ни стало терпеть, и ссылаться при этом на книгу Бытия так, как ссылался на неё Христос. Но вместе со ссылкой Спаситель сделал очень важную оговорку тогда, когда говорил о причине, по которой Моисей дал позволение разводиться: «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк. 10:5). «Вашему» здесь со всей очевидностью относится не к конкретным людям, не к тем, кто пришёл с вопросом о разводе ко Христу, а вообще ко всем нам, то есть к человечеству.

Брак был установлен Богом как то, что не может быть разрушено, брак, по словам Христа, подобен телу человека, и человек не может без последствий расстаться с частью своего тела, да и само стремление сделать подобное свидетельствует о серьёзных внутренних проблемах человека, на которые нельзя не обращать внимание. Христос стремление к расторжению брака сводит к жестокосердию, и если вдуматься, то Он, конечно же, прав. В самом деле, все те внутрисемейные проблемы, которые в конечном итоге вынуждают людей решиться на этот шаг, имеют своё основание не во вне, а внутри человека, и если мы хотим, чтобы эпидемиями разводов осталась в прошлом, нам всем необходимо обратить внимание на самих себя, на своё сердце, на то, чтобы оно не было жестоким и чёрствым, чтобы каждый из нас умел выходить за пределы заботы лишь о себе, и чтобы мы умели видеть и понимать боль другого человека.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Своими словами Христос Спаситель предельно ясно и недвусмысленно указал на нерасторжимость брачных союзов. Эта мысль не была благосклонно принята даже ближайшими учениками Христа, иначе они бы не стали повторно задавать Ему вопрос, очевидно, они надеялись услышать какой-то иной, более мягкий ответ. Неудивительно, что христианская концепция нерасторжимости брака вызывает недоумение и в современном мире. Очень часто мы бываем свидетелями того, как недоумение перерастает в несогласие или даже прямой бунт против этого божественного установления. Уж очень непростое дело — брак, иной раз бывает проще закрыть глаза на волеизъявление Бога, чем принять Его волю о самом себе, выраженную через данную Богом супругу или супруга.

Здесь мы подходим к вопросу, который неизбежно возникает при рассмотрении этого евангельского отрывка. Христос сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Но как понять, что имеющаяся в наличии супруга или же муж даны Богом? По каким критериям можно определить, что конкретную семейную пару сочетал именно Бог, а не люди? Ведь брак мог быть заключен по неисчислимому множеству причин, в том числе, он мог быть и обычной ошибкой молодости. Причем тут Бог, если при заключении брака действовали плоть и кровь, то есть, естественные человеческие желания? А еще брак мог быть заключен под нажимом старших родственников. Вариантов причин вступления в брак может быть бесконечное множество, и далеко не все они подразумевают участие Бога в этом процессе. Так как же быть?

Для ответа на все эти неприятные и непростые вопросы нам стоит вспомнить классическое определение промысла Божия, которое содержится в катехизисе святителя Филарета Московского. Катехизис определяет промысел Божий такими словами: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Конечно, это определение довольно тяжеловесное, его весьма непросто понять на слух. Суть же его состоит в том, что Бог непрестанно участвует в жизни человека. Он участвует даже тогда, когда кажется, что Его нет и не может быть рядом, когда возникает ощущение, что всё происходящее целиком во власти человека, и даже тогда, когда совершается явный грех, ведь даже совершённое зло Бог, согласно определению Катехизиса, «исправляет и обращает к добрым последствиям». Исходя из этого получается, что причина, по которой заключен брак, не имеет значения. А имеет значение то, что брак был заключен, что он признан всем обществом. Так или иначе, но за этим фактом стоит Бог. Нравится нам это или не нравится. Согласны мы с этим или не согласны. Да, это бывает крайне непросто понять и принять, что неудивительно, ведь если апостолам было непросто понять и принять слова Христа, то чего ожидать от нас? Но воля Божия такова, спорить с ней — заведомо пустое занятие, а потому все мы нуждаемся в мудрости, чтобы увидеть в ней высшее благо для самих себя.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
03.01.2023вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****