Евангелие от Луки написано в жанре исторической хроники, то есть апостол и евангелист Лука старался излагать евангельские события в их хронологической последовательности. Соответственно, и произнесённые Христом притчи также были интегрированы апостолом Лукой так, чтобы они соответствовали времени их произнесения. По этой причине притчи Евангелия от Луки необходимо рассматривать в контексте всего повествования.
Притча о минах была произнесена на подходе к Иерусалиму, тогда, когда очень многие люди, в том числе и апостолы, были уверены в скором воцарении Иисуса над Израилем, следовательно, они были уверены и в скором наступлении мессианской эры. Спаситель разными способами давал Своим ученикам понять, что всё будет происходить совершенно иным образом, что воцарения в том смысле, который подразумевали окружавшие Христа люди, не будет, не будет и наступления мессианской эры в полном и совершенном смысле этого понятия: привычная человеческая жизнь продолжится и после Христова Воскресения. Об этом можно говорить прямо, но можно и в притчах, притча о минах имеет своей целью образным языком показать то, как будут развиваться события.
В этой притче мы видим некоего человека «высокого рода», который отправляется в непоименованную «дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться». Если вспомнить, что всё это произнесено незадолго до взятия Христа под стражу, то становится совершенно очевидным: «человек высокого рода» — это Сам Христос Спаситель, а «дальняя страна», в которую Он собирается отправиться, — это Царство Небесное Бога-Отца, Он идёт туда, чтобы «получить царство» так, как об этом написал апостол Павел: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:6–9). Но Он вернётся, вернётся не как странствующий проповедник, а как полноправный Царь и Владыка, Который осуществит Свой суд над каждым человеком.
Далее Христос в притче говорит о логике грядущего суда, эта логика очень проста, хотя, конечно, она малоприятна, ведь в этой логике недостаточно просто сберечь то, что мы получили от Бога в качестве Его дара, то есть недостаточно просто не делать зла, необходимо делать нечто доброе и таким путём преумножать данные Богом дары. Осторожная позиция здесь абсолютна неприемлема, Христос требует от человека риска похожего на тот, с которым сталкиваются предприниматели, стремящиеся увеличить своё состояние.
Если вдуматься, то станет понятным, почему евангельские дела уподоблены в притче умножению материальных благ: на пути исполнения слов Христа велик риск оказаться с ущемлённым собственным достоинством, к примеру, тогда, когда в ответ на милосердие мы сталкиваемся с грубостью, хамством, обманом, неблагодарностью и категорическим непониманием высоты наших мотивов. Велик риск однажды обжёгшись начать вести себя более осторожно, то есть не поступать так, как велит то делать Христос, начать сберегать данные Богом таланты для самих себя и для тех, кто может их оценить по достоинству, впрочем, по сути это одно и то же. Но такой путь — тупиковый, о чём и предупредил нас Христос в притче о минах. Дай нам Бог услышать, понять и воспринять Его предупреждение как руководство к действию, а не только лишь как интересную для общего развития информацию.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.