Любой человек слышит и понимает лишь то, что он хочет слышать и понимать. Это наша общая особенность, о которой, правда, мы склонны забывать. Христовы ученики прекрасно слышали слова своего Учителя, но понять эти слова они не могли. Можно попытаться поставить самих себя на их место. С одной стороны, они знали пророческие писания, знали, что придёт Мессия, что Он будет иметь невероятную по человеческим меркам силу, что Он будет способен исцелять и воскрешать, что в конечном итоге Он воцарится над Израилем и что царство Его будет бесконечным. Проведя рядом с Иисусом из Назарета три с лишним года, ученики могли убедиться — да, это Тот, о Ком говорили пророки! На их глазах происходят долгожданные события, происходит то, что мечтали увидеть праведники древности. Мессия пришёл, Мессия движется в Иерусалим — в царственный город Давида — в то место, где должны в полноте исполнится все пророческие обетования, Иисус должен воцариться над Израилем. Апостолы настолько увлечены этими мыслями и предвкушениями, что всё прочее остаётся вне сферы их внимания. Да и кто способен понять и совместить вечную славу Мессии и слова о Его Страданиях и Смерти?! Конечно, у нас — у христиан — есть внятные богословские комментарии, благодаря которым мы можем дать ответ на вопрос о соотнесении страданий и славы Воплощённого Бога, мы понимаем, почему Бог устроил спасение именно таким образом, ну а слова о вечном царствовании Мессии над Израилем мы понимаем не в буквальном, а в прообразовательном смысле, и произошло это благодаря апостолу Павлу и его мысли о том, что истинные израильтяне это не те, кто по плоти произошёл от праотца Иакова, это те, кто имеет веру праотцов Авраама, Исаака и Иакова.
Нам это всё ясно, на эти темы мы можем говорить долго и убедительно. Но каково было непосредственным участникам евангельской истории? Христовы апостолы были в полной мере детьми своего времени и своего народа, они не изобретали каких-то новых способов понимания текстов пророческих книг, они полностью следовали традиционному раввинистическому прочтению, а это прочтение не предполагало акцента на страданиях Мессии. Непонимание апостолов не кажется странным, оно совершенно естественно, странным было бы обратное — если бы апостолы понимали и принимали слова Христа о Его Страданиях и Смерти.
При размышлении о непонимании очевидных для нас вещей апостолами невозможно не перейти к собственной способности ясно видеть и правильно воспринимать. Конечно, речь здесь идёт уже не о событиях евангельской истории, речь о нашей повседневности. Что даёт нам внутреннюю уверенность в достоверности понимания окружающих нас событий, слов и людей? Если вдуматься, то легко прийти к мысли о полной несостоятельности нашей способности делать компетентные выводы в подавляющем большинстве случаев, и если это так, то велика вероятность критической ошибки в суждениях, такой, которая способна привести к погибели и здесь, и, что значительно важнее, в вечности. Поэтому для нас очень важен опыт апостолов: они не понимали, но они не погибли, напротив, они достигли вожделенного Христова Царства. Апостолы показали, что основное значение в деле спасения имеет не понимание и даже не внимательность к словам Христа, а стремление несмотря ни на что быть рядом с Ним, стремление слушать его и стараться исполнять Его слова, невзирая на ошибки, в том числе невзирая и на ошибки понимания. Ну а прочее — во власти Спасителя, Он способен не только исцелять и воскрешать, но приводить к благому финалу столь часто ошибающихся нас.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.