Думаю, что в наше время нет человека, который бы не слышал о плохих монахах. Про тех, кто живёт не так, как то предполагают и предписывают монашеские обеты. К примеру, про монахов, у которых есть собственность, причём собственность весьма заметная и для многих завидная. СМИ и многочисленные блоги сделали всё для того, чтобы о таких монахах услышали все, даже те, кто и вовсе не проявляет никакого интереса к жизни монашествующих.
Каждая такая история неизбежно порождает вопрос: как возможно, чтобы человек, давший монашеские обеты, так далеко ушёл от их сути? Иногда кажется, что сами обеты были лукавством, что человек изначально не собирался что-либо менять в своей жизни, а монашество рассматривал как возможность удобно и удачно устроиться в этом мире. Наверняка, есть и такие люди. Но лично мне они неизвестны. Известны другие: те, кто был совершенно искренен и действительно хотел стать монахом. По какой-то загадочной причине это не получилось. Конечно, правильнее было бы сказать не «по загадочной причине», а «по загадочным причинам», ведь здесь мы имеем дело с целым комплексом проблем, само перечисление которых займёт немало времени. Это может быть и охлаждение веры, и не совсем правильное устройство монашеской жизни в некоторых монастырях, это и возрастные изменения приоритетов, это и внутренние искушения, о которых много увлекательного написали учителя монашества первых веков христианства. Есть и масса иных причин, среди которых мы склонны забывать обетование Христа Спасителя о том, что человеку, оставившему всё, будет дано «гораздо более в сие время». То есть процесс оставления всего — это не какая-то разовая акция, это постоянное действие, неустанное понуждение себя отказываться от чего бы то ни было ради Христа. Ну а постоянно понуждать себя во много крат сложнее, чем отсечь что-либо один раз. Естественно, что в какой-то момент могут потерять первоначальный пыл даже самые искренние и убеждённые люди, и это приводит к тому, что они могут потерять и своё монашество.
Впрочем, несправедливо было бы говорить только о монахах, тем более что Евангелие не делает различия между мирянами, монахами, священниками, мужчинами и женщинами. Евангелие обращается к человеку, потому что путь нашего следования за Христом отличается лишь деталями, суть же его всегда одна, а это значит, что и искушения, которым мы подвергаемся, для всех одни и те же. Любой христианин призван к тому, чтобы центром его жизни было исполнение евангельских повелений Христа, и любой христианин знает, сколь сложно бывает оставаться на высоте своего призвания в течение жизни. А помочь нам может та детская простота, о которой повествует Евангелие: совсем маленькие дети, упав, встают и продолжают идти, если у них что-то не получается, то они не впадают в отчаяние, у них не случается экзистенциональный кризис, их максимум в подобных случаях — некоторая капризность, а ещё они не склонны к осуждению, и хорошо бы нам всем помнить об этих детских свойствах тогда, когда мы сталкиваемся со сложностями в духовной жизни.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.