Сегодняшнее чтение может показаться современному человеку одним из самых возмутительных во всём Священном Писании. Тот, от Кого мы привыкли слышать призывы к любви, и любви не простой, а жертвенной, вдруг говорит, что чтобы быть Его достойным, надо возненавидеть отца и мать, братьев и сестёр, да и саму жизнь. Хочется остановиться и спросить: это точно не какая-то поздняя вставка? Что это вообще за речи, полные ненависти? И если в прежние времена человек изначально был настроен доверительно к Священному Писанию и тому, что говорит Христос, то сегодня мало кто расположен просто так пропускать такие вещи, успокаивая себя благочестивыми толкованиями. Неслучайно религию довольно часто обвиняют в том, что она становится причиной ненависти и нетерпимости к инакомыслящим.
Но к чему же на самом деле призывает Христос?
Чтобы ответить на этот вопрос, как это ни странно, стоит обратить внимание на последние слова сегодняшнего чтения. Ведь когда Спаситель говорит «имеющий уши слышать, да слышит», обычно это означает, что перед нами иносказание, которое не просто расслышать и надо приложить усилия, чтобы его правильно понять. Кажется, что проще! Если ты хочешь, чтобы тебя поняли, говори понятным языком! Но с притчевым языком всё интереснее: слова, которые говорит Христос по отдельности понятны, но вот вместе — они нередко оказываются нравственной загадкой, которая не даёт нам покоя и усваивается нами тем глубже, чем больше мы о ней думаем.
Итак, Христос говорит о ненависти. Причём не только к кому-то конкретному, но вообще ко всей своей жизни, ко всему, что человек имеет. Чтобы быть достойным Бога, он от всего должен отрешиться, всё возненавидеть, всем пренебречь. Но почему? Почему Бог ставит нас перед таким ужасным выбором? Неужели в мире мало ненависти, и Ему хочется, чтобы её стало ещё больше? И на этом как раз стоит остановиться. В мире действительно очень много ненависти и именно потому, что он полон её, Христос в него пришёл. Пришёл, чтобы исцелить.
Как мы возмущаемся Христовым призывом к ненависти! Но как только что-то идёт не по-нашему — сами начинаем ненавидеть. «Ах, он сказал возненавидеть брата», но сами, как только брат с нами не согласен, уже злимся, а если он испортил нам жизнь, то и ненавидим. Но разве можно ненавидеть жизнь? Однако как часто погрязнув в тоске, унынии, от своих собственных грехов и ошибок, от распрей, предательств и всего прочего, человек говорит, что он ненавидит жизнь и чувствует ненависть буквально ко всему. Почему это так? Да потому что мир людей болен злом. Нам кажется, что мы любим друг друга, но на качество этой любви стараемся закрывать глаза, уж очень мало на любовь похоже чувство, от которого до ненависти один шаг. И вот все эти внешне красивые, но внутренне такие гнилые отношения, Христос призывает возненавидеть и отвергнуть. Но отвернуть не для того, чтобы уничтожить, а для того, чтобы полюбить заново, научившись любви Божией.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.