В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок речи Христа, которую Он произнёс на званном обеде, будучи приглашён в гости к одному из фарисейских начальников. Обыкновенно, когда мы идём к кому-нибудь в гости, мы воспринимаем пригласившего нас как друга. Однако сегодня мы видим Спасителя на очень необычном обеде, ведь пригласив его, хозяин посадил напротив Него больного водянкой человека и затем все стали наблюдать — нарушит ли Он субботу. Исцеляя больного, Христос обращает к хозяину речь, в которой, в частности говорит о том, как надо устраивать пир, куда садиться за столом и в том числе кого звать на пир. Естественно, всё, что говорит Спаситель, не является просто своего рода правилами этикета и уж тем более не является заповедями, которые требуют беспрекословного исполнения. Перед нами речь, в которой Христос бросает вызов не просто отдельным фарисейским поступкам, но указывает на изъяны их мировоззрения. Неслучайно Он обращается не просто к народу, не к ученикам, но к позвавшему Его начальнику: «Когда делаешь обед или ужин не зови тех, кто сможет позвать тебя в ответ, чтобы ты получил награду в этой жизни, но зови тех, кто ничем не сможет тебе отплатить, дабы воздал тебе Господь в воскресении праведных».
Многие из слов Спасителя нас утешают и приободряют, хотя есть и такие, от которых люди стараются отделаться, ведь они оказываются вызовом и судом нашей жизни, нашим привычкам. Услышав, что слова Христа в сегодняшнем рассказе обращены к «позвавшему его», кто-нибудь из нас может с облегчением вздохнуть, решив что Господь говорит не ему лично. Все мы бывали в гостях и сами звали людей в гости. Мы устраивали праздники в честь памятных событий или просто посещали друг друга... Приглашали тех, кого будем рады видеть: родственников, коллег, друзей, да и кого же ещё? Если быть честными с собой, готовы ли мы пойти на улицу и пригласить на день рождения вместо тех, кто нам близок, нищего с паперти, инвалида или даже просто незнакомого человека? Вряд ли. Из литературы, да и из устных рассказов известно, что в прежние времена нищий или даже просто странник мог зайти в любой крестьянский дом и попросить хлеба и отказать ему не имели права, это считалось тяжёлым грехом. Конечно, люди и сами могли оказаться очень бедными, но в абсолютном большинстве случаев на ломоть хлеба человек мог рассчитывать. Но одно дело не отказывать просящему, и совсем другое дело приглашать нищих, слепых, хромых, вместо братьев, сестёр и друзей. Это не представимо не только сейчас, но и в древности... Тем более, в контексте тщеславных отношений фарисеев.
Неужели Христос этого не понимает? Понимает, конечно. Он сознательно говорит пригласившему его вещи, от которых тот внутренне возмутится. Мы привыкли к тому, что Спаситель общается грешниками, потому что они, как больные духовно, нуждаются во враче. Но фарисеи были тем более больны, но с ними было сложнее, так как тщеславие увидеть сложнее, чем блуд, да и гордому сложнее объяснить, что он грешник, чем взяточнику. Христос говорит очень странные и возмутительные слова для того, чтобы через горькое лекарство заставить слушающих задуматься о том, какие отношения они выстраивают вокруг себя. Если это отношения, построенные на выгоде и взаимном расчёте, вся эта выгода и весь расчёт закончатся вместе с этой жизнью. Если же мы готовы быть жертвенными и проявлять любовь там, где о взаимной выгоде не может быть и речи, мы действуем как Бог, который тоже щедр с нами без всякой выгоды, просто потому, что Он нас любит.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.