Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Большинство людей в мире назовут себя верующими, даже если ни в какого конкретного Бога они не верят. «Что-то там есть», — скажет человек и будет вполне уверен, что этого достаточно. Если же спросить, достаточно для чего, то ответа не последует, потому что такое отношение к Богу как раз и означает, что сам формат отношений не осмыслен и малоинтересен. Но к чему на самом деле может привести такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Многие помнят слова Фёдора Михайловича Достоевского, который устами одного из своих героев сказал: «...дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». При этом для самого писателя было очевидно, что любой человек, где бы и когда бы он ни жил, всегда является активным участником этого процесса. Просто если он об этом не знает и живёт в грехах, он автоматически подыгрывает дьяволу. Духовный мир так устроен, что в нём невозможно занять третью сторону и быть просто наблюдателем борьбы добра со злом, если ты не борешься на стороне добра, ты борешься на стороне зла и третьего не дано. В сегодняшнем евангельском чтении Христос высвечивает разные подходы к жизни, изображая двух рабов, которые по-разному относятся к повелению хозяина. Однако, прежде чем обратиться к их образам, стоит отметить, что сам пример рабов, вне зависимости от их поведения, для многих возмутителен. Мировоззрение современного светского человека давно смотрит на мир через призму бытового атеизма, формально люди считают, что что-то есть, но живут так, как будто бы мир случаен и никакого условного «Хозяина» или «Творца» в нём нет. По крайне мере такого, упоминание которого требовало бы при письме прописной буквы. Христос же мыслит совершенно иначе. Мир — пространство сотворённое, и люди, в нём живущие, так же тварны. Свободны, но тварны, то есть поставлены в определённые условия, мимо которых никак не пройти. Уже этого, без каких-либо уточнений, люди принять практически неспособны. Мы настолько привыкли к тому, что наша жизнь — это наша жизнь, что, даже веря в Бога, часто используем эту веру для того, чтобы Господь, как всесильный и всемогущий, помог нам в решении задач, с которыми мы сами боимся не справиться. Библейский же взгляд на мир совершенно иной, а значит, и отношение к жизни иное. Человек свободен и призван к творчеству. Бог любит и ценит самостоятельность человека. Но человек не Творец, а гость этого мира — и поэтому фундаментальные законы мироздания люди не могут выбирать или формировать по своему усмотрению. И если о главном законе природы можно спорить, главным законом мира людей, по замыслу Божьему, оказывается любовь. Человек может соглашаться с этим или не соглашаться, мир от этого не изменится. Как не меняются законы физики, если даже кого-то не устраивают.
О соблюдении этого главного закона каждый из нас будет спрошен в своё время. Как проявивший любовь и заботу о других людях, так и тот, кто пользовался чужой слабостью, был жесток и эгоистичен. В истории было немало людей, которые могли не знать сути христианского благовестия, однако не было тех, кто в глубине душе не знал, что призван к любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееГосподь Иисус Христос неоднократно говорил, что христианин должен быть в любую секунду своей жизни готов ко Второму Пришествию Христову. Конечно, можно эти Его призывы интерпретировать и как постоянную готовность к смерти. Вообще, Новый Завет пронизан такими призывами, к примеру, апостол Пётр сформулировал аналогичный призыв так: «Возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1:13), а апостол Павел написал о христианской трезвенной бдительности такие слова: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» (Еф 6:14).
Важно помнить, что новозаветные призывы к постоянной готовности — не уникальны, это не то, что является специфически христианским, подобными призывами наполнен и Ветхий Завет, особенно же ярко они заметны в библейской книге Исход, вся эта книга устремлена вперёд — к Земле Обетованной — и потому само повествование в ней в высшей степени динамично, и, конечно же, динамики книга Исход требует и от своих действующих лиц. Начиная с установления ветхозаветной Пасхи мы видим, что Бог очень жёстко предписывает всему израильскому народу пребывать в постоянной готовности, а символами этой готовности была походная одежда во время вкушения пасхального ягнёнка: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:11). Далее в этой же библейской книге мы находим и иные указания на то, что Бог требует от Своего народа постоянной готовности к движению вперёд. Так, при описании устройства ковчега завета мы находим такое предписание: «И вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него» (Исх. 25:14–15). Совершенно очевидно, почему Господь потребовал, чтобы шесты для транспортировки ковчега были постоянно вставлены в кольца: это необходимо для незамедлительного переноса ковчега в другое место.
Можно сказать, что призыв к всегдашней бдительности — это постоянный и неизменный призыв Единого Истинного Бога, но в Ветхом Завете мы почти не находим комментариев относительно того, почему именно израильский народ должен быть готов к непрерывному движению вперёд, а если такие комментарии и встречаются, то они имеют сугубо практический характер. В Новом Завете ситуация меняется, и Господь Иисус Христос через Свои притчи даёт пояснения, Он сравнивает любого человека с рабом-домоправителем, которому дана некая власть от его господина так, как любому человеку дана жизнь, даны таланты, даны силы тела и ума, дана свободная воля. Всем этим можно распорядиться бесконечным количеством способов, но какой бы способ не выбрал человек, он должен помнить об ответственности перед Тем, Кто всё это дал, то есть перед Богом, Который может призвать к ответу в какой угодно момент времени, и, Который, если судить по Христовой притче, в первую очередь примет во внимание лишь то состояние, в котором застанет человека, а потому — да, всем нам требуется непрестанная бденная бодрость.
Читать далее
священник Стефан Домусчи