Вполне естественно, что любое знание может подразумевает разные уровни, при этом не имеет значения то, о каком именно знании идёт речь. Познание Бога в этом смысле проявляет себя так же, как и любое другое познание: есть те, кто и вовсе ничего не знает о Творце, есть те, кто знает о Его бытии, есть те, кто через молитву и аскетические подвиги двигается дальше и восходит к полноте познания Бога. Но любой доступный человеку уровень познания Бога не будет совершенным и абсолютным, именно по этой причине правильным образом устроенная духовная жизнь, однажды начавшись, продолжается на всем протяжении земной жизни человека. Тот, кто идёт по этому пути, не может в какой-то момент заскучать и решить, что он уже достиг своего предела, что ему некуда и незачем двигаться дальше. Здесь мы видим тот же самый эффект, с которым сталкиваются и учёные: сложно представить предмет приложения научного исследования, который мог бы быть полностью в течении жизни исчерпан одним учёным, напротив, чем больше человек погружается в предмет своего исследования, тем яснее он видит несовершенство своего познания. Впрочем, эти рассуждения всем прекрасно известны, сказать что-то новое уже давно невозможно. А потому особенно странно, что, прекрасно понимая справедливость общих свойств познания применительно к научным исследованиям, мы не склонны относить их и к сфере познания Бога, тогда как Создатель неизмеримо больше Своего создания, следовательно, Бог глубже и интереснее, чем все Им созданное.
Краткие слова только что нами услышанного отрывка Евангелия от Луки доносят крайне важную информацию, которую можно попытаться переформулировать таким образом: всё знание о Боге-Отце имеет в Себе Сын, то есть Господь наш Иисус Христос, в равной степени и знание о Боге-Сыне в полной и совершенной степени имеет лишь Бог-Отец, при этом познание Бога-Отца невозможно без Сына, ведь именно Он не только содержит в Самом Себе познание Отца, но и по Своему усмотрению открывает его людям.
Евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа звучат крайне возвышенно, но в них нет ответа на вопрос о том, зачем нам — людям — нужно познание Бога. В чем состоит необходимость такого познания? Что нам с ним делать? Как им распорядиться? Что в практическом смысле может нам дать познание Бога?
Конечно, ответ на все эти вопросы возможен лишь самый общий, который состоит как минимум из двух частей.
Во-первых, познание Бога необходимо для вечной блаженной жизни, которая начинается уже здесь, в земной жизни, и состоит как раз в том, чтобы исполнять волю пусть ещё не познанного, но познаваемого Бога, так, как сказал о том Сам Господь Иисус Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
А во-вторых, человек создан Богом с определенной целью. Эта цель заключается не в том, чтобы мы много работали, устраивали свои семьи, вкусно ели, приятно общались друг с другом, читали книги, гуляли, занимались спортом, путешествовали и как можно дольше жили. Цель сотворения человека совсем иная: человек создан Богом ради свободного, осознаваемого и ничем не обусловленного, кроме любви, восхождения к своему Творцу, к уподоблению Ему через свои дела, а такое уподобление возможно только в том случае, если мы знаем Того, Кому хотим уподобиться, то есть Бога, в Троице прославляемого, следовательно, познавая Его, мы выполняем своё изначальное предназначение.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.