Вопрос учеников Христу о том, кто из них больше, свидетельствует, что они совершенно не понимают природы того царства, о котором проповедовал Господь. Для них Мессия — великий царь-освободитель, выдающийся администратор, блестящий реформатор. А потому и Его власть подобна власти земных правителей, которые правят силой, окружают себя высокими сановниками. Отсюда и естественное желание узнать, а какой пост в свое время займут они, когда их Учитель сядет на престоле.
Об этом же непонимании проповеди Христа о Царстве Небесном свидетельствует и их возмущение по поводу того, что какой-то человек совершает чудеса, прикрываясь именем Спасителя. Конкуренция на место самого близкого человека к царю и так высока. Ведь их двенадцать. А тут еще со стороны кто-то пробивается. И если друг друга они еще готовы терпеть, то все остальные для них явные самозванцы. А потому они запрещают человеку, который не ходит с ними, изгонять бесов силой Иисуса Христа.
Давайте задумаемся, о чем свидетельствуют все эти попытки выяснить, на какие привилегии, почет и уважение я могу рассчитывать, чем я буду отличаться от других. Попытки устранить максимальное число конкурентов. Все это есть ни что иное, как скрытое желание ощутить себя хозяином ситуации. Жажда насколько это возможно быть в центре жизни, держать ее под контролем, иметь свой удел и быть там всесильным и полновластным хозяином. Пусть этот удел будет небольшим. Но зато он весь мой и я здесь владыка и бог. Все здесь вращается вокруг меня. Так работает наш эгоизм. Он заставляет окружающий мир вращаться по орбите моего больного, самовлюбленного «Я». И это «Я» ужасно страдает, когда его границы нарушают, но само постоянно стремиться нарушить границы других. Поглотить их. Сделать так, чтобы они жили ради него. Это закон нашего падшего мира, где вся жизнь — хаотичное столкновение разнообразных замкнутых эгоцентричных систем, каждый идет вперед, расталкивая окружающих локтями.
Однако ответ Христа показывает апостолам, что Его Царство основано на совсем иных законах. Чтобы продемонстрировать их Он приводит в пример ребенка. Взрослые эгоистические амбиции ему чужды. Ребенок еще не делит мир на своих и чужих, не гоняется за выгодой, не одержим тщеславными помыслами. Он не видит в окружающих конкурентов, которые стремятся занять его место под солнцем. Не стремится во что бы то ни стало не упустить своего. Но самое главное — ребенку чуждо желание контроля. Он умеет отпускать и полагаться на волю родителей. Он не думает о том, что будет завтра. Живет одним днем.
Именно тот, кто приобрел такое внутреннее состояние, тот, кто умеет в центр своей жизни ставить волю Бога и отпускать свое ради другого человека, станет великим в царстве Мессии. И чем глубже это состояние, тем больше величия, которые совершенно иной природы нежели та слава, которая сопровождает сильных мира сего.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.