Нет сомнений в том, что пригласивший в свой дом Господа Иисуса Христа фарисей Симон был человеком добродетельным и благочестивым. Он не был злодеем, не был отъявленным грешником, более того, его искренне интересовали богословские вопросы, он чаял Пришествия Мессии, он был щедрым и радушным хозяином. Симон всё делал правильно, даже сам процесс угощения гостя был устроен надлежащим образом и в соответствии с традициями приёма высоких гостей: двери дома не были заперты, войти мог кто угодно, и кто угодно мог стать участником застольной беседы.
Во всех прочих сферах своей жизни Симон тоже был правильным, на это указывают и слова Спасителя, Который после — даже не слов, а мыслей Симона — не стал говорить о его лицемерии, да и вообще никак его не обличал, тогда как из Евангелия мы знаем, что обращения Христа к фарисеям довольно часто имели ярко выраженный негативный оттенок, достаточно вспомнить лишь один отрывок Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). Здесь же нет ничего подобного, и дело, конечно же, не в особом уважении к хозяину дома и не в благодарности за его гостеприимство, дело в том, что Симон был хорошим человеком, у него не было каких-либо серьёзных нравственных изъянов.
Точно такие же без всяких оговорок хорошие люди есть во все времена и во всех культурах. Эти люди честно трудятся, они верные мужья и жены, они заботливые дети и любящие родители, они надёжные друзья и законопослушные граждане. Их не в чем упрекнуть. Они — основа любого общества. Они, помимо всего прочего, сумели сохранить себя от тяжёлых грехов. Это, конечно же, прекрасно и для любого человека вожделенно.
Но быть такими получается далеко не у всех. Кому-то не повезло с местом и временем рождения, кто-то оказался в крайне непростых жизненных обстоятельствах и был вынужден преступить закон, кто-то ошибся и в юности попал в дурную компанию, которая, как известно из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, развращает добрые нравы (см. 1 Кор. 15:33). Вариантов перестать быть добродетельным и хорошим — бесконечное множество, все их перечислить невозможно.
Проблема же состоит в том, что постичь глубину милосердия Божия могут только те, кто оступился, те, кто осознал самого себя мерзким, грешным и падшим. У этих людей попросту нет иного выбора. Конечно, они долгое время могут пытаться что-то изменить, начать жизнь заново, но если у них хватит времени, то велик шанс осознать азбучный евангельский факт: Бог принимает всех, Он покрывает и прощает все грехи, Он делает это без всяких условий, просто в силу искреннего обращения к Нему.
Ну а людям, которые сумели избежать грехопадений, стоит принять другой факт: бездну божественного милосердия, и не удивляться тогда, когда они видят рядом с собой людей, которых Бог воззвал из глубины греховного падения, людей, подобных грешнице из сегодняшней евангельской истории.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.