Сегодня Христос Спаситель заостряет до предела одну из важнейших проблем: как относятся друг с другом религиозность и человечность?
И в своём примере Иисус противопоставляет универсализм и безусловность заповеди Божией — манипулятивности человеческой заповеди, «предания старцев». Казалось бы, чёткая, однозначная заповедь о почитании родителей безусловно должна быть исполнена. Но, оказывается, её можно обойти — если то, что можно было направить на содержание престарелых родителей, — посвятить Богу и тем самым сделать неприкосновенным: ещё бы, кто дерзнёт посягать на Божественную собственность? И таким хитрым ходом сразу приобретается двойной выигрыш: и Богу сделали как бы приятное, и у родителей не может быть претензий.
В чём же здесь корень проблемы? В человеческом лукавстве. Ведь вовсе не о служении Богу на самом деле заботится такой человек, а о сохранении своего имущества под благочестивым предлогом. Ведь отписав Храму большую часть своей собственности как корван — человек не только продолжал им пользоваться, но и ещё и освобождался от множества налогов!
Как же вообще может произойти такая мощная подмена? Неужели сам верующий человек этого не замечает? Перед нами — удивительный феномен человеческого сознания: чем выше и благороднее цель — тем большую подлость готов совершить человек ради её достижения.
Разве не понимали иудейские первосвященники, осуждая Иисуса на смерть, что Он — совершенно невиновен? Но — в их сознании ценность устойчивой, стабильной религиозности народа была бесконечно высокой — несоизмеримо выше, чем жизнь всего лишь одного праведника. «Лучше, чтобы один погиб — а не всё развалилось!»
Что же делать? Неужели не надо иметь высоких целей — чтобы избежать этой коварной ловушки?
Но без высоких целей не будет никакого роста и движения вперёд! Значит, нам необходим какой-то внутренний предохранитель, который будет надёжно срабатывать, если мы увлечёмся и просто перестанем замечать на своём высоком духовном пути живых людей.
Этот предохранитель — и есть сами заповеди Божественного закона. Если мы видим, что заповедь вдруг возникла перед нами как однозначное препятствие — и у нас уже есть понимание, как в данной ситуации её можно обойти — значит, надо срочно нажать на все тормоза и давать задний ход!
Помоги же нам, Господи, даже в самой сильной увлечённости самыми светлыми и великими идеалами уметь вовремя затормозить, чтобы не попрать Твои заповеди нашими, человеческими, истолкованиями!..
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.