В сегодняшнем чтении мы слышим историю об исцелении женщины, у которой двенадцать лет было кровотечение. Всё это время она лечилась у самых разных врачей и много претерпела от них, растратив всё своё имущество. Судя по срокам, она заболела задолго до того, как Иисус Христос вышел на проповедь. Больше десяти лет безрезультатного лечения при любом уровне медицины приведут человека в отчаяние. Тем более, что ей не просто не стало лучше, но стало хуже… И вот услышав об Иисусе, она пришла к Нему, как к последней надежде.
Кажется, всё так и есть… Так, да не так. Ведь задумавшись над словами «пришла к Нему», мы понимаем, что про неё этого сказать нельзя. Она была рядом, касалась рукой Его одежды, но о ней никак нельзя сказать, что она пришла к Нему. И это принципиально важный момент, который объясняет всё то, что произошло с нею дальше. Судя по тому, что она скрывала свою болезнь, она была иудейкой, то есть знала законы, которые делали её нечистой и запрещали ей прикасаться к другому человеку. Однако в Ветхом Завете было кое-что поважнее законов о ритуальной чистоте или нечистоте. Конечно, весь закон был свят, но он строился на глубоко личных отношениях с Богом. И примером этих отношений, как для древних, так и для нас сегодня, является Авраам, который не просто верил в силу Божию, но общался с Богом, как с личностью, обращался к Нему, как к живому, премудрому и свободному… Он мог сетовать, мог спрашивать, мог прислушиваться… Но он не использовал Бога, потому что знал, что Тот — не безличная сила, которой можно управлять.
Так вот, женщина, которая искала исцеления, естественно, знала все эти примеры, но не подошла ко Христу с просьбой, как делали многие другие. Она украдкой прикоснулась к Его одежде, чтобы использовать силу, которая от Него исходит.
Современному человеку, который привык молиться ко Христу и воспринимать Его как личность, такой поступок может показаться странным. Однако посмотрев внимательно на собственную религиозную жизнь, мы увидим, что многое из того, что мы делаем, делается нами автоматически, с опаской быть наказанными или с расчётом получить награду. Неосознанно мы поступаем так, что Бог оказывается для нас не личностью, а силой, с которой надо уметь обращаться.
Христос останавливается и делает поступок женщины явным. Она верила в Его силу, но верила ли она в Него? Верила ли, что Он поступит с любовью? Верила ли, что Он Сам захочет её исцелить? Судя по всему, нет, но для Христа важно, чтобы использование переросло в общение. Конечно, ей страшно, но она совершает шаг от веры в Его силу, к вере в Него самого, в результате чего не только выздоравливает, но и встаёт на путь спасения. Ведь Христос не сказал: вера твоя тебя исцелила, но вера твоя спасла тебя. Так и все мы должны приходить ко Христу не для того, чтобы решить свои земные проблемы, но для того, чтобы спастись.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.