Если воспринимать этот евангельский текст буквально, особенно же если воспринимать буквально слова Христа Спасителя, то может показаться, будто бы дочь начальника синагоги была не вполне мертва, будто бы она попросту находилась в глубокой коме или же ещё в каком-то состоянии, которое нельзя назвать смертью. Сам Господь, успокаивая собравшихся, сказал, что «девица не умерла, но спит». Казалось бы, что можно Ему поверить, воспринять Его слова буквально, и тогда вся эта история перестаёт иметь хоть какой-то смысл, ведь нет ничего сверхъестественного в том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте, сказать правильные слова и помочь девочке встать. Но дело в том, что и в отношении Лазаря, тело которого несколько дней находилось в пещере гроба и уже начало разлагаться, Господь использовал очень похожее выражение, тогда Он сказал так: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Ученики Христовы поняли Его слова буквально, а потому через какое-то время Спасителю пришлось сказать прямо, так, чтобы не осталось никаких сомнений: «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему» (Ин. 11:14–15). Возникает вопрос относительно того, почему же Господь говорил об умерших, как о спящих. Некоторые комментаторы на основании этого делают вывод, что смерть — это не что иное, как сон, соответственно, к ней стоит относиться так же легко и оптимистично, как и к обычному человеческому сну. Но более корректным видится иное мнение, то, которое высказал блаженный Августин, вот его слова: «Господь сказал правду: она спала, но только для Того, Кто мог её разбудить». А разбудить и дочь начальника синагоги, и Лазаря мог только один Человек — Воплощённый Бог. С Его точки зрения, то есть с точки зрения Творца жизни, смерть, действительно, лишь сон, потому что Он может от этого сна пробудить, то есть Своей божественной властью вернуть человека к жизни.
Евангельские истории воскрешения умерших представляют собой наглядную демонстрацию божественного могущества Христа Спасителя, они призваны показать и напомнить, что в своё время воскресение коснётся каждого человека, что всякий, кто по воле Бога обрёл бытие, не может этого бытия лишиться, что если с точки зрения Бога смерть — это всего лишь сон, то, значит, умирая, человек не лишается бытия, но переходит в некое иное состояние, из которого есть и обратный путь, именно поэтому мы и чаем всеобщего воскресения из мёртвых.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.