В сегодняшнем чтении мы слышим диалог Христа с фарисеями. Учитывая, что перед нами отрывок из шестнадцатой главы, невозможно предположить, чтобы те, кто задают Иисусу вопрос, видели Его первый раз или не имели о Нём никакого мнения. Дело было в другом: они не принимали Христа и не верили в Него. При этом они слышали Его проповеди, видели чудеса, знали, как относятся к Нему люди… Всё это приводило к тому, что совесть их не могла успокоиться. В поисках оправдания, они спрашивали Христа о знамении, чтобы найти в Его словах или делах что-нибудь такое, за что можно было бы зацепиться, чтобы в конце концов определиться и внутренне успокоиться.
В связи с этим вопросом фарисеев мне вспоминается беседа с одним университетским преподавателем, серьёзным специалистом в области неорганической химии, который с усмешкой спрашивал меня о том, чему же учат в духовных академиях. При этом было совершенно очевидно, что отвечать можно что угодно, так как на самом деле любой ответ воспринимался как подтверждение того, что в церковном образовании не может быть ничего приличного, потому что вся религия – это одно сплошное мракобесие. И вот я рассказываю ему о естественнонаучной апологетике, говорю о преподавателях, которые по первому образованию физики и биологи, и вижу, что, хотя это и удивляет его, он остаётся при своем мнении. Мало ли чудаков, решивших отказаться от науки? Впрочем, ни рассказ о верующем лауреате нобелевской премии по химии, ни история руководителя проекта по изучению генома человека, который не видел противоречий между наукой и верой, моего знакомого также ни в чём не убедили. Просто потому, что это был его выбор.
Похожий выбор, пусть и в других обстоятельствах совершали фарисеи. Они спрашивали Христа о знамениях, хотя Спаситель явил уже достаточно чудес и было множество людей, которым их хватило для того, чтобы убедиться. Вопрос фарисеев Иисус оценивает как лицемерный. Они знают, что знамений было достаточно, но делают вид, что им не хватило ещё одного для того, чтобы наконец удостовериться. Почему они так поступают? Велик соблазн обвинить их в безнравственности, сказать, что они лукавы и прелюбодейны. Более того, нередко современные апологеты делают именно так, когда говорят, что все неверующие не верят только потому, что хотят грешить со спокойной совестью. Однако Христос подаёт нам совершенно иной пример. Обвинив фарисеев в неискренности, Он продолжает свою речь в ином ключе и говорит несколько отстранённо: «род лукавый и прелюбодейный знамения ищет»… Заметим, что Он не обвиняет конкретных людей. Он говорит им: вы неискренни, обычно так ведут себя люди лукавые и прелюбодейные… И сказав это он оставляет каждого из них наедине с его собственной совестью. Не пытается переубедить их любой ценой. Он говорит им лишь о том, что знамений было предостаточно и будет ещё одно: подобное знамению Ионы. То есть ассоциирует пребывание пророка во чреве большой рыбы с предстоящим Ему тридневным пребыванием во гробе.
Поступок Спасителя - пример для каждого, кто говорит с нехристианином. Христос являл истину всей Своей жизнью, но не пытался убедить окружающих в Своей правоте любой ценой, оставляя их наедине с самими собой, ведь подлинная вера может родиться только благодаря личному свободному выбору, который совершается в глубине сердца.
священник Стефан Домусчи.