Не так давно, чуть менее трёх недель назад, Православная Церковь совершала воспоминание Сошествия Святого Духа на апостолов, это был, среди прочего праздник единства, ведь одно из центральных песнопений этого праздника — кондак — звучит так: «Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа». И, действительно, самым ярким следствием ниспослания Господом Иисусом Христом от Бога-Отца апостолам Святого Духа стала открывшаяся возможность говорить на иностранных языках, которые апостолы до этого не знали и не понимали, а общий язык — одно из самых главных условий единства. Дар понимания языков — совершенно уникальный дар Древней Церкви, он был необходим как раз для того, о чём было сказано в богослужении праздника Сошествия Святого Духа на апостолов — для того, чтобы через проповедь привести ко Христу как можно больше людей, чтобы всё человечество было едино во Христе, ведь именно об этом молился Спаситель перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Собственно, миссия Церкви как раз и состоит в том, чтобы приводить в исполнение эти слова Христовой молитвы.
Но вот что странно: в Евангелии от Матфея мы сегодня услышали совсем иные слова, они кажутся прямо противоположными, ведь Господь сказал, что Он пришёл «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её», то есть разрушить единство. И, действительно, мы знаем, что именно так зачастую и происходит: исповедание Христа Воскресшего, жизнь по вере способны лишить человека привычного окружения, он может стать изгоем даже в своей собственной семье. А уж если человек со временем принимает священный сан, то общество его в буквальном смысле отторгает: на нас смотрят как на каких-то диких зверушек, которые в силу нелепой случайности оказались на свободе. Примеры такого рода есть в изобилии у любого священнослужителя, для иллюстрации приведу безобидную, но очень показательную историю, которая произошла со мной совсем недавно. Один добрый христианин, зная о моей любви к полётам, пригласил меня покататься на воздушном шаре. Естественно, от такого приглашения я не смог отказаться. Этот полет не был индивидуальным, а потому с нами летели самые разные люди, среди которых была молодая женщина, она, когда увидела меня рядом с корзиной воздушного шара, буквально закричала: «А что здесь делает поп?! Он что, собрался с нами лететь?!». Организаторам полёта пришлось её успокаивать. Нечто подобное с нами происходит чуть ли не каждый день, и мы к этому привыкли. Конечно, происходят не только неприятные истории, есть множество и очень радостных встреч с представителями нецерковного общества. Но все эти истории — лишь свидетельство того, что вера во Христа отделяет людей от общества. Мы становимся чужими для абсолютного большинства людей. И здесь возникает вопрос: а каким же тогда образом проявляется то единство, о котором молился Господь и которое стало реальностью после Сошествия Святого Духа?
Ответ станет ясным и очевидным, если мы вспомним о том, что единство бывает самым разным, что соединять людей может практически что угодно, объединяющим началом могут быть, к примеру, общественные устои, которые, как известно, чаще всего бывают далеки от евангельских повелений Христа. Если же кто-то начинает поступать не так, как то принято в обществе, а так, как того требует Спаситель, то общество отторгает из себя такого человека, но если человек не испугается, если он найдёт в себе силы быть до конца верным Христу, то он через пришествие Святого Духа обретёт иное единство — единство со всей Церковью, со всеми теми людьми — живыми и отошедшими в вечность — которые так же верны Христу, и, что самое важное, такой человек станет единым с Самим Христом Спасителем.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.