В сегодняшнем чтении, обращаясь к своим ученикам, Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам». При этом Спаситель противопоставляет свой дар тому дару, который ученики могли бы получить от мира. Его слова в синодальном переводе могут звучать непонятно, так как слово «мир» используется в разных значениях. Однако если мы обратимся к оригиналу, всё окажется просто. Христос говорит, что Он даёт ученикам состояние благодатного покоя и умиротворения. И даёт этот покой не так, как может дать его падшее и греховное общество.
Заповедь, запрещающая человеку вкушать плод с древа познания добра и зла, не давала человеку покоя. Предназначенный быть богоподобным, человек не хотел ждать и от кого-то зависеть, даже если этот Кто-то Творец, благодаря Которому он вообще появились из небытия. Впрочем, грех не дал человеку ни счастья, ни спокойствия. Напротив, люди стали существами мятущимися, жизнь их наполнилась раскаянием о прошлом и переживаниями о будущем. Но самое главное в настоящем их всё время беспокоит вопрос о смысле существования, который неизменно находится в топе так называемых проклятых вопросов и лишает покоя тысячи и миллионы людей. Естественно, человечество находило для себя разные объяснения, но все они обычно носили временный характер, не давая подлинного успокоения.
Христос как воплощённый Творец прекрасно знает, о чём тоскует человек. Знает, что не успокаиваются люди от собственных иллюзий и миражей, знает, что по-настоящему они обретают покой только в Боге, только очистившись от всего ложного и наносного.
Итак, Спаситель дарит нам покой и умиротворение, но они совсем не таковы, к каким нас призывает мир. Это не просто комфорт и гармония, о которых сегодня так много говорится, это не способность отпустить все проблемы и ни о чём не думать... Покой Христов — это благодатный дар, но, чтобы его принять, необходимо освободить руки. Неслучайно после разговора о мире, которого так жаждет человек, Христос говорит о виноградной лозе. Всякую ветвь, которая не приносит плода срезают, а приносящую очищают, чтобы принесла ещё больше. Когда виноград начинает созревать, виноградари убирают значительную часть листвы, чтобы основные силы лозы уходили на созревание плодов. Стремясь к мнимому покою, который предлагает мир, мы не замечаем, что он не столько даёт, сколько забирает, силы, время, мечты и надежды. Но благая весть заключается в том, что Христос прошёл все тяготы нашего пути и знает, как нам трудно. И Он зовёт нас за Собой, приглашает нас разделить с Ним Его мир, Его Божественный покой.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.