Христос воскресе!
Символика света, противостоящего мраку, характерна не только для соборных посланий любимого ученика Христа, но, прежде всего, для его Евангелия. Оно, как известно, было написано позднее трёх других и имеет более аллегорический характер. Апостол Иоанн ставил перед собой задачу не столько перечислять события из земной жизни Спасителя, сколько максимально раскрыть Его учение. И сегодняшнее евангельское чтение говорит нам, как раз, сразу о нескольких важных аспектах Евангельской вести.
Первое, что необходимо отметить, — самоименование Христа. Он говорит о Себе так: «Я — свет миру». Данное выражение является не просто каким-то поэтическим образом. Христос цитирует в данный момент мессианский текст пророка Давида. Царь древнего Израиля именует Мессию светом миру. Важным является также упомянуть место, где звучат слова Христа. Он произносит их на территории Иерусалимского храма вблизи от четырех огромных факелов. Те постоянно горели, освещая собой территорию иудейской столицы, символизируя при этом вечное сияние славы Божией.
Видя этот свет, современники Христа полагали, что они, в отличие от прочих народов, ни в чём не заблуждаются, пребывают в истинной вере. Спаситель же фактически указывает слушателям, что они стали пленниками мрака. Обрядоверие заслонило для них суть ветхозаветного закона, которая (суть) состояла не в выполнении многочисленных предписаний, а в стремлении соответствовать заповедям любви к Богу и ближнему.
Речь, которую произносит Господь Иисус, воспринимается иудеями одновременно как вызов и богохульство. Ведь Он фактически уравнивает Себя с Отцом Небесным — Богом Яхве. Говорит о Себе как о вечно существующем и всезнающем. Подобного свидетельства фарисеи (знатоки закона) принять не могли. Они начинают укорять Христа, говорить о том, что Он лжесвидетельствует. Спаситель же указывает на ограниченность видения Своих оппонентов, считающих себя мерилом нравственности и полагающих, что в их руках находится возможность судить кого-либо. Христос же отказывается судить. Вернее — Он говорит, что каждый человек сам себя судит. Тот, кто имеет веру в Сына Божьего, призывается идти путём света и творить дела света. Тот, кто веру отвергает, сам осуждает себя на пленение тьмой. Подобную печальную участь Христос видит на примере фарисеев, забронзовевших в своих горделивых убеждениях, не терпящих какой-либо конкуренции. Спаситель указывает, что такое поведение характерно для тех, кто только на словах говорит о знании заповедей Божиих. На самом же деле, мы имеем дело с самообманом. По-настоящему верующий человек не будет никого злословить, не станет радоваться чужим неудачам, но будет стремиться сам идти к Богу — источнику света и другим этот источник собой заслонять не будет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Читать далее
священник Антоний Борисов.