В сегодняшнем чтении мы слышим, как иудеи ропщут на Христа, за то, что Он называет себя «хлебом, сшедшим с небес». Иудеи воспринимали Его как пророка и чудотворца. Они были под впечатлением Его чудес и были готовы слушать Его наставления. Тем более, что некоторых чудеса были действительно невероятными — дать зрение слепому, воскресить четверодневного и накормить пятью хлебами несколько тысяч человек... Да и проповеди его иногда комментировали так: «никогда не слышали, чтобы человек говорил так, как этот Человек...». И всё же сегодня они возмутились, потому что одно дело проповедовать и творить чудеса, а другое — говорить, что ты сошёл с небес.
Однако именно в этом небесном происхождении Христа и был весь смысл его проповеди. Если бы Он был просто очередным проповедником правильной жизни, Он ничем не отличался бы от пророков, которые иногда говорили очень радикальные вещи, но жизнь человека от этого не менялась. В том-то и дело, что человек нуждался в том, чтобы Сам Бог вмешался в историю, но сделал это, не нарушая человеческой свободы. Естественно, Он не стал создавать какую-то новую человеческую оболочку, не вселился в уже существующего человека... Первое было бы похоже на маскарад, второе — на насилие... Вместо этого Бог стал человеком, то есть таинственным образом соединился с человеческой природой в момент зачатия, сохранив её неповреждённой и свободной, и в то же время, сделав её Своей собственной. Сам Бог, не нарушая человеческой свободы, действовал как человек, чувствовал голод, уставал, плакал у гроба своего друга.
Конечно, иудеев не устраивала их жизнь. Они находились под властью римлян, платили им подати и только мечтали о былом величии. И, конечно, они мечтали, чтобы Бог вмешался в историю и кое-что в ней исправил. Но были ли они готовы к тому, что Бог вмешается в историю таким образом, что Он придёт и проживёт с Ними общую жизнь и даже умрёт с ними общей смертью, чтобы в итоге всему придать совершенно иной смысл? Вряд ли. Им было надо не так много, их запросы были гораздо проще. Но Бог не для того творил мир, чтобы мы просто сытно ели и жили в спокойствии, Он зовёт нас к большему...
Помню, как во время учёбы в университете я разговорился со знакомым профессором, который был агностиком. Он был готов признать, что Бог мог сотворить наш мир. «Не может быть, чтобы всё было так просто», — говорил он. Но в то же время он не мог поверить, чтобы Богу, если Он сотворил все наши галактики и туманности... была интересна какая-то там земля, с живущими на ней людишками... Он спрашивал: «Наша земля? С нами? С нашими проблемами? Интересна Богу? Что вы о себе возомнили?» И эти слова были очень похожи на возмущения, которые мы слышали в сегодняшнем чтении... И всё же в этом и есть смысл христианства: Бог не просто сотворил мир и нас вместе со всеми прочими существами... Он сотворил его ради нас, чтобы стать близким к каждому... и даровать нам вечную жизнь.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.