В сегодняшнем чтении мы слышали слова Христа о хлебе жизни. Иудеи видели чудо насыщения большого количества людей пятью хлебами и пришли ко Христу снова, чтобы стать свидетелями чего-то подобного ещё раз. Однако Бог воплотился, чтобы ответить на духовную жажду, а не создать сообщество сытых людей.
Иногда люди спрашивают: почему Спаситель не исцелил всех людей на земле? Почему не накормил всех голодных? Неужели Ему не было жалко всех тех, кто страдал, кому было трудно, ведь Он мог облегчить их страдания.
Христос действительно не ставил своей целью накормить всех голодных, исцелить всех больных и воскресить всех мёртвых... если иметь в виду простую сытость, физическое здоровье и возвращение к обычной жизни. Иудеи ели хлеб и насытились..., но в том то и дело, что они снова проголодались и поэтому пришли ещё раз. Христос способен накормить их снова, как Он был способен лечить и даже воскрешать людей... Но пища, о которой в данном случае идёт речь, как и здоровье и сама жизнь, была обычной — тленной. Человек снова хотел есть, снова заболевал, и, конечно же в итоге снова умирал. Как когда-то умер Лазарь, которого Спаситель воскресил перед своими страданиями.
Но что же тогда есть христианство? И для чего проповедь, если жизнь здесь и сейчас не может быть исправлена так, чтобы приносить радость? Из всего, что говорит Христос, из всего Евангельского повествования мы видим, что христианство есть путь к новой жизни, который проложен Спасителем и по которому мы призваны идти вслед за Ним.
На самом деле, мы, конечно же, можем сказать, что Христос поставил своей целью накормить всех голодных, исцелить всех больных и воскресить всех мёртвых, но сделать это иначе, чем от Него ожидали. Речь идёт не о решении временных проблем, но о том, чтобы вернуть мир Богу и всё в нём восстановить.
Оставаясь живыми людьми из плоти и крови, мы, естественно, продолжаем есть и пить, и даже умирать. Однако, к еде и питью и даже смерти, человеческая жизнь не сводится. История знает множество ситуаций, в которых человек отказывался от еды и питья и даже самой жизни ради высших, духовных смыслов. Более того, мы верим, что за этим скрывается не просто нравственный героизм людей, которые способны подняться над сиюминутными нуждами. Церковь верит, что благодаря воскресению Христа смерть побеждена и при воскресении мёртвых будет побеждена окончательно... Путь к этой победе открыт Христом и разделить с ним его может каждый. Неслучайно, Спаситель говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
Впрочем, в притче о брачном пире, которую приводит евангелист Матфей, рассказывается о человеке, который был изгнан с пира, потому что он не имел брачной одежды.
Как совместить эти две истории? Если мы приходим ко Христу, ждёт ли Он нас, готов ли принять или будет строг, как хозяин из притчи?
Чтобы понять эту дилемму, надо услышать, что имеет в виду Спаситель. Он говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон», то есть акцент в этих словах на Нём... И это действительно самый главный вопрос: к кому мы приходим и зачем? И если мы приходим ко Христу не для того, чтобы им воспользоваться... Если мы приходим для того, чтобы быть с Ним, мы действительно не будем отвергнуты никогда.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.