В сегодняшнем чтении мы слышим историю о чудесном исцелении сына царедворца. Мальчик был при смерти, и отец пришёл ко Христу, чтоб попросить Его о помощи. Первой фразы в диалоге мы не слышим, она лишь подразумевается, но по ответу Христа можно понять, что царедворец, очевидно бывший язычником, в своей просьбе сделал акцент на чуде. Возможно, что и Кану Галилейскую евангелист упоминает неслучайно. В её окрестностях многие могли помнить чудо претворения воды в вино.
Итак, царедворец обращается ко Христу с просьбой. Но как он воспринимает Христа? Кто Он для него: спаситель мира или чудотворец? Для самого Спасителя это оказывается важным.
Он отвечает: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» и как будто бы медлит, что кажется неожиданным. Он всегда поступает по любви, но разве любовь не заключается в заботе о ближнем, которым в данном случае оказывается больной ребёнок?
Однако для Христа всё не так просто. Мы сострадаем болеющему в его немощи и переживаем за него ещё и потому, что для нас не открыто его будущее. Христос же знает, чем закончится эта история. Поэтому духовное состояние отца мальчика оказывается для Него не менее важным, чем здоровье самого ребёнка.
Вместо того, чтобы идти и исцелить отрока, Спаситель указывает его отцу на качество его веры. Но разве это не жестоко? Перед Ним отец больного ребёнка и он просит о помощи! Обычному человеку может показатьтся, что это действительно жестоко, но судя по тому, что говорит Христос, не менее жестоко оставить царедворца без вразумления.
Сегодня мы бы сказали, что этот человек находится в стрессовой ситуации. Его нервы на пределе, но вместо исцеления сына ему предлагается задуматься о том, во что он верит и как относится ко Христу. Царедворец не выдерживает и говорит: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Подразумевая, что ему не интересны никакие наставления. Единственное, что для него важно — это здоровье сына. «Он здоров» — говорит Христос, — «иди в дом твой!»
Лёгкостью, с которой Христос исцеляет отрока, подчёркивается, что для него в этом исцелении нет какого-то нарочитого чуда, специального действия, которое Ему пришлось бы совершать. Он, естественно, желает отроку исцеления и, если дело только в этом, Его не надо уговаривать, напоминая Ему о чудесах, совершённых прежде. Но мгновенное исцеление позволяет отцу отрока задуматься над приоритетами. Видел ли он за своими просьбами Того, к Кому обращался? Как будто бы в его душе появляется место для этого вопроса.
На самом деле, в сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о двух исцелениях. Первое — исцеление больного ребёнка. Он никак в нём не участвовал, лежал дома и страдал, а потом выздоровел. Второе исцеление — это исцеление души царедворца, которое происходит благодаря тому, что он вступает в диалог со Христом. Только не в тот диалог, часть которого мы слышали. Речь о диалоге, который происходил в его душе. Его глаза открылись, и он увидел во Христе не просто чудотворца, но Спасителя, он уверовал сам и весь дом его. И нам, с чем бы мы ни приходили ко Христу, стоит последовать его примеру.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.