В древнееврейском обществе профессия мытаря была одной из самых презираемых. Мытарь — это сборщик налогов в пользу римского захватчика. Таких людей небезосновательно считали предателями родины и веры и люто ненавидели. С подобной брезгливостью евреи относились лишь к блудницам и другим маргинальным элементам. А потому, увидев, что Христос окружает себя такой публикой, книжники и фарисеи возмущаются. «Как Он может говорить от имени Бога, призывать людей к праведной жизни и в то же время собирать вокруг Себя этот сброд, да ещё и делить с ними трапезу». К слову, сидеть за одним столом с явным нарушителем религиозного закона считалось для ортодоксального иудея скверной и мерзостью. На это Господь отвечает им: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». О чём же идёт речь?
Суть в том, что абсолютных праведников не существует. Явно свидетельствует об этом книга Иова. Здесь говорится, что Господь даже «в ангелах Своих усматривает недостатки». То есть, перед лицом совершенства Бога даже святость и чистота самых высших и прекрасных творений оказывается несовершенной. А потому речь идёт не об объективной праведности и греховности, но скорее о том, как ощущает себя сам человек перед лицом Творца.
Представьте такую картину. Комната, в которой приглушён свет и царит полумрак. Пространство не просвечивается. Очертания предметов размыты. Мы видим лишь их смазанные силуэты. Но стоит включить свет или открыть шторы, как фокус сразу же меняется. Мы различаем чёткие контуры интерьера и даже видим, как в ярких солнечных лучах плавают миллионы мельчайших частичек пыли. Точно так и в отношениях человека и Бога. Чем дальше мы от Него, тем меньше ощущаем свою греховность. Чем ближе, тем сильнее в Его свете осознаём своё несовершенство. Желание прибраться в квартире наступает именно тогда, когда в ней светло и всё пространство хорошо просматривается. Напротив, в темноте грязь незаметна. Но это не означает, что её нет. В комнате может царить хаос, а человек будет искренне убеждён в том, что вокруг него полный порядок.
Поэтому так часто негодяй живёт в подобном состоянии всю жизнь и при этом искренне верит, что он в принципе неплохой человек, и вообще, Бог у него в душе. А великий святой, который всю жизнь работал над собой, лёжа на смертном одре повторяет, что не положил ещё и начало покаянию, и видит свои грехи бесчисленными, как песок морской. Первый никогда не испытает потребность в Боге. Ведь он не видит своей внутренней нечистоты и болезни. А потому и Спаситель ему не нужен. Второй прекрасно понимает, что своими силами ему не обуздать свои страсти, а потому он не просто нуждается в Боге и ищет Его, но моментально реагирует на любой Его знак, а тем более призыв.
Именно поэтому Левий сразу же откликается на слова Христа. Для него это шанс вырваться из того унизительного состояния, которое он сам болезненно переживал и из которого простыми человеческими усилиями вырваться ему было уже невозможно. И, напротив, книжники и фарисеи, которые уверены, что у них всё хорошо, о чём свидетельствуют их высокий социальный статус и уважение окружающих, не желают принимать Спасителя.
Дай же и нам, Господи, приобрести это драгоценное состояние сердечного сокрушения и осознание своего несовершенства перед Твоей святостью, чтобы не блуждать в темноте, но жить в ярком свете Твоего постоянного присутствия.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.