В сегодняшнем чтении мы слышим две параллельно развивающиеся истории. Первая из них происходит утром, по дороге в Иерусалим. Спаситель чувствует голод и видит смоковницу, на которой ищет плоды. Однако время плодов еще не наступило и на смоковнице были только листья. «Пусть теперь никто не будет есть с тебя плодов», — говорит Христос. Вторая история происходит в Иерусалиме. Он приходит в храм и изгоняет из него торговцев и менял, которые формально занимались добрым делом, так как помогали людям купить животное для принесения жертвы, но в реальности своей деятельностью мешали молитве тех, кто в этот храм приходил. Обе эти истории могут смутить, если не знать деталей, которые помогают увидеть, что действия Спасителя вполне понятные и обоснованные. Однако дело не только в деталях. Даже не разбираясь в том, как именно цветет и плодоносит смоковница, или в том, в каком именно из дворов Иерусалимского храма шла бойкая торговля животными, можно понять, что история со смоковницей иллюстрирует историю с иудеями в храме.
Смоковница, от которой ожидались плоды, оказалась бесплодной, как и люди, которые должны были стать примером правильных отношений с Богом, они изменили своему призванию. Мы можем жалеть иссохшую смоковницу, но не в большей степени, чем жалеем дерево, из которого сделан пограничный столб. Он обозначает границу географическую, а она обозначила собой границу духовную... Показывала, к чему ведет бесплодная жизнь.
Сегодня на въезде во многие населенные пункты в России можно увидеть кресты. Обычно на них писано «Спаси и сохрани». Эта надпись вполне традиционна, но задумывались ли мы над тем, что она значит? Мы носим крест, изображаем в домах, автомобилях, ставим на дорогах в надежде, что этот знак, а в еще большей степени Сам Господь, спасет и сохранит нас от всякого зла. Однако в изображении креста существует еще один и, может быть, более важный смысл. Крест — это символ, который указывает нам на наше собственное предназначение.
Нам очень хотелось бы, чтобы Спаситель, победивший зло на кресте, дал нам универсальное средство защиты, которое действовало бы механически, просто как исполненное Его силы. Но что произошло на самом деле? Христос не сказал: Я умру на кресте и дам Своим ученикам мощный оберег, но призвал нас взять свой крест и идти за Ним!
Как это? Неужели Он призвал нас рисковать собой? Неужели Он не хочет спасать нас и сохранять? Именно, что хочет. Но не для времени, а для вечности. Путь учеников — это путь на крест, но не потому, что Богу нас не жалко, а потому что только такая жизнь приносит плоды.
Посмотрев на высохшее дерево, ученики должны были задуматься о плодах, которых ожидал Бог от своего народа. В свою очередь мы, глядя на древо креста, должны видеть в нем не оберег, но знак нашего призвания к жизни, исполненной жертвенной любви.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.