В сегодняшнем чтении мы слышим историю исцеления слепца, который сидел у дороги неподалеку от Иерихона. С точки зрения сюжета она довольно проста. Слепцы, как и все те, кто не мог работать, сидели в местах, которые были полны прохожих, и просили милостыню. Естественно, помощь им была частью исполнения закона, формой благочестивой религиозной практики. При этом само состояние слепого никого уже не смущало. Более того, находились те, кто считал его вполне нормальным, раз запрещал ему подходить ко Христу. Мы сегодня можем поразится такой жестокости, но на самом деле зачастую сами настолько привыкаем к существованию несчастий в мире, что уже ощущаем каждое из них на своем месте.
Однако, центральным сюжетом сегодняшней истории оказывается встреча слепца со Христом, и это очень важно. В Священном Писании немало примеров жестокого и неправильного поведения, печальных последствий человеческого греха. Они бывают очень яркими и трагичными, но даже тогда в них присутствует Бог, который направляет все эти ситуации к исправлению.
Итак, мы видим слепца, который очень страдает и обращается к Спасителю с просьбой о помощи. Знает ли он, что такое видеть свет? Возможно, он ослеп уже в возрасте, потому что мы не видим такой же реакции, как при исцелении слепого от рождения. В любом случае в настоящий момент он ничего не видит, однако же не смиряется с этим. Он кричит и зовет Христа так, как будто совершенно уверен, что никакой другой возможности вернуть зрение у него не будет.
Что говорят ему люди, идущие впереди? Успокойся! Смирись! Кто ты такой? Мало ли слепых в Израиле, чтобы ты беспокоил Учителя?! Но он не слышит их и не соглашается молчать перед Богом. Он не соглашается со своей слепотой, он зовет Его и просит спасти...
Однажды в светском вузе ко мне подошел студент и сказал: «Я из неверующей семьи. Я никогда не верил в Бога и ничего о Нем не знаю. Что мне делать, чтобы стать верующим? С чего мне начать?» Передо мной никогда не ставили вопрос именно так и сначала было искушение ответить очень просто: «признай, что Бог есть, согласись с этой мыслью». Конечно, такой ответ имел право на существование, но он был бы сухим и совершенно поверхностным. Он привел бы этого парня к вере в психологическом и рациональном смысле слова, просто признание некоторого факта как истинного. Но настоящая религиозная вера совершенно иная. Эта вера предполагает стремление к общению и даже единству. И для этого первое, что должно родиться в душе, — это желание того, чтобы Бог был, чтобы Он стал реальностью в твоей жизни. Человек не понимающий, что такое вера, говорит: у науки нет доказательств того, что Бог есть и поэтому я в Него не верю. Человек, осознавший суть религиозной веры, скажет иначе: я не способен видеть Бога и поэтому сомневаюсь... Но, откуда же появляется способность Его видеть, как не от самого Бога? Появляется как дар сердцу, которое возжелало встречи.
Первый скажет — не доказано, значит, не существует, в то время как второй, скажет: я не вижу Тебя, но прошу Тебя, откройся мне, сделай меня зрячим. И именно потому, что такое обращение уже предполагает и веру, и желание встречи, Бог отрывается такому человеку. Открывается не как доказанный ответ в задачке, не как результат поставленного опыта, но как Тот, Кто исцеляет любую боль и наполняет жизнь смыслом.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.