Что такое смирение? Мы, христиане, считаем его основанием для всей духовной жизни. И не случайно. Ведь Христос именно со смирения начинает перечисление заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом ибо тех есть Царство Небесное». Так звучит первая заповедь Спасителя. Но при всём огромном значении смирения дать ему четкое описание довольно сложно. В теории вроде бы всё понятно, а вот на практике?
Необычным образом тема смирения звучит в романе Сюсаку Эндо «Молчание». В этом произведении рассказывается о христианских миссионерах в средневековой Японии. Герои в какой-то момент оказываются в очень непростой ситуации. Им нужно отречься от Христа, чтобы спасти жизни крещённых ими японцев. И вот в голове главного персонажа раздаётся голос, который воспринимается им как голос Бога, разрешающий поступить так и этим спасти чужие жизни.
Совершённый поступок кажется неприемлемым. И персонаж романа потом всю жизнь страдает, никак и ни в чем он не может найти утешения. Но умирает он, зажав в ладони маленький крестик, смиренно надеясь на прощение. Смирение — добродетель, которая призывает нас выйти за рамки комфорта. Отказаться от себя любимого ради любви к ближнему, через которую только и проявляется любовь к Богу. Смирение позволяет нам отключиться от себя и делать дело Божие. Об этом, собственно, и говорит сегодняшнее Евангелие.
Христос, изгнав торгующих из Иерусалимского храма, начинает под его сводами учить людей. Среди слушателей Спасителя — иудейские законники. Они провоцируют Господа Иисуса, задают Ему вопросы: кто Ты? какое право имеешь проповедовать? Законники возмущены тем, что Христос нарушил привычную жизнь храма — двор святилища опустел, торговля заглохла.
Чего добивались оппоненты Христа? Чтобы Он объявил Себя Мессией. Во времена Спасителя в Палестине имелось несколько шарлатанов, объявлявших себя спасителями Израиля. Все обманщики так или иначе потерпели неудачу. И фарисеям важно было включить Христа в число лжехристов. Но никакая, даже самая изощрённая хитрость, не могла превзойти смирение Спасителя. Христос не заигрывает с аудиторией, не пытается ей понравиться. Он прямо и честно рассказывает о Своем учении без какого-либо показного благочестия. Мы видим, что во Христе извечное противостояние «быть» и «казаться», благодаря смирению, завершается победой «быть». А Сам Спаситель предстает перед нами и как свидетель Божественной Истины и Сам является этой воплощенной Истиной.
Спаситель с позиции абсолютной открытости задаёт оппонентам вопрос — «крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Это вопрошание не являлось случайным. Его нужно читать между строк. Логика Христа проста. Он как бы говорит — «Я уже много дней свидетельствую о Себе. Вы и так знаете — Кто я. Теперь настал черед поговорить про вас. Вы, законники, претендуете на всезнание. Теперь ответьте на вопрос про Иоанна Крестителя. Кто он и что вы думаете про его крещение?»
Фарисеи становятся жертвой собственной гордости. Рассуждая между собою, они говорили: «если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк». В итоге, ответ законников звучит так — «не знаем». И в данном случае это никакое не смирение, а ложь и уход от прямого ответа.
Какой же вывод мы теперь можем сделать? Смирение (настоящее, не виртуальное) подразумевает сразу несколько вещей. Первая — мужество оставаться собой. Не потакать своим слабостям, но и не стремиться казаться лучше, чтобы кого-то очаровать. Смирение даёт нам увидеть себя такими, какие мы есть здесь и сейчас. И то, что в нас есть хорошего, Богом данного, развивать. А то, что есть греховного по факту, а не по вымыслу, с тем мужественно бороться.
Ещё одно свойство смирения — готовность к ответственности. Когда я что-то говорю и делаю, я призван помнить — всё это может, так или иначе, повлиять на ближних. Герои упомянутого выше романа «Молчание» видели в другом человеке Христа. И ради него приносили в жертву, в том числе собственную религиозность. Веря и надеясь, что идут путём смирения. Будем же этим путем следовать и мы, помня слова апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным подаёт благодать».
Читать далее
священник Антоний Борисов.