Временные аномалии не раз становились основой сюжета различных фантастических фильмов и книг. Взять хотя бы кинокартину «Петля времени». В ней главный герой неожиданно для самого себя встречает самого себя, отправленного в прошлое. Время для персонажа как бы закручивается в петлю. Причём в петлю, лишающую выбора и свободы, так как, согласно сценарию, главный герой фильма должен убить сам себя.
Конечно, всё перечисленное не более, чем художественный вымысел. Время для человека совершенно линейно. Часы и минуты невозможно заставить течь вспять. Однако Библия периодически предлагает нам возможность увидеть, как временем распоряжается Бог, над Которым время не властно.
В евангельском повествовании мы видим, что события будто бы закольцовываются. И далекое прошлое начинает вновь играть особую роль для настоящего и даже будущего. Взять хотя бы сегодняшний отрывок из благовестия апостола Луки. Речь здесь идёт о входе Господа Иисуса в Иерусалим. Мы видим, как ликует, встречающая Христа толпа. Апостолы стремятся разделить триумф Учителя, а потому идут рядом с Ним, восклицая: мир на небесах и слава в вышних!
Не кажется ли вам, что подобные слова мы где-то уже слышали? Правильно — явившиеся в ночь Рождества Христова ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Гимн, который ознаменовал собой пришествие в мир Христа Спасителя, повторяется вновь. Но уже накануне Его казни. Что же это значит? Более того, о каком мире и какой славе может идти речь в преддверии Голгофы?
Православная Церковь верит, что действие Божие не упраздняет свободы человеческой воли. Применительно ко Христу это означает следующее. Сын Божий сделал со Своей стороны всё, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное. Он пришёл в наш мир как человек, Он оставил нам Своё спасительное учение, Он не воспротивился смерти. Но умерев, воскреснул. Так Спаситель разрушил всё препятствия между человеком и Отцом Небесным, появившиеся в результате греха Адама.
Человечеству через Христа действительно были даны мир и благоволение, то есть благодатное освящение. Но принять или не принять их зависит от самого человека. Об этом также идёт речь в сегодняшнем чтении. Противники Христа просят Его, чтобы апостолы замолчали, прекратили славить Учителя. Спаситель в ответ говорит, что если апостолы замолчат, вместо них будут вопить камни.
За всякий поступок человек несёт ответственность. В том числе он должен быть готов принять последствия отказа от дара Божия. Это не месть Творца, а результат сделанного человеком выбора. Иерусалим не принял своего Царя. Что стало для народа еврейского, по сути, цивилизационным крахом. Пройдёт после евангельских событий всего несколько десятков лет и от славной столицы Иудеи не останется и камня на камне. Иерусалим разрушат римские легионы.
Опыт прошлого призывает нас самих не совершать ошибок. Мы призваны помнить, что только тот человек обретет в этом мире настоящее счастье, кто построит жизнь на твёрдом основании веры в Бога и верности Его заповедям. Кто постарается небесный мир и духовное благоволение принять и сделать частью своего бытия. Наша Церковь верит, что святость доступна каждому православному христианину. Главным условием её достижения является наше соработничество Христу. Когда мы руководствуемся таким стремлением, мы тем самым события прошлого делаем частью настоящего. Ангельский гимн, прозвучавший в ночь Рождества две тысячи лет назад, освятит дни нашей сегодняшней жизни и благословит будущее время, устремленное к вечному Царству Христа.
Читать далее
священник Антоний Борисов.