Деление людей на категории — вещь в плане истории совсем не новая. Так, население античных полисов состояло из свободных граждан и рабов. В Испании времён инквизиции только католики имели полный набор общественных прав. В Российской империи 19-го века неправославные не могли проживать в центральных регионах страны. В США до 60-х годов двадцатого века гражданами первого сорта считались исключительно белокожие. В современном Китае сельский житель имеет массу препятствий со стороны государства для переезда в город.
К чему это я всё рассказываю? А к тому, что прозвучавшее евангельское чтение посвящено осмыслению непростой темы деления людей на своих и чужих. И, забегая вперёд, скажем, что Христос полностью разрушает идеологическую базу для какого-либо оправдания такого отношения к окружающим. Надо отметить, что от Спасителя подобное требовало особой решимости, потому что по принципу «свой-чужой» древний Израиль жил веками.
Ещё со времён пророка Моисея иудеям прямо запрещалось общаться с иноверцами и инородцами. Но не потому, что эти люди были с точки зрения закона Божьего второсортными, а потому, что ветхозаветные евреи уж очень симпатизировали чужим верованиям. И чуть что — сразу же начинали поклоняться идолам вместо истинного Бога. Но вот приходит Спаситель, и время существования стены отчуждения между еврейским и прочими народами перестаёт существовать. Ведь Евангелие обращено к каждому человеку вне зависимости от его национальности, расовой принадлежности, цвета кожи.
Тема деления людей на категории возникает в речи Господа при следующих обстоятельствах. Один из законников — специалист в области ветхозаветной религии — начинает искушать Христа, спрашивая — какая заповедь в законе Моисея главная? Законники делились на партии, каждая из которых отстаивала правоту собственных симпатий в отношении одной из десяти заповедей. Христос, таким образом, должен был оказаться в ловушке. Выбрав главную заповедь из десяти имеющихся, Спаситель оказался бы членом одной из мелких законнических партий.
Но Сын Божий не для того пришёл в мир, чтобы участвовать в бессмысленных спорах. Его учение открыло людям принципиально новое видение Бога, а через это и иное видение человека. Вот почему и для чего звучит притча о милосердном самарянине. И чтобы понять всё неудобство этой истории для тех, кто слушал Христа, её нужно поместить в контекст. Для древнего иудея слышать о милосердии самарянина было всё равно, что для грека 19-го века рассуждать о милосердии турка, а для русского из века 17-го — о нравственной чистоте поляка.
Но тем ярче в словах Христа звучит идея, что любовь Божия изливается на всех людей. И человечество не делится на представителей высшего и низшего сорта. Сын Божий пришёл пострадать за всех — добрых и злых, праведных и грешных. И явленная в лице Спасителя милость Господня по-прежнему изливается на наш грешный мир, пытаясь пробиться в сердца всех. И тех, кто готов правду Божию признать и принять. И тех, кто пока еще использует отговорки и мнимые оправдания, чтобы не согласиться с проникновенными словами апостола Павла — перед лицом Евангелия «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»!
Читать далее
священник Антоний Борисов.