Самое «вкусное» время летом — это подготовка к отпуску. Определившись, куда ехать, начинаешь собирать вещи. Волей-неволей проводишь и ревизию всего, что может пригодиться и в дороге, и на месте. Каждый предмет таит в себе множество возможностей — и ты предвкушаешь, как будешь его использовать и сколько радости тебе он принесёт! И вот, созерцаешь упакованный снапборд — надувную доску для плавания — и уже видишь, как стоишь в центре залива, окружённый тихой водой, и впитываешь в себя эту утреннюю свежесть и непробуждённость!
Но оказавшись в реалиях отпуска, картина, как правило, меняется кардинально — и пару раз сходив реализовать свои грёзы, предмет былой мечты оказывает лежащим в углу молчаливым упрёком — и зачем было брать, тащить с собой эту тяжесть — когда лишь пару раз плавал? И вот тогда, чтобы хоть немного смягчить этот укор, заставляешь себя вытащить его из угла, снова надуть, снова принести на пляж, снова поплавать — правда, уже без особого удовольствия, лишь для мнимого спокойствия совести. Ну, а в следующий раз, естественно, эта история повторится во всех подробностях!
Сегодняшняя заповедь Иисуса ученикам отправляться в дорогу налегке — именно об этом, о том, как важно соизмерять инструментарий с реальными потребностями. Человек, обезопасивший себя от непредсказуемости и всевозможных неприятностей, похож на огромный неповоротливый круизный лайнер — а проповедь о Христе должна быть легкой и податливой дуновению Духа, как парусная лодка, шустрая и очень маневренная! Ведь всякий раз, открывая уста, чтобы произнести нечто о самом главном, мы или пытаемся «выгрузить» из трюмов нашего лайнера уже имеющееся — порой уже заплесневевшее от времени — или, напротив, учимся ловить тонкое дыхание Духа, при этом не исключая риска и полного штиля!
Навык, который старается развить в апостолах Спаситель — это навык веры не как «теоретизирования о Божественном», а как опыт ежесекундного участия Бога в конкретных ситуациях именно твоей жизни. Не решать за Бога, что и как должно быть впереди, принимать с благодарностью и смирением даже отрицательный результат, постоянно держать руку в лёгком касании Бога доверием сердца — да, с такими мыслями проповедь становится живой и действенной, чуждой формализма и пафосной декларативности! Но ведь эта заповедь — не только о миссионерстве, она и о том, как правильно расставить приоритеты, где надо самому подумать, а где — довериться целиком Богу!
Как научиться гармоничному взаимодействию между возможностями и необходимостью, как находить правильный баланс между инструментарием и целесообразностью — вот о чём призывает задуматься нас сегодня Евангелие!
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.