Мы слышим продолжение обличительной речи Христа Спасителя, адресованной иудейским духовным лидерам. И моё внимание приковывает фраза про «ключ разумения» — который фарисеи присвоили — и сами не пользуются, и другим не дают.
Что же это за таинственный «ключ»? И как можно его взять — и заблокировать доступ другим?
Человеческое сознание по своей природе мифологично. Наш мозг терпеть не может неопределённости и непредсказуемости — и поэтому постоянно работает над созданием нашего, авторского мифа, который бы нам самим всё разъяснил и расставил по полочками — чтобы он, наконец, отдохнул и успокоился. Можно даже так сказать: у каждого — своя мифологема. Но когда приходит Божественное Откровение — оно радикально отличается от наших мифов-самоделок: оно потому и Божественное, что не «самосозданное» человеческим сознанием, потому и «Откровение» — что даётся в виде полноты, завершённости, которая не требует постоянных «обновлений» и «заплаток», как наши авторские мифологемы.
Но у Откровения есть одна очень важная особенность — которая, к слову, вполне относится и к архаическим мифам. Откровение — это не просто какой-то объем информации, заключенный в текстах Священных Книг. Его нельзя, словно файлы из флешки, «загрузить» в мозг и на этом поставить точку. Сама по себе информация, какой бы важной она ни была, ещё ничего не решает — так же, как и самый гениальный курс гимнастики сам по себе не сделает стройнее того, у кого он лежит на книжной полке. Но с Откровением ещё всё интереснее: оно открывается, только когда человек начинает им жить, проникается его духом, его обещаниями, начинает исполнять заповеди и служить Богу всеми сторонами своей жизни. Пока оно остаётся лишь формальным знанием — даже о самых высоких и духовных предметах — оно, с позволения сказать, «не работает» — также, как «не работает» партитура в руках не владеющего нотной грамотой — как бы сильно он ни махал руками и сколько бы потов он ни проливал.
Если продолжить этот образ, мы увидим, что духовные лидеры иудеев не только сами не разучили Божественную партитуру, но и запретили другим в неё заглядывать. В целом вполне стабильная ситуация: оркестр извлекает какие-то звуки, пусть и не особо приятные, но все смотрят на дирижёра, который уверенно за пультом машет палочкой — наверное, так и надо, не нам же определять, что есть правильно и неправильно, на это и поставлен над нами дирижёр! Саму мысль о том, что этот дирижёр — неуч и самозванец, артисты и в страшном сне не могут допустить — ведь тогда вся их деятельность превращается в театр абсурда!
Представьте себе, что вдруг среди этой управляемой дирижёром какофонии появляется настоящий музыкант и начинает громко петь — невероятно красиво, гармонично, завораживающе. Сердца артистов замирают. Некоторые перестают играть вообще, чтобы получше расслышать новые дивные звуки и не заглушать их своей игрой. А дирижёр ещё больше злится, он начинает требовать от музыкантов продолжать играть также, как они это делали и раньше.
Певец — это и есть Христос, Сама Мелодия Божественного Откровения. Фактом Своего присутствия Он постоянно обличал фальшивую игру оркестра и подлость духовных дирижёров, которые выдавали народу своё лицемерие за чистейшую истину.
Как же важно и нам, зная эти духовные ловушки, почаще спрашивать себя: а звучит ли в нашей жизни музыка Духа, или мы только перелистываем страницы со странными значками?...
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.