В сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель учит своих учеников молиться. Причем на первый взгляд главным в том, что он говорит оказывается настойчивость, будто бы если молитвы не услышаны с первого раза, необходимо повторять их снова и снова. Кажется, ничего необычного. Однако если бы мы внимательно читали Писание мы были бы должны помнить, что за несколько стихов до этого, в молитве «Отче наш» Христос учил нас говорить Богу «да будет воля Твоя» и более того, Сам в Своей жизни исполнение воли Отца Спаситель ставил на первое место.
Так к чему же Он нас призывает? Стремиться к воле Божьей или к тому, чтобы настаивать на своем?
Задумаемся, есть ли в жизни самого Христа ситуация, которая могла бы рассматриваться как проявление настойчивости? Из Евангелий мы знаем, что Он молился, но был ли он настойчивым?
Что здесь можно вспомнить? Конечно, моление до кровавого пота в Гефсиманском саду. Но результатом чего был кровавый пот? Результатом сильнейшего внутреннего напряжения. Христос по человечеству не желал смерти и все же мы слышим, как Он говорит: «Впрочем, не Моя воля, а Твоя да будет». Да, Он сказал — если возможно, пусть пройдет мимо меня чаша сия", но тут же оказался послушен воле Отца.
Так о чем же тогда просить? И для чего вообще проявлять свою волю? Может быть плыть по течению, которое создается вокруг нас волей Божьей? Просто принимать все что есть, полагая, что самому чего-то хотеть грех? Однако многих вещей человеку не сделать без проявления воли: не поступить в университет и не выбрать профессию, не устроиться на работу, не создать семью, не сделать множества других самых элементарных вещей.
Тогда как же соотнести эти две воли?
Чтобы это понять, надо вспомнить, что Бог сотворил нас свободными сознательными и творческими существами. Сотворил для того, чтобы мы владычествовали на земле. Чтобы хранили и возделывали ее... И когда Адам нарекал имена животным, то есть проявлял творческие способности, Бог принимал его решение. Потому что в самостоятельном творчестве человека была и Его Отеческая воля. Адам действовал в рамках тех духовных законов, которые были заложены в него Творцом.
Однако после грехопадения наши знания о мире изменились. Мы отказались учитывать не только Бога, но и себя самих в том смысле что наши желания иногда противоречат нашей собственной безопасности.
Помню как-то в школе я узнал от знакомого, что его отец не только сам ведет себя безнравственно, но совершенно спокойно по первой просьбе берет с собой сына позволяя ему участвовать в преступлениях. Помню он тогда сказал мне, что его отец очень его любит и поэтому ни в чем ему не отказывает.
Интересно, а если бы тебе взбрело в голову причинить себе явный физический вред, и он согласился бы тебе это обеспечить, ты тоже подумал бы, что это от большой любви? — спросил я.
Наши отношения с Богом действительно очень похожи на отношения родителя и ребенка. Он дает нам способности и ждет от нас творческой реализации и духовного роста. Однако наша воля несовершенна и вместе, а часто и вместо того, чтобы желать добра, мы желаем зла... и в этом последнем Он нас ограничивает, именно потому, что действительно любит.
Призывая нас обращаться к Богу с просьбами, Христос не имеет ввиду, чтобы мы вели себя как капризные дети, но побуждает нас к тому, чтобы мы проявляли свою волю на пути спасения. Ведь для того, чтобы оно было нашим, на пути к нему мы должны принимать самостоятельные и ответственные решения.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.