За неделю до начала Великого поста Церковь предлагает нам поразмышлять на очень важную тему, которую задает нынешний евангельский отрывок. Но помимо этой темы, важна еще и другая: почему именно об этом мы должны думать в преддверии Великого поста? Евангельский посыл очевиден без каких-либо дополнительных комментариев: деятельное милосердие является если не гарантом, то, как минимум, весомой надеждой на спасение, на, как говорит Сам Христос, жизнь вечную. Но причем тут Великий пост? Здесь самое время подумать о цели любого поста. Вообще, у поста очень много самых разных граней и, как следствие, целей. К примеру, одна из целей состоит в том, чтобы через ограничение в пище и в развлечениях человек смог стать более сосредоточенным в молитве. В какой степени удается реализовать эту цель на практике — другой вопрос, но факт остается фактом: если минимизировать весь тот шум, который наполняет нашу жизнь, к примеру, социальные сети, то времени станет ощутимо больше. Предполагается, что это освободившееся время должно быть посвящено богообщению.
У поста есть и дисциплинарное значение: через частичное ограничение видимой свободы он должен помочь прийти к истинной свободе, к тому, чтобы мы поступали не во вред, а на пользу себе, о пользе же в полной мере может судить лишь Бог, соответственно, настоящая свобода и благо заключаются в том, чтобы исполнять не свою волю, а волю Бога. Иными словами, пост нужен ровно для того же, для чего нужны традиционные педагогические практики: он учит сознательно избирать благо. Причем, делать это всегда, в любой ситуации и вне зависимости от давления внешних факторов.
Есть у поста, конечно, и другие стороны. Но этих двух — упражнения в свободе и богообщения — должно хватить для того, чтобы прийти к милосердию там, где его раньше не вполне хватало. Сегодняшние евангельские слова — это еще и некий камертон, который нам очень пригодится в ближайшие недели: если пост не приводит к милосердию, то что-то не так с этим постом, где-то вкралась ошибка, которую необходимо исправить.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.