Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 11

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным;

26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

Читать далее
Евангелие от Луки, Глава 11

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным;

26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

К сожалению, мысли, которые озвучил Христос в сегодняшнем евангельском чтении, очень редко оказывают влияние на наше церковное сознание. К примеру, ради чего люди приходят на исповедь? Ответ на этот вопрос может быть очень разным, но он, как правило, сводится к тому, что исповедь воспринимается как один из путей, который способен помочь стать лучше, сделаться усовершенствованной версией себя самого, очиститься и получить прощение. Это все так, действительно, исповедь нужна для этого. Проблема здесь в том, что само по себе очищение от грехов и страстей не способно что-то изменить. Зачастую бывает, что эффект от исповеди заканчивается вместе с выходом из храма, а иногда и раньше. Можно наблюдать, как человек каялся в болтливости, получил прощение, отошел в сторону и тут же нашел себе собеседника, с которым уже не расставался до конца богослужения. Это, конечно, относительно безобидный пример. Иногда бывает значительно хуже. Об этом и говорит сегодня Христос. Далеко не все грехи и страсти имеют причиной непосредственное вселение в человека демонических сил, но абсолютно все негативные склонности нашей натуры так или иначе имеют эти силы своим первоисточником. Любое покаяния и прощение грехов равно отказу от общения с ними. Проблема здесь в том, что когда человек отворачивается от зла в сторону добра, он забывает озаботиться, чтобы в него вошла другая, добрая сила, которая не впустила бы демона с его интенциями обратно. Господь сегодняшней краткой притчей напоминает о том, что человеческая душа не должна оставаться пустой. Недостаточно просто изгнать из нее злые мысли и привычки, но при этом оставить пустой. Пустота от зла не может быть конечной целью, это лишь промежуточное состояние. Другими словами, условные «не ругаться» или «не переедать» — не конец пути, а начало, надо двигаться дальше, если же замереть на месте, то велик риск впасть в еще худшее состояние. Человек не может быть ничем не наполнен. Недостаточно просто изгнать зло. На его место должно прийти добро. Конечно, не какое-то абстрактное добро, а Дух Святой. Об этом писал блаженный Августин Иппонийский: «Когда в таинствах происходит отпущение грехов, дом очищается. Но в нем непременно должен обитать Святой Дух». Далее он продолжает свою мысль: «Однако Дух Святой обитает только в тех, кто кроток сердцем. Ведь Бог говорит: „Где место покоя Моего?“ И отвечает на этот вопрос: „На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим“ (Ис. 66:1-2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания». Ему же — блаженному Августину — принадлежит еще одна интересная мысль по поводу сегодняшнего евангельского отрывка. По его мнению, число злейших духов неслучайно. Господь говорит о семи, любому внимательному читателю Ветхого Завета известно, что таково же число даров Святого Духа и потому блаженный Августин пишет: «Святой Дух сообщается нам семикратным действием, чтобы в нас был дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страх Господний (Ис.11:2-3). Этому семикратному добру противопоставь семикратное зло: дух глупости и заблуждения, дух безрассудства и малодушия, дух невежества и нечестия и дух гордыни против страха Божия». А злейшие, — именно злейшие, а не злые! — по Августину, духи это те, которые имеют вид даров Святого Духа, но являются лицемерием. К примеру, лицемерная мудрость, лицемерное благочестие и так далее. И это — самое страшное из того, что может случиться с человеком.

Читать далее
08.11.2019пятница