Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 25-27, Глава 21, стихи 24-25

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Иоанна, Глава 19

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Евангелие от Иоанна, Глава 21

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Читать далее
Евангелие от Иоанна, Глава 19

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Евангелие от Иоанна, Глава 21

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Церковь совершает празднование в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Евангельское чтение взято из написанного им Евангелия и говорит о самом апостоле. Именно через него Господь Иисус Христос усыновил все человечество Своей Пречистой Матери. Этот момент — центральный в этом отрывке и можно предположить, что он же один из главных моментов во всей жизни апостола Иоанна. Но прочтение Церковью эпизода с поручением апостола Иоанну заботы о Пресвятой Богородице как усыновления Ей всего человечества сформировалось не сразу, это плод многовекового молитвенного осмысления роли Божией Матери в спасении человечества. Первоначальный же смысл здесь совсем иной. Дело в том, что согласно иудейским обычаям того времени, умирающий мужчина должен был сделать распоряжение касательно правового статуса своих родственниц. Такое распоряжение было необходимым в обществе, где судьба женщин всецело зависела от воли мужчин. Жена, которая потеряла мужа; дочь, лишившаяся отца; мать, у которой умер единственный сын: все женщины, оказавшиеся в подобном положении, поступали на иждивение мужчин, как правило, своих родственников. Однако умирающий должен был дать указания об этом. Обычно, родственники уважали волю умершего и поступали так, как он завещал. Сам по себе этот эпизод служит косвенным подтверждением того факта, что у Марии не было других детей, а те люди, которых Евангелие называет братьями Иисуса — дети Его нареченного отца Иосифа, но не Его Матери.

Толкование поручения заботы о Божией Матери апостолу Иоанну как усыновления Ей всех верующих во Христа стало преобладать ближе к второму тысячелетию по Рождестве Христовом. Причем, первоначально такое прочтение было характерно для святых Западной Церкви, которая в то время была еще в единстве с Церковью Востока, со временем учение об усыновлении Пресвятой Богородице в лице Иоанна Богослова всей Церкви выросло в часть официальной церковной доктрины Католической церкви. Чуть позже такое же прочтение сегодняшних евангельских слов было принято и на Востоке. А еще через какое-то время оно стало преобладающим. К примеру, так считали известнейшие святые позапрошлого века — святитель Филарет Московский и праведный Иоанн Кронштадский. Первый из них в своем слове на Успение Пресвятой Богородицы сказал так: «не одного ученика Своего дает Он Ей в сына, чтобы Она успокоена была его сыновним служением, но всех учеников Своих, всех православно верующих христиан дает Он Ей в сыны и дщери, чтобы они пользовались Ее материнским попечением». Иоанн Кронштадский выразил ту же самую мысль еще более четко: «Ибо в лице Иоанна Богослова это сказано и нам, христианам. Да Она действительно есть нежнейшая, благопромыслительная, всесвятая и к святости нас, чад Своих, направляющая Мать наша». Так сегодня относится к Божией Матери Церковь и так призывает относиться всех христиан.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как Христос, умирая на кресте и обращаясь к своей матери, говорит ей, что Иоанн его ближайший ученик, который стоит рядом, с этого момента становится ее сыном. Затем, обращаясь к Иоанну, Он говорит о том, что Мария, Его матерь, становится матерью Иоанна.  Вполне вероятно, что за этим усыновлением могли стоять какие-то отношения, о которых мы не знаем… отношения сводных братьев Иисуса и Его матери.  Возможно, и у самого Иоанна к этому времени матери уже не было в живых. Все это останется для нас тайной...  

В тоже время, обращая внимание на это таинственное усыновление, мы понимаем, что у креста остались самые близкие и преданные Христу люди, остались те, кто был верен Христу до конца, кто не убежал, не ушел, не предал... Они стояли здесь до последнего мгновения и находились рядом. И поэтому Иоанн не просто человек, который был рядом со Христом когда тот был во Славе. Он был рядом не только тогда, когда Его окружали тысячи почитателей, когда Он въезжал на ослице в Иерусалим и перед ними постилали одежды и пальмовые ветви... Нет, Иоанн, это человек который стоял у креста тогда, когда большинство бежало... Именно эта бесконечная верность делает  его свидетельство особенно важным. Именно эту бесконечную преданность Церковь подчеркивает в сегодняшнем чтении. 

И вот Иоанн, проявивший верность, пишет Евангелие. Нам, привыкшим к большим текстам, кажется странным, что ближайший ученик, который все время был рядом, пишет такой сравнительно небольшой текст. Сегодня нам было бы очень интересно почитать о Христе какое-нибудь подробное повествование с описанием разных коллизий, историй которые случались с ним и его учениками, но Иоанн пишет довольно небольшой текст и добавляет в конце, что Христос сделал конечно же много другого… и если бы всё описывать, то и весь мир не вместил бы этих книг. Очевидно, что слова Иоанна - гипербола, потому что количество сделанных человеком дел, как бы ни было но велико,  может быть исчислено. С другой стороны, это может быть намеком на богочеловечество Христа, на то бесчисленное количество дел, которые Христос совершил и совершает, как Бог. 

И всё же очень важно понимать, что Иоанн и не стремится изложить биографию Христа, не хочет подробно изобразить его жизнь, дать последовательную канву событий. Для него важно другое, он сообщает Благую весть и свидетельствует о реальности смерти Христа и реальности Его воскресения. Кажется, этого мало, но ничего важнее в Евангелии быть не может.  

Сегодняшнее человечество очень многословно. Мы пишем большое количество текстов, ведем блоги. Иногда это оправдано, иногда нет… Ситуация может быть разной. Иногда нам хочется сказать о религии очень много слов. Мы очень любим говорить о ней, обсуждать ее, как правильно поступить в той или иной ситуации, как оценить нечто с религиозной точки зрения…  но в итоге самой важной оказывается верность Богу и живая связь с Ним. Если человек верен Богу, он может не говорить многих слов, он может вообще ничего не говорить о Боге, его дел будет вполне достаточно для того, чтобы явить миру Божию любовь.  

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали чтение из Евангелия, написанного апостолом Иоанном, память которого сегодня и празднует Святая Церковь. Точнее, два отрывка — в одном речь идет о том, как Спаситель на Кресте поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, а второй отрывок — это последние строки Евангелия от Иоанна, которыми и удостоверяется авторство этого текста.

И Евангелие, написанное Иоанном, и все его послания содержат в себе одно самое главное сообщение, которое апостол хочет донести до слушателей и читателей: любите друг друга! В его житии говорится, что будучи уже совсем пожилым, он постоянно говорил окружающим одно и то же: «детки, любите друг друга!»

Для нас это кажется очень тривиальным. Ну кто же против любви? Казалось бы, все только за! Но, увы, это в теории. А на практике — да мы сами себя любить как следует, по-человечески, не умеем — что там говорить о любви к окружающим, или тем более, о любви к Богу? В нашей жизни любовь — это краткая яркая вспышка, ослепляющая, врезающаяся в память, а потом куда-то растворяющаяся. Мы даже теоретически представить себе не можем, как можно находиться в таком состоянии очень долго, тем более постоянно. «Любовь зла», «Любовь — не тюрьма, а сводит с ума», «Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое», — и подобных пословиц можно найти много. Одним словом, для нас чаще всего любовь — это проблема, иногда неизбежная, которой надо переболеть, чтобы приобрести устойчивый иммунитет на будущее.

Но о такой ли любви не уставал говорить апостол Иоанн? Для него образец любви — это его Учитель и Господь, Иисус Христос. Иоанн, будучи самым юным и при этом самым любимым учеником Христа, как никто иной знал, что такое — постоянно находится в фокусе любви другого. И эта любовь Христа была вовсе не ослепляющей вспышкой, не травмирующей другого, не загоняющего в угол обречённости. Это был тихий, добрый, тёплый и неугасающий Свет, в лучах которого хотелось находиться постоянно. Именно поэтому второй рефрен у евангелиста Иоанна — это тема света. «И свет во тьме светит, и тьма его не поглотила». Иногда мы любим цитировать слова Христа из Его прощальной беседы: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Мы помним о жертвенности любви Христовой, но легко забываем о другой, не очень выгодной для нас стороне: ненавязчивости Христовой любви, Его бесконечном уважении к праву другого быть плохим.

И если бы мы почаще читали Евангелие, вглядываясь, вдумываясь, а почему Христос именно так, а не иначе, поступал в том или ином случае, в наших руках было бы великолепное

руководство по самому главному навыку, только ради которого нас и держат на этой земле — навыке настоящей, переступающей даже порог смерти, любви!

 

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Одно из принципиальных отличий людей от животных в том, что мы обладаем самосознанием и можем посмотреть на себя и свою жизнь со стороны. Мы часто видим, что жизнь полна сложностей... Нет, конечно, в ней есть много доброго и радостного, но человеку бывает свойственно сгущать краски. При этом люди, не обязательно воцерковленные, но хоть сколько-нибудь верующие, нередко задумываются над тем, как именно Бог участвует в их жизни.

Кто-то ждет от Него помощи, кто-то возмущается тем, что он молится, но не получает того о чем просит. Однако первое, что важно сделать, это просто всерьез задуматься нам тем, что Бог реален.

Каждый из нас, не на бегу, не вперемежку с соцсетями и суетой дней, но успокоившись, освободившись хоть на несколько минут от всего отвлекающего, должен подумать и осознать, что Бог не чья-то теория, не чудесный помощник как джин из сказки... Он Тот, кто нас сотворил. Он любит людей и о них забоится. Причем не просто каких-то людей вообще, нет. Благодаря Его дару жизни, жив я сам. Он любит меня и заботится обо мне... Он знает кто я и ради чего живу.

И вот в тот момент, когда возникает вопрос, где же Бог и, что Он для меня сделал, среди прочего, стоит вспомнить сцену из сегодняшнего Евангельского чтения. На первый взгляд она вполне бытовая и не имеет к нам прямого отношения. Но при всей своей простоте и какой-то внутренней немногословности, она может научить многому.

Во-первых, сам крест. «Когда я думаю, где Бог в моей жизни?», мне стоит увидеть Его на кресте. Да, да именно там. Бог не просто сотворил человека и наблюдает как мир, пошедший не по тому пути, корчится в муках войн и болезней... Он в этот мир вошел, вошел в опыт тех, кого ненавидят, в опыт тех, кому объявлена война, в опыт тех, кто бессилен и кому нестерпимо больно... И все, о чем мы говорим, Он сделал для того, чтобы своим воскресением избавить нас от смерти и подарить ему опыт победы. Победы не мгновенной, победы очень трудной, но такой, которая, позволяет ощутить, что ты не один и зло не всесильно.

Во-вторых, когда я смотрю на свою жизнь и думаю о трудностях, которые переживаю, мне стоит вспомнить как переносил трудности Христос? Особенно в сегодняшнем чтении... Когда человеку больно, ему свойственно думать о своей боли, когда ему голодно, свойственно думать о еде, которую о мог бы съесть... Иными словами так или иначе, оказавшись в беде, мы зачастую думаем о себе. Христос, напротив, умирая на кресте, который был одной из самых болезненных казней в истории, заботится о матери, поручая ее своему любимому ученику. Кто-нибудь скажет, что Он Бог, но на кресте Он умирает по человечеству и силы к состраданию Он находит именно человеческие...

И в-третьих, думая об участии Бога в свей жизни, мы часто ощущаем непреодолимую пропасть, которая нас разделяет. Он Бог, а мы люди, Он Творец и всесилен, а мы тварные и слабые существа. Но вот мы видим Творца висящего на кресте, видим обессиленным всесильного... Он поручает заботу о своей матери человеку, своему ученику, такому же как мы... Совсем простому и даже некнижному, но верному и любящему. И через это поручение, через доверие, которое Он выражает Иоанну, Он выражает доверие человеку... Та, которую мы привыкли называть Богородицей, может стать матерью нам, простым людям.

Слушая сегодняшнее Евангелие и думая о Христе, поручающем любимому ученику заботу о матери, мы, конечно, понимаем, что в буквальном смысле это событие историческое и ни с кем из нас произойти не может. И все же, внимательное чтение позволяет нам увидеть отблески тех событий в нашей жизни, в наших поступках, в том, к чему мы призваны.

Читать далее
09.10.2019среда