Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38 священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38 (прот. Павел Великанов)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38 (иером. Феоктист Игумнов)
Евангелие от Иоанна, Глава 9
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Исцеление слепорожденного при всей своей внешней простоте одно из самых необычных и великих чудес Спасителя. Об этом прямо говорит, например, святитель Константинопольский Фотий. Дело в том, что слепорожденный, которому Христос возвращает возможность видеть, не просто слепой, а человек, вовсе лишенный глаз. Тот, у кого нет глазных яблок. Спаситель, решив помочь этому несчастному, делает брение. Брением в церковнославянском языке называется увлажненная земля или, проще говоря, грязь. Христос лепит из брения два комка и вкладывает их в пустые глазницы слепорожденного. После этого брение чудесным образом превращается в живую ткань полноценных человеческих глаз. Почему именно из брения, грязи, решил вылепить Христос глазные яблоки? Ответ на этот вопрос нужно искать в первых главах Библии, там, где содержится описание творения первого человека. Господь осуществляет творение Адама из земли — из того самого брения, из которого Спаситель делает глаза для слепорожденного. Связь между способом появления первого человека и чудом прозрения евангельского слепого подтверждается словами Самого Спасителя: «Мне должно делать (повторять) дела Пославшего Меня (то есть Бога Отца)».

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38 священник Дмитрий Барицкий

Отрывок, который мы только что услышали, очень подробно рассказывает об истории одного чуда, совершённого Христом. Повествование насыщено разного рода событиями. Однако сегодня хотелось бы коснуться одной важной темы — страдания невинного.

Увидев слепого от рождения, апостолы спрашивают Учителя: "В чём причина его страданий?" Они пытаются найти логику. "Наверное, или он согрешил, или его родители", — говорят они. Этот вопрос был весьма животрепещущим для иудеев. Если Бог благ и Он сотворил мир, почему страдает невинный. Существовали разные варианты ответа на него: потому что он согрешил ещё до рождения, потому что согрешили его родители, потому что его душа по природе злая и т.п. Что же отвечает Господь?

Чтобы полнее понять Его ответ, вспомним историю о праведном Иове. Это был очень богобоязненный человек, который ничем не согрешил против Бога. Однако в мгновение ока Иов теряет всё: погибают дети, разорено хозяйство, сам он поражён проказой, страшной смертельной болезнью. В его сознании бьётся один вопрос: "За что?!". Иов поднимает бунт. Он хочет понять, как разрешить противоречие между своей верой в благого Творца и той болью и несправедливостью, которая творится в мире. Он хочет увидеть в происходящем логику.

Что же на это ему отвечает Господь? Ровным счётом ничего. Вместо этого Он Сам задаёт ему множество вопросов: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей...? На чём утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её, при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Моё определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдёшь и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим? ...Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это», - и многое другое.

Все эти образы, которые проносятся перед взором Иова, направлены на то, чтобы расширить его кругозор. Родить в его душе изумление перед тайнами мира и славой Бога, понимание того, что перед многими вещами можно просто склониться в молчании.

Точно так поступает и Христос. По сути, Он не приводит никакого логически выверенного и стройного ответа на вопрошание апостолов. Ведь Он не странствующий философ и не занимается словесной эквилибристикой. Но так же, как в истории с Иовом, являет им Свою славу, повергает их в изумлённое молчание Своим действием. Спаситель творит из земного праха слепому от рождения человеку новые глаза.

Но этим Его ответ не ограничивается. На всякий вопрос вроде: Господи, как ты позволяешь страдать невинным, за что, Он даёт вполне конкретный ответ: приходит в мир, который дан на откуп людям, подчиняется всем его законам, испытывает на Себе всю человеческую злобу и ненависть, и Сам, абсолютно невинный и чистый, страдает и умирает на кресте. А потом и воскресает, чтобы дать нам силы и возможность исправить всё то зло, в которое мы сами же погружаем себя и тех, кто нас окружает. Именно Его Пасха и есть ясный ответ на все наши вопросы.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38 (прот. Павел Великанов)
iscelenie_slepogo2

Исцеление слепого

Ин., IX, 1-38 (о. Павел Великанов)

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Исцеление слепорожденного — ещё один поворотный момент, даже можно сказать — роковой — для Христа Спасителя. Этим исцелением Иисус значительно повышает риски быть убитым: ведь если раньше Его чудеса более или менее находились в русле пусть редких, но все же случавшихся исцелений — то в случае со слепорожденным — это уже совершенно другой уровень.

Окружающие — в первую очередь фарисеи — в полном недоумении. Что-то в жизни вдруг стало происходить совершенно не так, как должно было быть: какой-то сомнительный Иисус ходит, исцеляет, и творит неслыханные чудеса — которые игнорировать уже никак невозможно. При этом Его картина религиозной жизни сильно отличается от традиционной иудейской. Законоучители, эта еврейская элита, на которую ориентируется простой народ, в растерянности. По ходу повествования мы постоянно слышим слово «знаю»: вопрос познания и невежества — это сквозная тема для евангелия Иоанна, и здесь она проявлена очень ярко.

Что «знает» исцелённый? Формально — ничего. Он — как сказал бы современник — полный «лузер», жалкий неудачник, горе-человек. Он даже толком не знает, кто такой — Иисус. Но факт исцеления настолько силён, что перед ним умолкают все человеческие «знания» и «незнания». Да, это человек — невежда в законе, но через своё исцеление он познаёт Христа — и это оказывается сильнее и значимее, нежели вся утончённая образованность фарисеев. Мозги законоучителей пробуксовывают: они видят, что реальность и их схемы решительно не совпадают. А вчерашний бедолага не стесняясь им говорит: то-то и удивительно, что вы понять не можете, от Бога ли этот человек или нет! Но и дураку — то есть самому исцелённому — понятно, что Бог грешников не слушает, а вот если кто Его волю творит — того и слушает! А вы, премудрейшие, в трёх соснах никак выход не найдёте!

В итоге исцелённого прогнали, на Иисуса затаили ещё большую злобу. Последний эпизод чтения — встреча Иисуса и исцелённого. На вопрос Иисуса — верит ли он в Сына Божия — человек задаёт встречный вопрос: кто это такой? Ответ Иисуса гениален своей краткостью: ты Его видишь! То есть Тот, Кто и даровал тебе прозрение, и говорящий с тобой — и есть Мессия!

Чтение подытоживается афоризмом Христа: «Я для того и пришёл, чтобы те, кто не видят, видели, а зрячие стали слепыми». Речь, конечно же, о духовной слепоте и видении. «Стали слепыми» — чтобы мнимая мудрость и зрячесть религиозных вождей открылась окружающим во всей своей замутнённости, а прямота простых сердец, обращённых к Богу, озарилась светом Христовой истины.

Вывод, к которому нас сегодня призывает евангелист Иоанна, таков: внимательно наблюдать, не расходятся ли наши представления с жизненными реалиями — это и есть основной критерий нашей духовной слепоты или зрячести!

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38 (иером. Феоктист Игумнов)
iscelenie_slepogo2

Исцеление слепого

Ин., IX, 1-38 (о. Феоктист Игумнов)

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Не всегда, но чаще всего святоотеческая письменность поражает своей стройной логикой. Кажется, что с ней невозможно спорить. Что нет никаких контраргументов против тех доказательств, которые приводят святые. Но человеческий ум крайне удивителен. Далеко не всегда он принимает прозрачные разумные аргументы. Прекрасный пример такого рода — сегодняшний евангельский отрывок. В нем все очень просто. Есть от рождения слепой человек, которого исцелил Спаситель. Есть люди, которые задают ему вопрос об Исцелителе. Бывший слепой отвечает. Его слова вызывают непонимание. И все повторяется по кругу. Простота веры спорит с лукавым неверием. Вместе со зрение бывший слепой обрёл веру, которая дала ему возможность ясно видеть истину. У него все логично. Но эта логика недоступна его оппонентам. Виноват ли в этом бывший слепой? И виноват ли в этом Христос Спаситель? Нет, в этой слепоте ясно видящих от рождения людей виноваты лишь они сами. Достучаться и докричаться до них, увы, невозможно. Подобные им люди есть и сейчас. Бывает очень грустно, когда они отказываются понимать самые простые вещи, но, конечно же, нельзя их осуждать, ведь если допустить в себе осуждение и превозношение, то точно такая же участь может постигнуть и нас. Бог не только способен даровать зрение физическое и зрение духовное, даровать веру, Он также способен и их отнять. И сегодня — прекрасный день для того, чтобы помолиться о людях, чей разум помрачён и потому не даёт им увидеть истинность и спасительность Евангельским слов.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
02.06.2019воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****