Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
епископ Феоктист Игумнов
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Луки, Глава 13
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как определить, кто войдёт в Царство Небесное, а кто погибнет? Ответ на этот животрепещущий вопрос находим в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 13.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

«Господи, неужели мало спасающихся?» — спрашивают люди Иисуса Христа. То есть неужели так мало тех, кто войдёт в Небесное Царство, о котором Ты проповедуешь? Откуда такой вопрос? Дело в том, что Спасителя слушали в основном иудеи. То есть те, кого с детства приучали к мысли о том, что полноценно Бог спасёт лишь израильский народ. И вот приходит Господь и говорит, что принадлежность к еврейской нации не гарантирует никакого спасения автоматически. Для спасения помимо обрезания и соблюдения ритуальных правил необходимо ещё что-то. Из этого слушатели Иисуса делают вывод: с Богом будет только совсем небольшая горстка людей. И они просят Христа подтвердить эти выводы.

Однако ответ Спасителя нарушает их ожидания. Он не говорит: «да, спасётся меньшинство. Многие пойдут в ад». Напротив, из Его слов следует, что в Царство придёт очень много людей. Причём придут те, кто, по логике иудеев, там быть не мог по определению. «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием», — говорит Христос. То есть придут все народы, которых вы считаете языческими и недостойными. Но важно даже не это. Важно то, что Своим ответом Господь призывает иудеев прекратить размышления в этом направлении. Он призывает их сосредоточить внимание на самих себе. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», — призывает Он. Другими словами, если они не займутся собой, то окажутся вне Царства. И не спасёт даже то, что они лично общались со Христом во время Его земной жизни.

Логика, которую демонстрируют собеседники Спасителя, в крови у каждого из нас. С детства мы привыкли выяснять, кто лучше, кто хуже, кто сильнее, кто слабее, кто первый, кто последний, кто прав, кто виноват, кто свой, кто чужой. Нас хлебом не корми, но дай поставить оценку. Это происходит рефлекторно. И часто это, безусловно, полезный навык. Он помогает нам ориентироваться и действовать в этом мире. Однако где-то, в какой-то момент в этой цепочке мыслительных операций происходит сбой. Мы начинаем чрезмерно увлекаться своими рассуждениями и переносим эту логику на всю жизнь во всех её проявлениях. Мы лезем с этой логикой в духовные области. Мы от всего сердца верим в эту логику.

Так работает наша греховность, наша нездоровая самость. Ей не знакомо такое понятие, как доверие Творцу. А потому она не терпит неизвестности и неопределённости. Ей всегда подавай конкретику. Иначе она страдает. А когда я на каждую вещь повесил ярлычок, я оказываюсь в знакомом пространстве и мне становится легче. У меня вроде как всё под контролем. Я сам царь и бог в этом мирке. Кроме того, наша самость не любит ничего менять. Ей нравится неподвижность и статика. Как хрюшке, которая лежит в тёплой луже. А когда я объяснил себе, кто прав, кто виноват, я как бы сказал: ну, видишь, у тебя по сравнению с другими всё не так уж и плохо. Это им, а не тебе, надо что-то менять в своей жизни.

Христос видит эту нашу болезнь. А потому раз за разом Он доводит до всех нас одну простую мысль: трезвитесь и бодрствуйте, познавайте себя, начинайте с себя, занимайтесь собой. А именно: ищите волю Бога, служите людям. В противном случае вы сами себя ставите вне Моего Царства. Для нас это должно стать практической рекомендацией. Как только начинаем выяснять, кто прав, кто виноват, кто спасётся, кто погибнет, — это первый признак того, что у нас приступ болезни. В такие моменты скажем себе: все вокруг спасаются, лишь один я погибаю. После обратимся к Богу с молитвой о здравомыслии и попросим показать, как именно мы можем исполнить Его волю и послужить тем, кто нас окружает.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В природе есть те явления, которым невозможно перестать удивляться. К примеру, таковы закаты на море. Или же радуга. Или заснеженные вершины гор. Изумляет нас и всем известная сила растений: они способны сокрушить асфальт, трава, которую может смять маленький ребёнок, оказывается сильнее человека тогда, когда необходимо пробиться к солнечному свету, и к этому невозможно привыкнуть. Невозможно привыкнуть и к тому, что в маленьком зерне заключено всё растение, а в кратком слове — то, что в ряде случаев способно изменить не только земную жизнь человека, но и его судьбу в вечности. Собственно, одна из самых известных кратких притч Христа говорит как раз об этом — о маленьком горчичном семени, из которого вырастает дерево. Спаситель произнёс эту притчу в контексте размышлений о Царстве Небесном, которые содержатся в 13-й главе Евангелия от Луки. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах отрывок из этой главы.

Глава 13.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Ещё святитель Амвросий Медиоланский подметил, что Христос, уподобляя Царство Небесное горчичному зерну в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея сопоставляет с тем же самым зерном веру, и говорит, что даже самая слабая и едва заметная вера способна совершать великие дела, к примеру, переставлять горы (см. Мф. 17:20). Святитель Амвросий сделал из этого такой вывод: «Итак, если Царство Небесное как горчичное зерно и вера как горчичное зерно, то, конечно, вера — Царство Небесное, и Царство Небесное — вера. Значит, кто имеет веру, имеет Царство Небесное, и Царство внутри нас, и вера внутри нас».

И это действительно так. Вера может быть десятилетиями незаметной для своего носителя, человек может жить, ничем не выделяясь из среды своих современников, но в какой-то момент ранее незаметная глазу вера вдруг начинает видимым образом действовать в человеке, и человек становится уже неспособным совершать те грехи, которые совершал ранее, он больше не может пройти мимо чужой беды, а звуки церковных песнопений становятся для него ценнее любой другой музыки. Такой человек, живя среди людей в самом обычном мире, вдруг оказывается в совсем иной реальности, там, где слово Христово стоит больше жизни, потому что оно и есть — жизнь, там, где нет ничего бессмысленного, и каждая секунда чрезвычайно важна, ведь она дана Богом для подготовки к вечности, в этой новой реальности нет места для страха, ведь рядом Христос, Который поддерживает и укрепляет, Который даёт надежду и согревает любовью. Такое состояние и есть то самое Царство Небесное, так много раз упоминаемое на страницах Евангелий, в святоотеческой литературе и в церковных проповедях.

Христиане стремятся к Царству Небесному, мы надеемся, что наша вера из маленького зерна постепенно превратится в дерево, что она научит нас жить в соответствии с ней, и что ещё в земной жизни мы обретём блаженство всех верующих в Воскресшего из мёртвых Христа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Человеку действительно верующему свойственно стремиться к спасению. Причём, если он внимательно читал Евангелие, он будет стремиться не только к своему спасению, но также и к спасению других людей. В то же время, мы видим, что мир вокруг полон греха и всё чаще задаём себе вопрос: возможно ли в наше время спасение? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 13.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Может показаться странным, что ответ на вопросы сегодняшнего дня христиане предлагают искать в книге, которая написана две тысячи лет назад. Однако ничего удивительного в этом нет, потому что вопросы спасения универсальны и евангельский ответ на них актуален во все времена.

Недавно я разговаривал с одним пожилым человеком, который был воспитан в строгих правилах и помнил времена, когда этих строгих правил придерживались все, или, по крайней мере, большинство окружающих его людей. Конечно, смотря на всё происходящее вокруг, он не мог не высказать своих опасений. Он ужасался той нравственный деградации, которую видел и говорил, что мир, по его мнению, демонстрирует все признаки грядущего конца. Казалось бы, глядя на всё происходящее вокруг, я должен был с ним соглашаться, однако я спросил его: «Как Вы думаете, что чувствовали священники в двадцатые и тридцатые годы прошлого века, когда видели, как те, кого они крестили, закрывали храмы и перестраивали их в клубы, как эти же люди печатали журнал «Безбожник», как смеялись над верой... Наверное, священники того времени думали не просто о признаках конца, они были уверены, что конец уже наступил. Однако, как мы знаем, со временем храмы снова открылись и даже были построены новые. Более того, некоторые из тех, кто грешил и выступал против Церкви в молодости, в глубокой старости вернулись в неё и покаялись. Иными словами, мы стали свидетелями религиозного возрождения. История демонстрирует удивительные зигзаги, цивилизации развиваются и умирают... Но отчаиваться не стоит, ведь миром управляет премудрый Творец.

В евангельском чтении, которое мы сегодня услышали, один из тех, кто окружал Христа, задал Ему вопрос: «Господи, неужели мало спасающихся»? И в этом вопросе звучит и тревога, и надежда, ведь иудеи по-разному воспринимали проповедь Спасителя. Однако вместо того, чтобы отвечать на этот вопрос, Господь призывает вопрошающего заботиться о собственном спасении. Сколько будет спасённых — решит Бог, дело же человека в первую очередь в том, чтобы жить по правде. Этим ответом Христос не призывает его эгоистично заботиться только о своём собственном спасении. Конечно, нет. Жизнь по правде — это главное, что мы можем сделать для спасения окружающих, ведь мы подаём им добрый пример. Беспокойство понятно, но лучше не отдаваться ему полностью, осознав, что спасение всякого человека в руках Божиих.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что нужно сделать для того, чтобы вырастить в своей душе Царство Небесное? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 13.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

В основе двух притч о Царствии Небесном, которые Господь приводит в начале прозвучавшего отрывка, лежит одна и та же идея. Нечто великое всегда начинается с малого и незначительного. Семечко горчичного дерева — одно из самых мелких семян, однако, когда дерево вырастает, множество птиц находит приют в его ветвях. То же самое касается и закваски. Её необходимо совсем чуть-чуть, чтобы приготовить тесто для большого количества хлеба.

Эта мысль о глубоком духовном содержании незначительности много раз звучит в Евангелии. Именно эта мысль открывает Нагорную проповедь Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И в других местах мы встречаем слова Спасителя о том, что слабое и немощное по человеческим меркам, нередко составляет для Бога наибольшую ценность. Почему? Да потому что лишь тогда, когда человек осознаёт своё бессилие перед жизнью, когда начинает отчётливо видеть, что нет у него власти, чтобы ей управлять, когда он на собственном опыте удостоверится, что он не хозяин даже собственного внутреннего мира, или, как говорит Христос, не может ни одного волоса сделать ни белым ни чёрным, ни росту себе прибавить хотя бы на локоть, вот именно тогда в душе человека рождается настоящая потребность в Боге. В Том, Кто может дать ему силу для того, чтобы не просто влачить жалкое существование, но жить полноценно, наполнено и счастливо.

Именно такое состояние мы и называем смирением. Древний славянский корень этого слова подсказывает нам, что смиренный — тот, кто познал свою меру. Кто отказался самонадеянно и по собственному произволу управлять своей жизнью. Отказался потому, что увидел, понял, почувствовал, как это приносит боль ему самому и его близким. А потому он всё чаще и чаще старается посоветоваться с Богом. На практике это выглядит так, что перед всяким своим действием он спрашивает Господа, как поступить в той или иной ситуации. Всякий раз, когда необходимо среагировать на человека или ситуацию, он сверяет свои мысли, чувства, слова и поступки с Евангелием. А будет ли моя реакция согласна с волей Бога? А принесёт ли это реальную пользу людям или же может навредить им и мне в конечном счёте? Вот что означает незначительность и смирение. Такой человек как бы заявляет: я не могу больше жить по своим правилам, отныне я, как ребёнок, держу за руку своего Небесного Отца и следую за Ним шаг в шаг.

Это очень и очень нелегко и требует от меня мужества и решительности. Ведь всякий раз какой-то голос внутри нашёптывает мне: зачем себя ограничивать? Зачем отказываться от своих желаний? Ведь ты достоин простого человеческого счастья. Поживи для себя. Это моя больная самость сопротивляется попыткам стать незначительным. И каждый раз мне приходится делать усилие, чтобы установить меру в своих мыслях, чувствах, словах и делах. Это весьма болезненно. Неслучайно в притче присутствует идея умирания. И семечко умирает, прежде чем дать росток, и процесс закваски теста — это процесс брожения, процесс распада и гниения. Однако, если этого не будет, не произойдёт и существенной трансформации. Так же и во мне, если не умрёт ощущение самодовольной значимости, новой жизни не будет. Ведь Бог находит Себе место в душе лишь того человека, который сознательно отодвигает своё зацикленное на себе «я» на второй план, делает себя маленьким и незначительным, расчищая таким образом пространство для Царства Небесного.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
20.12.2025суббота

Слушайте нас


Скачивайте приложение

Мы в соцсетях