Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 12-19

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 21
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

В какой момент человек начинает жить духовной жизнью? И что необходимо сделать для того, чтобы приступить к этой важной работе? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 21.

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

13 будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18 но и волос с головы вашей не пропадет,-

19 терпением вашим спасайте души ваши.

В только что прозвучавшем отрывке Господь рассказывает Своим ученикам о том, как люди будут реагировать на их проповедь Евангелия. Немногие примут их слова с радостью. В большинстве случаев их будут гнать и преследовать. От них отвернуться близкие, друзья и родственники. Они на себе прочувствуют, как это, когда тебя ненавидят и испытывают к тебе глубокую неприязнь. И это очень странно. Ведь проповедь Евангелия — это всегда слова о высоком, о вечном, о чистом. Это слова о любви и спасении. Почему же такая негативная реакция? Откуда такое сопротивление апостолам?

Святитель Феофан Затворник указывает на духовный мотив ненависти к ученикам Христа. Он пишет так: «Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь». Другими словами, если мои глаза привыкли к сумраку подвала, им будет больно резко посмотреть на свет. Придётся зажмуриться. Это происходит чисто инстинктивно. Здесь нет никакого сознательного выбора. Вот точно так и человек, который привык жить в сумраке своих пристрастий и греховных привычек, инстинктивно злится, когда слышит или видит, что можно жить как-то иначе. Как об этом сказал преподобный Иоанн Дамаскин, «Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи — учёных, скверные — нескверных, а испорченные — хороших».

Самое печальное, что эти люди даже не понимают, почему добродетель вызывает у них такое отторжение. Она им просто противна. Они просто ощущают немотивированный прилив негатива и проявляют агрессию. И уже потом их ум находит какие-то рациональные объяснения. «Ведь нельзя же испытывать неприязнь и ненавидеть просто так», — словно говорят они сами себе. — «Просто так это делают люди нездоровые и больные. А я человек здоровый. Это с этими святошами что-то не так».

Для всякого из нас это большой повод задуматься. Нет, не о том, как неосознанно ведут себя окружающие и как мы страдаем за своё христианство или просто за своё высокоморальное поведение. Для нас это повод задуматься, а испытываю ли я неприязнь к людям в личных отношениях. Почему тот или иной человек меня раздражает или вызывает злобу? Не скрывается ли за моей негативной реакцией просто нежелание что-то признавать в самом себе. Вспомним Адама. Когда Бог спросил его, зачем он вкусил от древа познания добра и зла, Адам начал злиться, оправдываться и сваливать всё на Еву. Возможно, на тот момент он не видел, что он натворил. Возможно, видел, но ему было больно это признать. Как бы то ни было, ему хотелось убежать, скрыться, а когда его загнали в угол, он начал кусаться и царапаться.

А потому постараемся быть внимательными к проявлениям своего гнева и возмущения. Очень часто бывает так, что его причина не столько в поступках других людей, сколько в том, что в нас открывается какая-то внутренняя боль. Мы её не хотим признавать. Мы её изливаем на ближних в виде злобы и неприязни. Но легче нам не становится. Зачастую боль только усиливается. Однако всё начинает меняться ровно с того момента, когда мы вглядываемся в себя и задаём вопрос, а что же на самом деле происходит? Что же болит? Если мы будем последовательны в этой работе, если у нас хватит мужества перестать обвинять окружающих, но искать причину в себе, то наши старания будут вознаграждены. Господь покажет нам очевидное. Оказывается, весь наш негатив, который мы выливали на окружающих, — это следствие тоски нашей души о Боге. В глубине сердца мы все хотим света. Но просто не знаем, как его взять, усвоить и удержать, сделать своим. Признание этого очень болезненное, но не смертельное. Более того, именно с него и начинается наше воскресение. Именно тогда, когда нам откроется эта истина, мы и начнём жить настоящей духовной жизнью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Христиане верят, что Бог всё может. Но почему это не значит, что их жизнь будет лишена проблем и трудностей? И, если это так, что заставляет их оставаться верующими людьми? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 21.

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

13 будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18 но и волос с головы вашей не пропадет,-

19 терпением вашим спасайте души ваши.

Любой, кто поинтересуется учебными планами духовных школ, сможет убедиться, что в них есть немало предметов, которые так или иначе с связаны с тем, что называется апологетикой, или защитой веры. Кроме того, изучение даже тех предметов, которые напрямую не касаются оправдания своих взглядов, часто обосновывается необходимостью знать свою веру для того, чтобы суметь ответить любому интересующемуся. Ведь каких только вопросов ни задают: и по содержанию Священного Писания, и по истории Церкви, и по смыслу богослужения, и по отношению Церкви к вопросам нравственной и шире общественной жизни. Иными словами, в самих духовных школах никого ни апологетические, ни другие предметы особенно не смущают. И это при том, что в сегодняшнем евангельском чтении Христос прямо призывает учеников не обдумывать заранее, что отвечать, потому что Он Сам пошлёт им слова и знание. Для них же главное будет правильно расположить своё сердце.

Может показаться, что, если всё так, наши учебные заведения оказываются лишними, ведь настоящие ученики и так смогли бы дать ответ, вдохновлённые самим Христом. Однако, обратившись к контексту, мы поймём, что слова эти говорятся в преддверии гонений и разрушения Иерусалимского храма, то есть экстренных ситуаций, в которых люди боятся оказаться слабыми, боятся не найти нужных слов. То есть речь не о том, что вообще не стоит заниматься наукой, читать книги и задумываться над вопросами духовной жизни. Другое дело, не стоит рассчитывать на свои знания, потому что противник свободен не слушать никаких аргументов. Заметим, что, успокаивая учеников перед лицом гонений, Христос отнюдь не говорит, что может сделать их жизнь безоблачной. Одного имени Учителя будет достаточно ученикам, чтобы оказаться на суде, перед лицом правителей и царей. Но это не должно пугать, потому что даётся ученикам для свидетельства о Христе. Сложные ситуации, споры, обвинения — всё это возможность говорить с людьми и доносить свою позицию. Может быть, кому-то из верующих хотелось бы, чтобы их никто не трогал, чтобы они жили тихо и спокойно. Но как тогда донести христианскую позицию до остальных? Как сделать её известной? Только сталкиваясь с трудностями и преодолевая их!

Другое дело, что, если у тебя есть силы и время, в данный момент гонений нет, то никто не запрещает читать Писание, думать над вопросами соотношения науки и религии и о многом другом. Христиане занимались этим с древности. Однако вся эта подготовка не должна делать человека самоуверенным. Казалось бы, сам Христос обещает ученикам уста и премудрость, то есть слова и понимание того, что говорить. Но ведь Сам Он, обладающий и премудростью, и умением говорить, оказался распятым. Кроме того, в сегодняшнем евангельском тексте Господь говорит, что, несмотря на слова и премудрость, вероятность гонений и даже убийств учеников будет очень велика. И если так, в чём же тогда смысл проповеди? В чём всемогущество Божие и в чём причина веры учеников?

Смысл проповеди в том, что в итоге она действительно изменила мир. Пусть не навсегда, пусть не полностью, но христианство, как соль земли, осолило многие сердца и привело людей к Богу. Причина же верности в том, что мир на злобе и гонениях не заканчивается, что добро всё равно сильнее и оно победит.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Первые четыре века истории христианства известны как эпоха гонений. Последователи Спасителя были вне закона. С одной стороны, их преследовали иудейские религиозные лидеры как последователей ненавистного им Иисуса из Назарета, которого они считали самозваным Мессией. Лишь падение Иерусалима прекратило эту расправу. Однако еще более жестокие преследования христиане претерпели от римлян. Эти гонения продолжались два с половиной века. Римляне смотрели на христиан как на тех, кто подрывает государственные устои. Ведь они отказывались приносить жертвы императору, фигура которого была божественна. А потому навлекали на себя подозрение в неблагонадежности, считались потенциальными изменниками. Однако главная причина преследований заключалась в том, что христианство проповедовало образ жизни, резко противоположный язычеству. Проповедовало любовь вместо стоического равнодушия и эгоизма; смирение вместо гордости; обличало роскошь, учило воздержанию и посту; было противником многоженства и конкубината, по сути, института легальных любовниц; призывало состоятельных людей к благотворительности; рабовладельцев к милосердию. По этой причине христиан считали зловредной, маргинальной сектой и пытались ее искоренить. Самые ожесточенные гонения были при императорах Нероне, Траяне, Декии и Диоклетиане. Последователей Спасителя распинали на крестах, отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний, изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города. Порой мучители доходили то такого ожесточения, что измученных специально лечили, чтобы потом пытать заново. И вот что поразительно: несмотря на то, что по всем законам здравого смысла христианство должно было исчезнуть с лица земли, оно выжило. В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства. Более того, постепенно оно становится государственной религией Римской империи.

По человеческим меркам всё это невозможно. Но именно такую силу всем Своим ученикам обещает сегодня дать Спаситель. Единственное, что от нас требуется — среди всех этих и подобных невзгод хранить терпение и надеяться на Бога. За это Дух Божий восполнит наши немощи Своей благодатью, а теснота и скорби неизбежно обернутся радостью светлой Пасхи.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.12.2025вторник

Слушайте нас


Скачивайте приложение

Мы в соцсетях