Читает и комментирует протоиерей Павел ВеликановЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, почему богослужение в православных храмах такое... продолжительное? И достаточно утомительное — ведь не каждому привычно стоять несколько часов неподвижно — и Церковь не идёт не на какие послабления? Лучше понять причину такого положения дел нам поможет отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается в храмах за богослужением.
Кому-то может показаться, что Иисус... «не справился» сразу с проблемой исцеления — но это совсем не так. Перед нами — интереснейший пример того, как Бог действует по отношению к человеку.
Прежде всего, евангелист Марк сознательно подчёркивает в самом процессе исцеления телесность: Христос берёт за руку, выводит, плюёт, возлагает руки.
Здесь тело — не просто «объект» воздействия, «страдательная» сторона, но и собственно «инструмент» исцеления. Прикосновение к телесности Христа Спасителя становится целительным для слепого: это не «спасение души от тела», как это видели бы стоики или неоплатоники — а именно восстановление целостности человека как такового — и тела, и души, и духа.
И вот теперь мы подошли к очень важному моменту. Тело, в отличие от духовного, нематериального мира, имеет определённую протяжённость и инерцию. И та постепенность, о которой говорит Евангелист, как раз об этом: слепой честно признаёт, что он видит — но плохо, смутно, какими-то пятнами. Казалось бы, это уже огромный результат — но Бог не останавливается на «полумерах»: ещё одно касание целебной руки — и зрение полностью восстанавливается!
Эта «протяжённость» побуждает задуматься как раз о том, с чего я начал комментарий: о долгих службах в церкви. К счастью, мы — не «компьютерные программы», которые и то требуют определённого времени для загрузки. Все наши органы чувств — телесные, и везде именно благодаря телесности присутствует определённая инерционность. И это — просто восхитительно! Почему? Да потому, что именно постепенность происходящего позволяет превратить жизнь в плавный, но динамичный танец — а не невротическое движение рывками. В современном «обществе достижений», где каждый стал сам для себя и рабом, и господином, бесконечное повышение «продуктивности» и «эффективности» приводит к состоянию загнанности, или, как говорит один современный философ, «депрессии успеха». Всё в жизни — глотается крупными кусками, настолько огромными, лишь бы пропихнулось в условный «рот». Потому и неизбежно «несварение» — когда не хватает именно этой «протяжённости», чтобы усвоить, переварить, оценить и... сродниться, впитать в себя происходящее. Не пора ли нам развивать именно этот евангельский навык «притормаживания» по жизни — который так красиво описал нам сегодня евангелист Марк — только благодаря которому Бог может нам открыть глаза души полностью, в предельной чёткости?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел ВеликановЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В эти хмурые декабрьские дни я знаю рецепт, как... гарантированно испортить настроение домашним ранним утром! Достаточно в тот самый момент, когда хочется удержать последние минуты сна, резко включить весь свет!
Нет, я вовсе не к тому, чтобы с завтрашнего утра все тотчас начали это применять на практике — напротив, так делать совсем не стоит — но через эту подводку мы лучше поймём отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Тот, кто хоть раз выходил из тёмного подвала, или пещеры, или кратера остывшего вулкана, на яркий солнечный свет, знает, насколько это болезненно и неприятно. Ещё бы: глаза, достаточно адаптировавшиеся за время пребывания в полной темноте, едва могут выдержать такой мощный, буквально ослепляющий, поток света! Как мы понимаем из евангельской истории, герой повествования не был слеп от рождения — то есть у него был период зрячести — и можно предположить, что у него была катаракта — помутнение хрусталика — при крайней степени которой человек слепнет.
И вот мы подошли к самому интересному. В своём исцелении Христос проводит слепца через две стадии: сначала тот всё видит размытым, потом — ясно. Но как мне кажется, эта постепенность не только ради адаптации зрения как такового, в ней скрыт и более глубокий смысл. Попробую пояснить.
Когда человек приходит от неверия к вере, он действительно прозревает. По сравнению с той мутью и мраком, в котором он жил ранее, он становится зрячим. И это — потрясающе! Словами — не передать! И каков же соблазн подумать, что это и есть — духовное здоровье, что именно теперь всё видится в подлинном свете! Но — не стоит торопиться: скорее всего, это именно та самая первая стадия, когда всё уже видно, но — в расфокусировке, без чёткости и деталей. Общая картина уже ясна, а детали кажутся не столь уж и значимыми.
Как же важно этот этап понять и принять: да, мы видим — но — не вполне отчётливо. Именно понимание этого родит в нас потребность в ещё одном «прикосновении Христовых рук» к нашим глазам — после чего мы обретём стопроцентную зрячесть. Почему я акцентирую именно на этом внимание — а не допускаю того, что наше духовное зрение может неким «естественным», «органическим путём» развиться до полноценного? Здесь есть небольшая, но очень важная деталь.
Чтобы слепец прозрел окончательно, Христос что делает? Снова погружает его во тьму, закрывая ему глаза. Продолжая нашу мысль, скажу так: только через кризис веры, когда кажется, что ты — рухнул, что — всё, снова накрыла прежняя тьма неверия — и возможно полное исцеление от духовной слепоты. Потому что только пройдя через этот этап охлаждения — и заново ощутив прикосновение тёплых, отогревающих, вдохновляющих Христовых рук — мы будем способны увидеть мир во всей его сложности, многообразности и непостижимости — и при этом не утратить снова обретённую веру!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан ДомусчиЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни люди парадоксальным образом, с одной стороны, очень ценят границы своей внутренней свободы. С другой, с невероятным азартом спорят по самым разным поводам, не только обвиняя друг друга в неправоте, но даже не желая дать собеседнику время для того, чтобы он постепенно изменил свою точку зрения. А если Бог не согласен с тем, что делает и думает человек, как действует Он? Бережёт ли Он наши внутренние границы и даёт ли нам время для изменения? Прикровенный ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что ко Христу приводят слепого и просят Спасителя его исцелить. Самостоятельно прийти слепой не мог, это было бы для него крайне трудно, но попросить об исцелении мог бы и сам, как часто делали это другие люди. Слепец Вартимей кричал, обращаясь к Иисусу как к сыну Давидову, даже тогда, когда окружающие запрещали ему это делать. Он звал Христа и просил о помощи. Напротив, слепец, о котором мы слышим сегодня, до момента исцеления не говорит ни слова. Да и Сам Христос с ним тоже не говорит. За слепца и в его присутствии к Спасителю обращаются другие. «Прикоснись к нему», — просят они Иисуса.
В том, что в ответ делает Христос, примечательны две вещи: во-первых, Он не просто прикасается к слепому, но делает больше того, о чём Его просили. Во-вторых, Он не спрашивает самого слепого ни о вере, ни о его желании, но выводит его из селения, плюет ему в глаза, возлагает на него руки и исцеляет. Спаситель не делает этого насильно, но и не спрашивает согласия. Он не идёт против воли человека, но со своей стороны проявляет инициативу. Причём исцеляет не сразу, но в два приёма. Сначала слепой видит людей, как ходящие деревья, и только после второго возложения рук и прикосновения к глазам, его взгляд становится ясным.
Что же важно для нас в сегодняшнем чтении? Конечно, можно попробовать применить его буквально и привести слепого человека в храм, попросив у Бога для него исцеления. Чудеса случаются, и любой церковный человек это знает. Но просьба, обращённая к Богу, не исключает обращения к врачу, ведь и в Священном Писании сказано, что врачевание от Господа. Однако духовно слепых людей вокруг нас гораздо больше. Часто они сами не могут прийти к Богу, не знают, с чего начать, боятся трудностей пути, и мы призваны им в этом помочь. Иногда они даже не знают, как обратиться ко Христу и мы, как люди из сегодняшней притчи, можем обратиться к Нему сами, попросив для них духовного здоровья. Но самое главное, чему мы должны научиться: предавать людей в руки Божии, понимая, что Господь сделает больше, чем мы хотим, если сам человек это Ему позволит. Только не надо торопиться. Мы так часто бываем нетерпеливы, ждём от людей мгновенных изменений, требуем от Бога чудес. Но обретение внутреннего зрения — это сложный процесс, в котором человек и Бог встречаются и вступают в диалог... Это диалог свободный, в нём Творец призывает человека как Своё творение к новому взгляду на мир. И иногда решение другого человека может быть совершенно не очевидным для нас, потому что, как в сегодняшней истории, он никому не рассказывает того, что Господь коснулся Его сердца, однако если решение он принимает в пользу Бога, изменения в нём становятся заметны без всяких слов. Нам же со своей стороны нужно молиться и ждать, чтобы это исцеление духовного зрения привело к подлинному исцелению жизни.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов