Читает и комментирует священник Стефан ДомусчиЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда рядовому исполнителю поручений начальства кажется, что он человек маленький и ответственности ни за что не несёт. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Помню, лет 15 назад я разговорился с человеком, работающим на телевидении, и спросил его о том, почему в эфире практически отсутствуют фильмы, в которых в качестве положительного героя был бы показан разумный добрый честный трудящийся человек: врач, учитель, крестьянин. В жизни самых разных созидательных профессий есть место героизму, подвижничеству, но ведь должно быть место и уважению. Можно было бы не рассказывать дальше, ведь большинство знают его ответ, который, как мантру, повторяют все участники таких разговоров: людям нравится другое, вот мы и снимаем. Спрос рождает предложение. Иногда формулировки бывают более грубыми, но суть от этого остаётся прежней – каждый человек во всей этой цепочке от производителя контента до потребителя, снимает с себя ответственность. Они по очереди говорят: мне заказывают, ведь это популярно; мне поручают, ведь это моя работа; я снимаюсь, ведь хочу быть популярным актёром; я показываю, ведь это хотят смотреть; я смотрю, ведь это показывают. Им внутренне кажется, что они просто часть рабочего или даже шире - жизненного - процесса, на который по-настоящему повлиять невозможно. Не ты снимешь, снимешься, покажешь, посмотришь – так кто-то другой. А если так, какая разница, кто участвует во всех этих процессах.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю о том, как Христос изгоняет торговцев из храма. Но почему они там оказались? Чтобы люди не были вынуждены везти жертвенное животное с собой или искать подходящее, соответствующее всем правилам, у обычных торговцев животными. Конечно, для этого пришлось занять двор, в котором истинному Богу могли молиться язычники, зато для иудеев, идущих издалека, это было удобно. Сегодня обычно говорят, что это был бизнес первосвященника Анны. Того самого, который участвовал в суде над Спасителем. В тексте отрывка есть интересная деталь: изгоняя торговцев, Христос произносит две цитаты из Писания: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Факт цитирования важен, потому что Спаситель освящает этим Свои действия, ведь для иудеев ясно, что это слова Самого Господа, с которыми они знакомы ещё из Ветхого Завета. Но дело не только в этом. Важно задуматься над тем, к кому Христос обращается, потому что на первый взгляд Его слова не совпадают с адресатом действия. Изгоняя торговцев из храма, Спаситель говорит «вы сделали его вертепом разбойников». Если бы Он изгонял руководство храма – эти слова были бы понятны. Если бы Он говорил «а вы разбойники» — это тоже было бы понятно, кого изгоняет, к тем и обращается. Но Христос, изгоняя торговцев, обращается к первосвященникам. И смысл этого обращения в том, чтобы точно процитировать пророка, в словах которого звучало обличение всего народа, а не только его руководителей или конкретных грешников. Первосвященники были виноваты в том, что организовали торговлю, мешающую людям молиться, но ведь и сами торговцы должны были понимать, что они делают. Они не малые дети, которые не способны отвечать за своё поведение, они видели язычников, приходивших во двор, предназначенный для их молитв, и пренебрегали ими вместо того, чтобы наоборот способствовать их обращению к истинному Богу.
Может показаться, что рассказанная история лишь иллюстрация ошибок религиозной жизни того времени, но такое решение само по себе будет ошибкой. Ответственность и подчинённых, конечно, разная, но в то же время Писание многократно в самых разных выражениях обращается к нам с очень важной мыслью: каждый из нас даст Богу ответ за свои дела, злые и добрые... Это значит, что и жить нужно так, чтобы этот ответ был для нас добрым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийКак избавиться от гнева? Что делать с приступами злобы? Возможно ли вообще научиться контролировать свою ярость? Ответ на этот вопрос можно получить, размышляя над отрывком из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Эпизод изгнания торговцев из храма — яркое свидетельство того, что Спасителю были не чужды многие движения человеческой души. В частности, мы видим, что Христос испытывает гнев. О том, что Господь мог переживать эту эмоцию, красноречиво свидетельствуют и другие эпизоды Евангелия. Так, например, в Евангелии от Марка читаем: «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Так Господь реагирует на фарисеев, которые упорствуют в своей духовной слепоте.
Это очень важный вероучительный момент. По учению Православной Церкви, гнев сам по себе — это естественное, то есть не греховное проявление человеческой природы. Это Богом данная сила, которая помогает нам реагировать на опасность, избегать её или справляться с ней. В нормальном духовном состоянии гнев направлен на грех и его источник. Он помогает нам оттолкнуть от себя лукавые помыслы, противостоять дурным желаниям. В ненормальном состоянии мы нередко теряем контроль над этой силой. Становимся ей одержимы. Направляем гнев на себя и на окружающих людей.
Христос был настоящим, полноценным человеком. А потому Его душа также имела это естественное чувство. Однако, в отличие от нас, во Христе не было греха. Другими словами, Его гневная сила находилась под полным контролем. Он знал, на что и когда разгневаться. Сам решал, когда дать волю эмоции, а когда придержать её.
Это касается не только гнева. На протяжении всего евангельского повествования Христос демонстрирует удивительное, предельное самообладание. Когда Его хватают слуги первосвященника и один из них бьёт Его по лицу, Спаситель не поддаётся эмоциям и в то же время не робеет. Он ровно и спокойно спрашивает: «объясни, за что ты Меня ударил, что плохого Я сделал». На суде у Пилата Он, напротив, молчит, хотя другой бы оправдывался на Его месте. На кресте Он не проклинает от боли мучителей, но искренне молится о них. Даже в самой тяжёлой ситуации Христос оказывается над ней. Поэтому пока Спаситель Сам не захотел, Его не могли схватить фарисеи и книжники. Мучение, распятие и смерть — это Его свободный выбор. Выбор ради цели, которую Он чётко видел перед Собой.
Почему это так важно для нас? Очень часто в тех ситуациях, когда нужно проявить гнев, мы его подавляем. Так, например, бывает в отношениях с человеком, от которого мы зависим. Нам страшно выразить своё мнение, страшно бывает сказать «нет». Поэтому мы колеблемся и прогибаемся. И чтобы как-то себя оправдать, мы называем это состояние высокими словами, например, такими, как «ответственность», «смирение» и «послушание». И наоборот. Где надо проявить кротость, мы проявляем агрессию. Так бывает с подчинёнными или детьми. Нам следует согласиться или промолчать, но мы яростно негодуем. А чтобы было легче вынести собственную неадекватность, называем это праведным гневом.
На самом же деле в обоих случаях мы просто обманываем себя. Мы просто себя не видим. В отличие от Спасителя, мы слишком вовлекаемся в свои спонтанные чувства. Словно сливаемся с ними. И тогда не мы ими управляем, а они нами. И всё, что нам остаётся, — это постоянно оправдывать себя. Люди смотрят на нас: вроде верующий, а быть рядом с ним не хочется. Налёт какой-то театральности ощущается в словах и делах. Чувствуется подвох.
Осознать этот диссонанс — большой шаг. Подлинная духовная жизнь начинается с того, что мы учимся наблюдать за собой и признаваться себе, что происходит у нас в душе. Признаваться с неумолимой, безжалостной честностью. Потому что лишь тогда, когда я вижу, что не принадлежу себе, что потерял себя в хаосе эмоций, что одержим ими, что не владею собой и своей жизнью, я начинаю испытывать острую глубинную потребность в Спасителе. От всего сердца я начинаю взывать к Нему, чтобы Он пришёл и пробудил мой дух, разбудил меня настоящего. Чтобы вера была искренняя, не театральная. И чтобы её глубина и сердечность отражалась во всех моих делах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан ДомусчиЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У каждого человека, даже может быть и не очень верующего, есть нечто, что он воспринимает как святыню. Это может быть ребёнок, семья, Родина, личное пространство — что-то отдельное, особенное и дорогое. Для верующего же человека таковым является всё то, что связано с Богом. И кажется, человек, который не имеет ничего святого, способен на самые страшные поступки. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В период не столь давних по меркам истории гонений на церковь, когда тысячи храмов уничтожались, закрывались или переделывались в клубы, склады и машинно-тракторные станции, появилось довольно много историй о людях, которые во всех этих процессах участвовали. Те из них, что были приезжими, в народной памяти практически не оставались, но вот местных, согласившихся разрушать храм, в который ещё недавно они ходили молиться, помнили. Именно о таких людях говорили: ничего святого за душой. Рассказчик подобных историй всегда подчёркивал, что для того, кто пошёл на святотатство, ничем хорошим это не заканчивалось, ведь они пренебрегли храмом Божиим и попрали святыню. Такие рассказы от очевидцев и даже самих участников приходилось слышать многим в церковной среде, и оценка была однозначной: это один из самых тяжёлых грехов.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим о людях, которые внешне ничего не разрушали, не закрывали и не переделывали. Более того, они находились в рамках закона и даже могли оправдать свою деятельность как добродетельную. Всё было очень просто. В иерусалимский храм постоянно шли люди, которые желали помолиться и принести жертвы. Они могли привести собственное животное для жертвоприношения, но значительно проще было купить его при храме. Только сделать это можно было не за языческие нечистые деньги, но за специальные храмовые деньги, к которым язычники не прикасались. Таким образом, желая помочь собратьям, которые жили далеко, первосвященники и их помощники устроили бойкую торговлю и мену денег прямо во дворе язычников, единственном месте в храме, в котором могли молиться представители иных народов.
Считали ли служители храма себя страшными грешниками? Думали ли, что совершают святотатство? Конечно, нет. Конкретные торговцы выполняли волю первосвященников, а те оправдывали себя общей пользой и возможностью заработать. Однако их мнение о происходящем совершенно не совпадает с мнением Христа, который входит в храм и выгоняет всех тех, кто превратил Дом Божий в вертеп разбойников, вместо того чтобы сделать его домом молитвы. Он не обличает римлян, хотя они язычники и захватили Иудею, не говорит ничего об эллинах, но приходит к верующим и показывает им, что они, превозносясь над остальными, ведут себя ещё хуже... И самое страшное, что, даже получив вразумление от Христа, они лишь озлобились и искали как погубить Его, вместо того чтобы честно сказать себе, что они давно научились оправдывать грехи и заставили свою совесть замолчать.
Слушая сегодняшнее чтение, нам стоит задуматься и о нашем собственном состоянии. Конечно, люди, которые сто лет назад выступали против Церкви и гнали священство, поступали ужасно... но именно очевидная греховность их поступков, давала им повод к покаянию, которое они нередко совершали, пусть и под конец своей жизни. Когда же человек верующий привыкает к двойным стандартам, ему увидеть свою неправоту значительно тяжелее. И единственное, что может в этой ситуации нас порадовать, — это уверенность в том, что Христос поможет нам увидеть правду о себе самих и не только увидеть, но и встать на путь исправления.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи