Москва - 100,9 FM

Библейские чтения

* Поделиться
пророк исайя

Книга пророка Исайи, Глава 41, стихи 4-14

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Библейские чтения

* Поделиться
Авраам и Сарра

Книга Бытия, Глава 17, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 20-33, Глава 16, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга пророка Исайи, Глава 41

04 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же.

05 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;

06 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"

07 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

08 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-

09 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":

10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;

13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".

14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

Читать далее
Книга Бытия, Глава 17

01 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

02 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

03 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

04 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

05 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

06 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

07 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

08 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

09 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 16

01 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

02 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

03 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

04 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

05 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]

06 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

07 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

08 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

09 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Читать далее
Книга пророка Исайи, Глава 41

04 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же.

05 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;

06 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"

07 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

08 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-

09 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":

10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;

13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".

14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В своей книге пророк Исаия обращается к еврейскому народу по совершенно разным поводам. Порой со словами обличения, порой — с предостережением, бывает — с наставлением. Сегодня мы слышим от него слова поддержки. И это очень кстати. Ведь социальная и политическая ситуация в Израиле на тот момент была очень тяжелая. Это было смутное время междоусобной вражды среди некогда единого еврейского народа, а также период, когда нации угрожал внешний враг в лице могущественных Ассирийской, а затем и Вавилонской империй. Первая уничтожила северное Израильское царство. Вторая — южное, Иудейское. Иерусалим был разрушен, а народ уведен в плен в Вавилон. Для выживших это была катастрофа вселенского масштаба.

На фоне этих потрясений пророк и призывает своих единоплеменников не забывать, что Бог еврейского народа, как он выражается, «первый и в последних». То есть Он неизменен, Он всегда тот же. Так Исаия подчеркивает идею верности Бога тем обещаниям, которые Он некогда дал патриарху Аврааму, а затем и другим великим вождям древности о том, что Он всегда будет заботиться о Своих людях. Какие бы злоключения им ни пришлось вынести промысел Божий в итоге все устроит к лучшему. О том, что слова пророка исполнились, свидетельствует сама история. Судьба израильского народа — поразительный пример того, как нация, на долю которой выпали тягчайшие испытания, и которая из-за них должна была бы давно прекратить свое существование, продолжает несмотря ни на что жить и процветать. А те, кто, когда-то враждовал против нее, как и говорил пророк, превратились в ничто.

Слова пророка касаются не только евреев. Они обращены ко всякому, кто ищет опору не в людях, не в деньгах, не в собственных силах, а в первую очередь в Боге. В какой бы ситуации такой человек не оказался, Господь держит его, как Он Сам говорит, за правую руку. А потому не будем унывать и впадать в отчаяние, наблюдая за происходящим вокруг. Ведь если мы стараемся жить Богом, то даже самое жуткое событие нашей жизни Его благой промысел обратит к добрым последствиям.

Читать далее
Книга Бытия, Глава 17

01 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

02 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

03 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

04 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

05 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

06 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

07 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

08 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

09 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что бытописатель говорит о возрасте Аврама. Ему 99 лет. Почтенный возраст, скажет кто-нибудь, хорошо, что человек до такого дожил. Но проблема-то в том, что Бог обещал ему детей, которых до сих пор у него нет. Не исполняя пока никаких Своих обещаний, Он говорит о своем всемогуществе, но главное — призывает Аврама: ходить перед Ним и быть непорочным... То есть праведным, соответствующим вере, которая была явлена раньше. Но одно дело вера, которую ты почувствовал при первом обещании... Когда Аврам был в отчаянии и Бог пообещал, что у него будет наследник — он горячо в это поверил. И другое дело верить горячо в те же слова по прошествии времени, учитывая преклонный возраст жены да и свой собственный.

Что делает Аврам, когда он слышит эти слова Господа? Он падает ниц.

Что это за жест? Жест почтения? Жест отчаяния? Есть ли у него силы для того, чтобы верить? Бог же продолжает и говорит о завете, который Он заключает с Аврамом, который будет отцом бесчисленного множества людей. В знак заключения завета меняется имя Аврама — теперь он будет называться Авраам.

Заключение завета и переименование, которое происходит через время после первого обещания, говорит о том, что прежде чем заключить завет — праотец должен был показать плоды веры, он должен был верить просто, без доказательств, вера для него должна была быть шагом в неизвестностью, трудным подвигом доверия. Собственно переименование и означает, что перед нами новый человек, обновленный верой, настолько перерожденный в этом подвиге, что может именоваться иным именем.

Когда мы приходим к Богу, или когда Он входит в нашу жизнь... Мы бываем воодушевлены, нам кажется, что вера — это дело простое... Но в реальности выходит совершенно иначе. Вера нуждается в проверке, в испытании, в подвиге. Из года в год Церковь читает книгу Бытия с древних времен до наших дней. Читает для того, чтобы показать нам пример веры и побудить к таки же глубоким и искренним отношениям с Богом.

Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 16

01 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

02 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

03 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

04 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

05 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]

06 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

07 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

08 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

09 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существует довольно известная максима: молись так, будто бы все зависит только от Бога, трудись так, будто бы все зависит только от тебя. Аналог этого призыва есть и в книге Причтей Соломона: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:9). Здесь — и упоминание о труде, без которого ничего невозможно достичь, здесь же и призыв обратить свои устремления к Богу в том ключе, в котором значительно позднее рекомендовал размышлять апостол Иаков: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15). По-настоящему устойчиво лишь то, что находит свое основание в Боге. О том же самом мы читаем и в Псалтыри: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Впрочем, это прекрасно известные истины. Во всяком случае, для любого сознательного христианина. Но в фразе книге Притче — «Предай Господу дела твои» — есть и нечто еще. Дело тут в том, что слово, которое на русский язык переведено как «предай», в оригинальном еврейском тексте имеет совсем иное значение. Его можно перевести несколькими способами, но чаще всего в тексте Ветхого Завета оно переводится как «отваливать» в словосочетании «отваливать камень». Например, в истории знакомства Иакова с Рахилью у колодца: «Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец» (Быт. 29:3). Любопытно, что в книге Притчей Соломона это еврейское слово употребляется два раза, первый раз мы уже услышали, а второй раз речь тоже идет не чем-то возвышенном, а о манипуляциях с камнями: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26:27).

Из всего этого можно попытаться сделать некоторый вывод: фразу «Предай Господу дела твои» значительно проще сказать, чем осуществить то, что она призывает сделать. Думается, что глагол, который Священное Писание как правило относит к перемещению камней, здесь совершенно не случаен. Всем понятно, что передвигать камни не самое простое занятия. Оно в любом случае требует ощутимых энергетических затрат, а если камень достаточно большой, то одной лишь физической силы может быть недостаточно и для того, чтобы сдвинуть его с места, придется пускать в ход смекалку. Все это можно по аналогии применить и к преданию своих дел Господу. Это действие требует усилий, требует напряжения и, зачастую, не только духовного, но и интеллектуального.

Некоторые комментаторы полагают, что в этой фразе, среди прочего, содержится призыв «обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего». Из этого можно предположить, что в соотнесении своих планов и своих дел с откровением Божиим и состоит то, что книга Притчей Соломона вкладывает в призыв предать дела Господу.

Читать далее
01.04.2020среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Мы в соцсетях
******