Дело дня

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Матфея, Глава 14

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 14

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим очень известную и для многих невероятную историю. Петр, после повеления Христова, оказывается способен идти по воде. Нам, как людям, свойственно обращать внимание на то, что происходит с такими же как мы... Тем более, если речь идет о чем-то из ряда вон выходящем.

Но чтение начинается не с Петра и не с учеников, оно начинается со Христа. Хотя Евангелие — это слова сказанные учениками, оно все же слово Божье; пусть оно сказано человеком, в нем говорит и действует Бог. И первые слова сегодняшнего чтения о Самом Христе, без учеников. Он побуждает их отправиться на другую сторону Генисаретского озера, а Сам остается, чтобы отпустить народ. Небольшое бытовое замечание, но оно чрезвычайно важно, потому что из него становится очевидным, что между Христом и людьми помимо учеников существуют особые отношения. Да, ученики избраны Им Самим, их присутствие очень важно, часто они общаются с народом, проповедуют, исцеляют... И все же, Христос отправляет их, чтобы поговорить с людьми отдельно, напутствовать их и отпустить. Это так потому, что у Бога есть свои отношения с каждым человеком. Отношения, которые не отрицают важности существования апостолов, не отменяют иерархии, но и ими не ограничиваются. Христос не один из апостолов, а они не просто его сотрудники, Он Богочеловек. Он действует через них и вместе с ними, но действует и без них, Он главный субъект действия. Когда-то, в начале 90-х, в среде тех, кто увлекался экзотическими религиями, ходила такая пословица: «Если у тебя проблемы с Богом — тебе поможет гуру, но если у тебя проблемы с гуру — тебе никто не поможет». Сегодняшняя история говорит о том, что к подлинному христианству эта пословица никак не применима. Церковь важна, но главное действующее лицо все же Бог, поэтому и последний суд будет судом Божиим...

Интересно, что и дальше мы видим Христа на горе, уединившимся для молитвы. Мы настолько привыкли к тому, что Он находится среди людей, привыкли к Его активным действиям и словам, что увидев Его одного — просто пробегаем глазами эти строки. Но в Писании нет неважных мест и это одиночество Христа то же очень значимо, ведь оно опять говорит о том, что Христос как субъект важен Сам по себе, а не только как целитель и проповедник. Как часто за учителем или врачом люди не видят человека, но только его профессию, сам человек оказывается не интересен. Это неправильно, потому что человек не сводится к его профессии... И в первую очередь это можно сказать о Христе — Он важен Сам по Себе.

История о Петре — это, конечно, история о вере. Эмоционально она нас настолько захватывает, что мы увлекаемся ею и забываем, что Петр идет по воде не просто благодаря какой-то абстрактной вере, но благодаря вере во Христа. Пока мы верим, что главное действующее лицо в Мире Он, мы можем идти по воде, как только начинаем сомневаться и Он оказывается для нас «одним из прочих» — мы тонем. Петр шел по воде, это правда, хотя она и совершенно невероятна... Иногда в жизни мы сталкиваемся с ситуациями не менее невероятными, но возможными, потому что на ними сокрыта Его воля. Проходя их, как проходили апостолы бурю, нам важно помнить, что Он близко.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Наверное, сегодняшний евангельский эпизод можно назвать подстроенным. Во всяком случае, при его чтение возникает ощущение, что он от начала и до конца был спрогнозирован Христом Спасителем с определённой целью, вся эта история похожа на гениальную шахматную комбинацию. Во всем эпизоде прослеживается некая цель, которую ставит Христос Спаситель и которую Он достигает. На искусственность ситуации указывает принуждение, о котором сказано в самом начале: «понудил Иисус учеников Своих войти в лодку». Из этой фразы напрашивается вывод о том, что раздельное перемещение Христа и учеников не было у них заведено. Обычно они приходили и уходили вместе, Спаситель не отсылал от Себя апостолов. Они не хотели плыть одни, их пришлось заставить это сделать. Евангелист Матфей ничего не говорит о содержательной стороне молитвы Христа на горе. Да он и не может знать о ней. Но из дальнейшего повествования можно рискнуть сделать предположение: Христос молился об укреплении веры учеников, о том, чтобы искушения не смогли их сломить. Тот факт, что искушения будут и есть, что их невозможно избежать нельзя подвергнуть сомнению. После Своей молитвы Он преподаёт ученикам крайне важный урок, который, без сомнения, актуален для христиан всех веков. Хождение Петра по водам — с одной стороны, иллюстрация всемогущества Бога, с другой — плод личной веры. Веры, которая не даёт возможности подумать о себе самом. По мысли святителя Григория Паламы, постепенный уход Петра под воду, состояние утопающего — результат того, что он начал задумываться о себе. Собственно, любое увязание в пучине привычных страстей для христианина по своей сути происходит по той же самой причине: Бог даёт нам освобождение и возможность ходить по поверхности, даёт чистоту и святость, но мы не выдерживаем, мы начинаем размышлять. Думаем: «Этого не может быть! Я же совершенно точно знаю, что я не могу так жить, мне это не свойственно!» Подобные мысли заставляют в конечном итоге вернуться к привычному образу жизни, лишают способности двигаться навстречу Христу без греха и препятствий так, как двигался апостол Пётр по воде Геннисаретского озера. Но мы видим, что даже несмотря на это, Бог не оставляет, Он протягивает руку и помогает дойти до твёрдой поверхности и снова начинает ждать, когда мы осмелимся пойти Ему навстречу невзирая ни на какие препятствия.

Читать далее
Читает и комментирует
Иван Айвазовский. Хождение по водам. 1888 г.

Иван Айвазовский. Хождение по водам. 1888 г.

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34
22 ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ (Мк 6:45-52; Ин 6:15-21) 34 ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ В ГЕННИСАРЕТЕ (Мк 6:53-56)

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Читать далее
18.08.2019воскресенье