Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Матфея, Глава 11
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Почему современный человек так быстро утомляется и как избавиться от этой хронической усталости? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в Православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 11.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Кто такие труждающиеся и обремененные, которых в только что прозвучавшем отрывке призывает к Себе Христос? Это не обязательно те, кто с утра до вечера ворочает булыжники, носит кирпичи или копает котлован. Это не обязательно те, кто работает в офисе, с утра до вечера сидит перед монитором компьютера и завален бумажной работой. Это не те, кто работает с людьми и вынужден постоянно, практически без остановки говорить. Конечно, весь этот труд тяжёлый. Устают и те, кто работает руками, и те, кто работает головой, и те, кто командует, и те, кто подчиняется. Но не об этой усталости говорит сегодня Христос.

В первую очередь речь идёт об утомлении от бесплодной работы. А какая работа бесплодна? Эта та, которой практически постоянно занят наш ум. С разной степенью интенсивности, но без остановки, он жует свою жвачку — подкидывает нам образы, от многих из которых на душе становится тяжко. В уме рождаются страхи, тревоги и беспокойства о будущем, переживания и сожаления о прошлом. В уме рождаются разного рода предубеждения и предрассудки. В нашем уме рождается ложный образ о самом себе. Мои персональные фантазии о том, какое место я должен занимать в этом мире. В уме рождаются ожидания того, как должна протекать моя жизнь, что мне должны окружающие и Сам Бог.

Все эти представления тянут за собой чувства, в которые мы погружаемся часто без остатка. Эти чувства побуждают нас к действиям. Нередко эти действия спонтанны и непродуманны, как говорят психологи, компульсивны. В результате наша жизнь наполняется нервозной беготнёй. Так мы стараемся воплотить свои фантазии в жизнь. Мы не свободны от этого даже в своих снах, в которых продолжаем бежать, потому что ум не может успокоиться. От этой бестолковой и бесплодной суеты мы устаём больше, чем если бы круглые сутки таскали на себе мешки с картошкой. А устаём потому, что картинки в нашей голове мало чего общего имеют с реальностью. Каждый раз жизнь показывает мне, что мои представления о ней ложные. Но я продолжаю тратить огромное количество энергии и времени, чтобы всё шло так, как я себе нарисовал в своем воображении.

Это и есть то тяжкое бремя, который тащит на себе каждый из нас. Нередко тащит до самой гробовой доски. Христос пришёл в этот мир в том числе и для того, чтобы освободить нас от этого рабства. Он предлагает нам взять на себя Его иго, то есть Его бремя. Другими словами, все силы своего ума и души Он предлагает сосредоточить на евангельских заповедях. Во главу угла всей своей внутренней и внешней деятельности поставить всего две вещи: любовь к Богу и людям. То есть усилием воли возвращать своё внимание к размышлению о том, чего от меня сегодня хочет Бог, и как я могу быть полезен ради Христа окружающим людям. То есть всем тем, кто сегодня встретится мне на моём пути. И самое главное — пытаться исполнять эти заповеди на практике.

Такая работа — не простая. Поэтому Христос называет это игом. Ведь каждое мгновение придётся быть внимательным к своему внутреннему миру. Придётся постоянно отслеживать, куда направленно моё внимание. Выяснять, почему в моей душе появляются те или иные чувства. В чём их причина? Совершать новые, непривычные поступки. Для моего больного, зацикленного на собственных фантазиях ума всё это очень непривычно. Нередко он впадает в ступор и замирает в страхе. Но именно такое внутреннее делание наполняет нашу душу качественно иными впечатлениями. В ней поселяются кротость и смирение. Она постепенно освобождается от напряжения беготни. И наше сердце начинает ощущать лёгкость, мир и покой.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди во все времена представляли себе Бога существом всемогущим, особенно когда речь шла о Том, Кто сотворил весь мир, небо и землю. Но как с точки зрения Библии всемогущество Божие реализуется в мире людей? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Практически всякий родитель в своё время сталкивается с новым и интересным опытом, который связан с взрослением ребёнка. Пока он совсем маленький, ты просто берёшь его с собой, если тебе куда-то нужно идти, и идёшь. Он весь умещается у тебя на руках, весь твой, никакого сопротивления. Потом, когда он подрастает, но всё ещё остаётся ребёнком, брать его становится труднее, но мы всё ещё можем это сделать, воспринимая его как несмышлёного. Надо значит надо. Однако в какой-то момент мы понимаем, что перед нами взрослый, свободный человек, который может выбирать свой путь. Не все родители понимают это сразу, довольно часто пытаются не мытьем так катанием выбить согласие ребёнка, шантажируют или манипулируют, лишь бы добиться своего. Но в здоровой ситуации просто учатся жить в новой для себя реальности, учитывая точку зрения повзрослевшего чада.

Сегодняшнее евангельское чтение начинается с очень важного утверждения Спасителя, которое стоит рассмотреть в контексте начатого нами разговора. Господь укоряет города, в которых иудеи отказывались от покаяния и принятия Его проповеди. Они уверены, что у них и так всё хорошо и им не интересен ни Иоанн с проповедью покаяния, ни Иисус с благовестием Царства Небесного. В ответ на это пренебрежение Христос утверждает: «Всё Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». То есть существует один способ прийти к Отцу Небесному и этот путь лежит через общение с Сыном, потому что всё дело спасения Отец предал в Его руки. Но кому же Сын хочет открыть Отца? Он тут же делает своё намерение совершенно явным, так как говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обременённые и я успокою вас». То есть он приходит не для того, чтобы спасти только некоторых, не говорит придите только иудеи или только эллины, но все, кто живёт под тяжестью забот и скорбей, кто несёт бремя жизни. Иными словами, Он зовёт вообще всех.

Но вот что интересно! Отец предал Ему в руки всё дело спасения, всех, кто в этом спасении нуждается. Неслучайно в другом месте Христос сказал, что Ему дана всякая власть на небе и на земле. Однако, не смотря на обладание всем, — Он не просто приводит нас к Отцу, не спасает автоматически, только лишь Своей волей. Он именно зовёт нас к Себе, но никак не заставляет. Он всемогущий и в то же время говорит «придите». Но дальше Христос говорит ещё более парадоксальную вещь: Он зовёт людей, чтобы они обрели покой. Сам по себе образ покоя для иудеев связан с покоем Божиим, в который в Ветхом Завете должны были войти праведники. Но путь к покою лежит не столько через собственную деятельность, не через собственную активную позицию, но через смирение и кротость. Пока человек будет ставить перед собой собственные человеческие цели, и стремиться к ним своими же человеческими средствами, он будет раз за разом совершать выбор, подобный выбору Адама и Евы и погружаться во всё большее внутреннее беспокойство. И, конечно, для такого человека возвращение к Богу и Его заповедям будет казаться игом и бременем. Но если он смирится перед Творцом, как ребёнок смиряется перед родителем, если свободно придёт к Нему, как к единственному Спасителю и Господу, он обретёт сердечный покой как дар Божественной любви.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас не хотел бы быть счастливым? Верующие и неверующие — люди стремятся к счастью. Многие даже в церковь приходят, молятся, делают добрые дела для того, чтобы в итоге Бог сделал их счастливыми. Но зачем на самом деле стоит приходить к Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке от 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Жизнь человека после грехопадения всегда была трудной и предполагала постоянные и неизбывные усилия. Те, кто сегодня работают в офисах, на заводах или в школах и думают, что они устают, должны вспомнить, что в прежние времена наши предки даже простой хлеб, который мы просто покупаем в магазине, делали своими руками. И не просто покупая муку, но, как бы мы сказали сегодня, обеспечивая весь цикл его производства. Я уже не говорю о том, что не существовало стиральных машин и даже зимой приходилось идти на реку и стирать белье. Работа занимала практически всё время и забирала практически все силы. Впрочем, и сегодня, на исповеди на вопрос, почему же вы так давно не были в храме, люди часто отвечают, что обременены очень тяжёлой работой и просто не могут найти в себе сил и возможности ходить в храм регулярно. Наверное, в исключительных ситуациях такое возможно, здесь главное быть с собой честным и помнить, что все остальные люди, ходящие в храм, отнюдь не тунеядцы.

Но стоит ли понимать слова Христа о покое буквально? Скажем, можем ли мы представить себе, что какой-нибудь иудейский крестьянин, который с утра до вечера пахал, сеял, обрабатывал растения, собирал урожай, ткал одежду и прочее... и прочее, ему же несть числа..., приходит ко Христу и говорит: «Я очень обременён заботами, прошу, успокой меня, я не хочу суетиться, не хочу ни о чём заботиться». Не это ли мечта большинства из нас и сегодня? Всем обладать и ничего для этого не делать. Так можем ли мы представить себе, что Христос говорит ему: «Я успокаиваю тебя от всей твоей деятельности, ты можешь больше не трудиться, ты свободен: еда, питьё, одежда, крыша над головой — всё будет появляться само собой, потому что ты пришёл ко Мне». Конечно, настолько буквально понимать сегодняшнее евангельское чтение мы не можем. Сам Христос до выхода на проповедь работал, помогая Иосифу, как работали апостолы и первые христиане. Мы можем вспомнить апостола Павла, который собственными руками плёл палатки. Всё это, конечно же, означает, что Христос говорит о каком-то совершенно другом покое. И если это не покой телесный, это, очевидно, покой духовный, покой совести. Так успокаивается человек, который понимает, что он всё сделал как нужно, всё сделал правильно. Кому-то может показаться, что такого покоя не бывает. Кто-нибудь посмеётся и скажет, что совесть его всегда спокойна, потому что он давно ею не пользуется. Это, конечно, будет шуткой, но в ней, как обычно, может оказаться доля правды. Кто-нибудь горько усмехнётся и скажет, что его совесть невозможно успокоить, потому что каждый его шаг кажется ему грехом, и он никогда не избавится от чувства вины. Но слова, которые Христос произнёс в сегодняшнем евангельском чтении, сказаны Им не просто так, и отмахиваться от них никак нельзя. Господь призывает нас к Себе, чтобы успокоить духовно и дать нам ощутить Его любовь, как твёрдое основание нашей жизни. В то же время Его покой — не расслабленное состояние того, кто забыл о совести. Но покой того, кто кротко и смиренно старается исполнить волю Божию и чувствует, что исполняет её вслед за Христом, исполняет её вместе с Ним.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу как можно ближе? С чего необходимо начать свой путь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 11.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Какой труд самый изнурительный и тяжёлый? В древнегреческой мифологии есть примечательная история о строителе города Коринф по имени Сизиф. Сизиф прогневал богов. А потому, когда он умер, они приговорили его к «каторжным работам». В тёмной бездне под названием Тартар была высокая гора. Каждый день Сизиф должен был закатывать на её вершину тяжёлый камень. Но как только он это делал, булыжник скатывался вниз. И бедолаге приходилось начинать всё заново. Вот и ответ. Самый изнурительный и тяжёлый труд — это бессмысленная работа.

И в Евангелии Господь не раз образно говорит о такой работе. Вспомним, например, притчу о человеке, который построил свой дом на песке. Без прочного фундамента. Как только настал сезон дождей, постройку смыло. Или притчу о человеке, который всю жизнь в поте лица копил богатства, а когда решил, что насобирал уже достаточно, и настало время покоя, радости и веселья, к нему пришла смерть. Этими образами Господь ясно даёт понять, что любая деятельность человека, которая имеет в своей основе цель как можно комфортней и безопасней устроиться в этой жизни, в конечном счете тот же самый сизифов труд.

Эта работа ложится на нас же самих тяжким бременем. Ведь нам постоянно приходится бороться, чтобы реализовать свои планы. Бороться с обстоятельствами, которые разворачиваются порой совершенно непредсказуемо. С другими людьми, у которых своё видение того, как всё должно быть устроено. С самими собой, ведь порой у нас недостаточно ресурса, чтобы осуществить свои желания. Наконец, бороться с Богом, у Которого о каждом из нас есть Свой замысел, не имеющий ничего общего с нашими иллюзиями и фантазиями. Так и получается, что вся наша жизнь — это изнурительное сопротивление всему, чему только можно сопротивляться. А в итоге оказывается, что смысла в этой войне не было никакого. Всю жизнь я строил дом на песке. Гонялся за призраками. И даже если я приобрёл весь мир, то уж точно повредил своей душе.

Поэтому первое, что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу — увидеть это своё состояние. Увидеть, что я и есть то самый труждающийся и обременённый. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан Затворник, в нашей душе «родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему». Тогда у человека открывается духовное зрение, и он видит бессмысленность и суетность всех своих прежних усилий. Это не означает, что мы отказываемся от работы и заботы о хлебе насущном. Просто теперь у нас появляются новые приоритеты. Возникает новая иерархия ценностей. Мы начинаем тратить энергию на достижение иных целей — на исполнение во всех своих делах Евангельских заповедей. Это тоже непростой труд. Но, как говорит сегодня Христос, это благодатное иго, это лёгкое бремя. Благодатное и лёгкое потому, что никогда не бывает впустую. Лишь эта работа уже здесь на земле даёт нашим душам мир, покой и радость вечного Небесного Царства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
18.12.2025четверг

Слушайте нас


Скачивайте приложение

Мы в соцсетях