Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Призвание галилейских рыбаков

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Марка, Глава 1
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В Символе веры Православная Церковь называется апостольской. Может показаться, что произошло это от того, что она основана апостолами, однако дело не только в этом. О том, в чём суть апостольства, рассказывается в отрывке из первой главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Недавно мне случилось обсуждать с группой детей призвание апостолов. Текст говорит о чём-то взрослом и, кажется, написан тоже для взрослых, но кое-что было интересно и детям. Апостолы были рыбаками, в связи с чем, очевидно, ловили рыбу, и в этом не было ничего необычного. Но Христос призывает рыбаков и обещает им, что они станут ловить людей. Такое обозначение будущего занятия апостолов заинтересует любого. Мы привыкли к тому, что апостолы — это проповедники и миссионеры, что они или подобные им люди ходили по всей земле с проповедью Евангелия. Проповедуя, они призывали людей, чтобы те в свою очередь откликнулись на Божий призыв, но при этом они никак не ловили их, как рыбу. Отвечая на вопрос, кто же обычно ловит людей, дети сказали, что полицейские ловят плохих, а плохие люди иногда ловят ни в чём не повинных. Впрочем, так или иначе, апостолы явно не занимались ни тем, ни другим. Но в каком же ещё смысле можно ловить людей? Ответ прост. Можно ловить тех, кто падает. То есть призыв быть ловцами людей, который к апостолам обращает Христос, можно интерпретировать так: падающего поймай, подхвати и в конце концов спаси.

По большому счёту этот призыв и есть главное содержание апостольского служения. Ведь слово «апостол» переводится с греческого как «посланник», и ученики Христа посланы в мир проповедовать Евангелие, и этой проповедью улавливать и спасать тех, кто поверил. Евангелист Иоанн, о призвании которого говорится в сегодняшнем отрывке, позже напишет в своём Евангелии, что Бог послал Сына своего Единородного в мир, потому что этот мир возлюбил. В Свою очередь Спаситель посылает учеников в мир, и их движение наполнено любовью, потому что только любящее сердце оказывается настолько небезразличным, что может обращаться ко всем и со всеми говорить. Естественно, эта любовь апостолов — не их собственная. Просто их сердце отозвалось на любовь Божию и последовало за Ним. Бог пришёл для того, чтобы спасти человека, и апостолы, со своей стороны, соработничают Ему в том, что зовут всех к этому спасению. Они не способны дойти до глубин ада, как сделал это их Учитель, но, наделённые силой Духа Святого, они будут способны идти до края земли.

Поразительным образом через девятнадцать веков после проповеди Христа, позвавшего апостолов ловить людей, Ницше скажет: «Падающего подтолкни» и сформулирует идеологию современного эгоистического гуманизма. Подобный подход совершенно расчеловечивает человека, ведь с одной стороны, ставит его на пьедестал, поддерживая в нём эгоистический настрой, а с другой низводит его от образа Божьего к форме существования белковых тел, которая ни для какой вечности не предназначена.

Пётр, Андрей, Иоанн, Иаков и другие апостолы, призванные стать ловцами человеков, родились и были воспитаны в рамках ветхозаветной культуры. При всей её строгости и ориентированности на внешнее, она очень высоко ставила человека, но в отличие от современной культуры учила видеть в нём образ Божий и ближнего. Из-за этого может показаться, что апостолам было проще отозваться на зов Христа и последовать за ним в Его любви к людям. Слушая сегодняшний отрывок, мы можем решить, что нам, живущим в эпоху атомизации и разобщённости, значительно тяжелее так относиться к людям, ведь мы дети своего времени. Однако на самом деле во все времена у человека есть возможность выбирать жизнь в эгоизме или жизнь в любви. И чем труднее выбор добра, тем более он значим для Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какие книги необходимо прочитать в первую очередь, чтобы укрепить свою веру в Бога? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Учил людей «как власть имеющий» — выражение, которое многократно встречается на страницах Евангелия. Так авторы Писания указывают на особую силу, которая исходила от Иисуса Христа. И нередко, как и в прозвучавшем сегодня отрывке, эта сила противопоставлена той, которой обладали иудейские учёные-богословы. В чём же принципиальное различие между словами Спасителя и теми, которые произносили религиозные лидеры евреев?

Иудеи были прекрасными богословами. Их память хранила огромное количество информации о Боге, о Его законе, а также о событиях священной истории. Эту информацию они получали из книг, а также от своих учителей. Для этого они учились с детства и продолжали копить знания всю жизнь. По тем временам их кругозор был поразительным. Просто ходячие энциклопедии. Поэтому Евангелие и называет их книжниками.

Господь не учился в богословской школе. Поэтому в Евангелии от Иоанна иудеи удивляются: «Как Он знает Писания, не учившись?» У Христа был иной источник знания о Творце. Он знал о Нём не со слов других людей и не из книг. Он знал Его лично. Ведь, как Сам Он говорит Своим ученикам, «Я в Отце и Отец во Мне». Иными словами, Его знание было не книжным, оно было опытным.

Поэтому, когда люди слушали книжников, они чувствовали, что перед ними очень умные люди. Они много чего знают о Боге. Но в их словах было слишком много схоластики. Слишком много умозрительной теории. Хорошо говорят, складно, но на душе теплей не становится. Сердце не отзывается.

Когда люди слушали Христа, они поражались, насколько Его слова раскрывали глубинную правду жизни. Они ощущали горение Его Духа. Чувствовали, как этот огонь проникает в их сердца, как он насыщает душу. Проповедь Спасителя давала им не только новую, уникальную информацию о Боге. Хотя, конечно, и это было в Его словах. Но в первую очередь речи Христа несли слушателям утешение, поддержку, радость, надежду. Одним словом, Благую весть. В них ощущалась энергия милости, принятия, прощения и любви.

Поэтому люди и шли за Господом. Оставляли всё и шли, как апостолы, о которых говорится в прозвучавшем отрывке. Сказанное Спасителем настолько сильно отозвалось в их сердце и настолько было созвучно их чаяниям и надеждам, что они отложили в сторону дело, которое их кормило, отложили имущество, родственников и отправились странствовать. Такое бесценное сокровище они ощутили в словах Христа.

Это сокровище христианская Церковь предлагает и нам. Не столько знания о Боге, сколько знание Бога. Опытное переживание, что ты обладаешь чем-то, что невозможно купить ни за какие деньги. И потому глубина нашей веры измеряется не количеством прочитанных и услышанных текстов. Её показателем является та сила, с которой звучат наши слова о Христе. А сила эта рождается из опыта личной встречи с Творцом, Который всегда рядом с теми, кто подобно апостолам без сомнения следует за Ним. То есть все свои мысли, слова и поступки ежедневно посвящает исполнению евангельских заповедей Спасителя.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, о том, что такое власть — и, если вы достаточно неплохо владеете английским языком, заводила ли вас в тупик очевидная нетождественность русского слова «власть» и английского слова «power» — вроде как бы одинаковых на первый взгляд — а на деле — совсем не таких? Ключ к этому вопросу нам даёт сегодняшнее чтение из 1-й главы Евангелия от Марка — давайте послушаем.

Глава 1.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Английское слово «power» и его эквиваленты в немецком, французском, испанском и других — происходят от латинского существительного «potestas», означавшем «мочь» или «способность». В основе лежит глагол «potere» — «быть способным сделать что-то». Для римлян «potentia» — это возможность или способность человека или вещи воздействовать на другого человека или вещь.

В русский язык слово «власть» пришло из старославянского, где оно имело изначальный вариант «волость» и означало «область, территория». Весь широкий куст славянских языков — и болгарский, и чешский, и словацкий, и польский, а также латышский и литовский — вращаются вокруг «волости» как «володения»: это удел или княжество под одной верховной властью. И вот, наконец, мы подошли к самому главному: именно в нашем языке содержание слова «власть» сильно зависит от того, какой именно союз будет находиться далее: потому что одно дело — это «власть для» — и совсем иное — «власть над». И как бы хотелось, чтобы они всегда пересекались! Но — это скорее мечты, отложим пока их в сторону и вернёмся к Евангелию.

Чем же прежде всего отличается «власть для» от «власти над»? Тем, что «власть для» допускает существование власти, в котором объекта власти... просто нет, «властвующий» по факту ничем и никем не обладает. «Власть для» — это о служении. «Власть над» — это про обладание. Ну как, уже догадались? Кто «власть имеющий» из сегодняшнего чтения «ничем и никем не обладал»? Правильно, Господь наш Иисус Христос.

И только теперь становится понятным то искреннее изумление слушателей, которые никак не могли взять в толк: как это может быть, когда человек с такой невероятной властью слова — даже не пытается перевести её во «власть над»?

А ответ — очень простой. А зачем Сыну Божию, Которым сотворены времена и пространства нашего мира — опускаться до наших, земных, властных игр? Весь мир — и так Его. Кроме одной небольшой территории хронических и непокорных мятежников — территории наших сердец. Но парадокс в том, что Он Сам, ещё давным-давно, при творении, обозначил именно эту территорию — абсолютно неприкосновенной. Бог может замедлить или ускорить ход небесных светил, создать ещё одну Вселенную — а то и мириады иных миров — а вот «прорвать оборону» нашего сердца Он никак не может! Представляете, какие мы с вами... неприступные?

К чему я веду. Всё Евангелие — о том, как Христос раскрывает перед нами, людьми, Свою безграничную «власть для» — полностью игнорируя Свою «власть над». Он реализует Свою «власть для» во всей силе и мощи: позволяет злу восторжествовать — чтобы в корне истребить сам источник зла из бытия, Своим Воскресением сносит все адовы темницы, Своим Вознесением открывает путь к Богу Отцу для каждого верного христианина, Духом Святым снова и снова «исцеляет немощствующее и наполняет оскудевающее». И, представляете, всё это делает — мгновенно останавливаясь перед дверями нашего сердца. Никогда не вламывается — а только деликатно постукивая в дверь — а вдруг наконец-то откроют?...

Вот почему так важно хотя бы иногда приостанавливаться, утишать бурный поток дел и переживаний — и просто слушать: где Ты, Господи? Или я снова пропустил Твой очередной призыв?


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
26.08.2025вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ