Апостолы

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 19-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 10

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Читать далее
Евангелие от Луки, Глава 10

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Верующие люди часто интересуются ангельским миром, пытаются больше узнать о нем… Об ангелах, о бесах… о том, как они участвуют в жизни людей. Иногда священник на вопрос о причине крещения ребенка, может услышать: «Мы хотим, чтобы у него был ангел-хранитель, чтобы Господь знал о нем и через этого ангела управлял его жизнью и поддерживал его.

Из сегодняшнего чтения ясно, что апостолы тоже в определенном смысле увлечены идеей власти над духами. Обращаясь к ним, Христос не осуждает их, но помогает правильно расставить акценты в представлениях об ангелах и об их участии в жизни человека. Но самое главное, Он помогает им понять, что это для любого из людей означает.

Чтение начинается с того, что Христос дает ученикам власть. Хотя Он говорит о змеях и скорпионах, с древних времен эти слова понимались, как указание на лукавых духов, тех, кого Он дальше именует «силой вражией». На первый взгляд, это может выглядеть, как некоторое поручение, так как будто бы Он первый обратился к ним с этими словами. Однако на самом деле, эти слова Спаситель произносит в ответ на их радостное сообщение о том, что им повинуются бесы.

Христос этого не отрицает, но ставит акцент на другом. Не отрицая того, что говорят ученики, Он говорит: «вы этому не радуйтесь», но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах. То есть, говоря о духах и власти над ними, Христос никаких сведений о них нам не сообщает, но говорит о человеке и его задаче перед Богом.

Власть побеждать силу вражию, побеждать искушения дается не для того, чтобы ею бравировать, она дается для того, чтобы решать конкретные жизненные практические задачи. Власть побеждать приводит к тому, что ученики могут делать мир вокруг себя лучше. Конечно, и сегодня христианин может порадоваться своей победе, когда он смог простить или победил искушение… Но будет большой ошибкой, если он будет стремиться к победам самим по себе, если в них начнет видеть цель, станет их коллекционировать… Я смог победить себя в одном, в другом, в третьем… Это путь к самообольщению. Гораздо важнее видеть в победах другую цель: победа над злом, это увеличение в мире добра, это возвращение его Богу.

Люди в мире стремятся к власти, ищут ее, пытаются достичь ее любой ценой. Христиане не ищут власти ради власти и не проявляют силу, ради силы… Главная власть, которая им дана — власть над самими собой. К этой власти они стремятся, но лишь для того, чтобы обуздать свое сердце и дать место Богу в своей жизни.

Да, действительно, ученикам покоряются злые духи. Да, действительно, ангелы способствуют их действию, способствуют тому, что они проповедуют, способствуют тому, что через них, является людям Христос. Но, чтобы понимать место этой силы и этой власти, надо отказаться от мудрости мира cего, от его подходов… от власти ради себя и силы ради превосходства…

Христос радуется и славит Отца за то, что Тот открыл эти истины не мудрым и разумным, но открыл их младенцам. В последнем случае речь идет, конечно, не о детях, но о тех, кто еще не успел укорениться в неправильном восприятии власти и может настроиться на верный лад.

Что ж, если мы хотим быть учениками Христовыми и наследниками апостолов, будем радоваться не тому, что что-то в нашей духовной жизни получается, но тому, что малыми нашими усилиями в мире может стать больше света и больше добра.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Многие международные организации признают, что христианство — самая гонимая религия на земле. Это выглядит странно, ведь оно же является и самой распространенной и все же факт остается фактом. Есть страны, в которых христиане практически вне закона, есть те, в которых — обретение веры и приход к Богу, карается смертной казнью. Да и в нашей собственной стране, совсем недавно обещали показать по телевизору последнего попа.

В этом контексте сегодняшнее чтение явно нуждается комментарии, ведь в нем ученики получают от Христа власть не только наступать на змей и скорпионов, которые не смогут им повредить, Они получают власть над духами, которые должны им повиноваться.

В чем же дело? И действительно ли Христос обещал своим ученикам чуть ли ни победное шествие по планете?

Вспомним нагорную проповедь! Она много говорит о блаженстве, о радости, которая будет наполнять жизнь христиан. И в то же время, она же наполнена словами о гонениях и скорбях, которые христиане будут претерпевать за верность своему учителю.

— Как же соотносятся радость и гонения?

— Как внутреннее и внешнее.

— Может ли такое быть, чтобы при гонениях, человек находил в себе силы радоваться?

— Не просто может, но постоянно бывает. Эту радость дает человеку уверенность в собственной правоте. Это радость, которая рождается в глубине совести.

Мир, в котором мы призваны жить и действовать лежит во зле. Речь не о том, что все люди вокруг злые, это, конечно нет так. Он лежит во зле в том смысле, что отвращен от Бога, тяготится Им и желает от Него освободиться. Отсюда и страдания и гонения на христиан. Но доверие Богу и рождающиеся из него чувство правды позволяет христианам превозмогать всю эту боль превозмогать все трудности и чувствуют себя победителями и в итоге быть победителями на самом деле. Но если речь идет о духовной победе, значит и враги в первую очередь имеются ввиду духовные. Именно поэтому, слова Христа:" вот Я даю вам власть наступать на всю силу вражью" христиане всех веков не понимали буквально... Конечно, змеи и скорпионы не кошки и собаки, они всегда были символом опасности... но они творения Божии и в подлинном смысле слова врагами человеку не являются. Если уж и говорить о враге — речь должна быть о лукавом, цель которого — отвращение человека от Бога. Если это так, слова Христа означают что власть, которую Он дает своим ученикам — это власть над злом и грехом, которые стремятся поселиться в сердце человека. Христос не имеет виду, что у его учеников не будет никаких проблем, Он дает им силы с этими проблемами справляться.

Мир часто очень самоуверен, люди привыкли рассчитывать на себя. Однако, когда речь идет не о внешнем враге, не о том, что кто-то посягает на их интересы... когда имеется ввиду враг внутренний и речь о борьбе с самим собой и за самого себя... тут люди теряют всякую самоуверенность и пасуют. Бороться с тем, кто гневается на тебя и желает тебе зла оказывается проще, чем бороться с собственным гневом и желанием зла другим. И вот в этой трудности христиане обретают силу Христову, который для того и пришел, чтобы мы смогли победить зло в себе и вернуться к Богу. Чем больше человек в себе уверен, тем сложнее ему обратиться за помощью ко Христу. Он взрослый и самостоятельный, он привык рассчитывать на собственные силы. Однако Христос радуется тому, что Бог открыл возможность побеждать не самоуверенным и сильным, но тем, кто как младенец рассчитывает на помощь и готовы доверять Богу, который ее подает.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В словах Иисуса Христа, которые мы сейчас слушали, звучит искренний восторг и торжество: Он радуется тому, что апостолам открыта Самим Богом Отцом неистощимая сокровищница Духа — благодаря которому им теперь уже ничего не страшно!

Но слова, которые произносит Иисус в состоянии вдохновения, не могут не озадачить. Почему это Бог захотел «благоволить» младенцам — этим простым, некнижным рыбакам, мытарям — а вовсе не духовной элите, людям, которые всю жизнь посвятили собственно богомыслию? Какая здесь справедливость? Как можно доверять непрофессионалам? С чего это вдруг дилетанты и невежды в богословских вопросах становятся избранниками и любимцами? Чему тут вообще радоваться? Представьте себе такую ситуацию: приходит некий богатый меценат на специально организованную для него выставку-продажу, где представлены полотна именитых художников, которые годами трудились не покладая рук ради этой выставки. Меценат ходит туда-сюда, смотрит, ничего не говорит, все молчат. И тут вдруг он замечает где-то в углу молодого парнишку, школьника, который зашёл на выставку наброски людей поделать. Он подходит к нему — просит посмотреть альбом — и вдруг говорит: «Отлично! Вот именно это я и хотел приобрести в свою коллекцию! Покупаю!» — и вручает ему баснословную сумму денег — разворачивается и уходит прочь.

Но если меценату это как-то ещё можно простить — мало ли каких чудачеств у богатых людей не бывает! — то понять Бога в этой ситуации крайне сложно. Если только не одно обстоятельство. Попробую объяснить.

В своё время я был очень удивлён, когда узнал, что в иконописную школу при Московской духовной академии предпочитают брать молодых людей и девушек, у которых нет профессионального художественного образования. Мне это показалось очень странным. Но, пообщавшись с преподавателями, недоумение быстро разрешилось. Тот, кто уже успел сформироваться как художник, едва ли сможет радикальным образом изменить своё видение, свою манеру изображения — чтобы стать хорошим иконописцем. Ему или придётся ломать себя — или сквозь икону всё равно будут пробиваться его предыдущие навыки и подходы, которые скорее мешают и затрудняют, нежели чем помогаю в иконописании. Поэтому идеальный вариант — это когда есть начальное художественное образование и талант — но ещё нет устойчивых, застывших представлений и привычек. Такого студента можно научить всем тонкостям традиционного иконописания — и он будет радоваться каждому новому открытию, а не страдать от того, что большая часть его прежнего «багажа» оказалась ненужной.

Весь ужас ветхозаветного иудейского богословия заключался в том, что книжники и фарисеи поверили в безошибочность своих суждений о Боге. Живой, Сущий Бог оказался особо-то и не нужен: про Него книжникам уже и так было всё ясно. Им было приятно погружаться в высокомудрые рассуждения о том, какая заповедь более важная, какая — менее, где достаточное основание для развода, а где — нет — и так далее. Вторичные, служебные вопросы, словно пена, раздулись — и заполнили собой всё пространство, скрывая реальный опыт Богообщения. И в какой-то момент Господь Бог понял, что им и без Него достаточно хорошо: есть ли Он среди них, или же уже покинул — особо никого и не беспокоило. И в такой ситуации Бог избирает «младенцев» — людей с чистым, незамутнённым человеческими интерпретациями умом — и делает именно их проповедниками Своей воли, свидетелями Воскресения Христа и глашатаями Нового Завета человечества с Творцом. А книжники и фарисеи, уверенные в непоколебимости своих «профессиональных» отношений с Богом, остались ни с чем.

Как же важно и нам, христианам, почаще задавать себе вопрос: а где свидетельства того, что Бог — не какая-то абстракция в моём сознании, а Тот, к Кому жаждет душа, о ком изумляется ум, Кому радуется сердце? И если мы честно ответим сами себе — увы, нет! — значит, пришла пора отложить молитвослов, «выгрузиться» из привычных религиозных обрядов, и отправляться на поиски Живого Бога!

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слова Христа Спасителя, которые мы только что слышали, можно понять только в одном ключе: до Его учеников наконец-то дошло нечто очень важное, настолько великое, о чем они сами даже не подозревают! Что же это такое? Неужели — власть?

Есть такая поговорка: хочешь узнать человека — дай ему власть. Наверное, у каждого в жизни были примеры, когда власть меняла человека кардинально. Словно бы его кто-то подменил. Человек начинает упиваться полученными возможностями, его самоощущение становится совершенно иным. Он — «при власти», он — не чета «лузерам» и «неудачникам», он теперь — «белая кость».

Неужели Христос радуется тому, что теперь и Его ученики начинают ощущать себя «не как прочие человецы»? Конечно же, нет! Он радуется совершенно иному. Его последователи теперь уже не на словах, а на собственном опыте ощутили силу Божию, которой они сами могут распоряжаться. Не их собственную, человеческую, силу — а именно силу Божию — которую им дали «подержать в руках».

Но каким же способом эта власть приобретается? С земной властью всё более или менее понятно: надо быть умным и усердным, уметь добиваться поставленных целей, хорошо ладить с окружающими и подчинёнными, быть чутким и внимательным, при этом развивать в себе способности держать в фокусе внимания одновременного много дел. Ну, и, конечно же, не лениться заводить правильные знакомства и активно их поддерживать. И, скорее всего, успешное продвижение по карьерной лестнице будет обеспечено!

А как же в случае с духовной властью? Быть может, и здесь работает тот же самый алгоритм? Однако последние слова евангельского чтения говорят о противоположном.

Первое, что необходимо здесь понять — духовная власть — это всегда дар Бога. Его невозможно «выпросить», или «вынудить» Бога им поделиться. Не потому, что Богу — «жалко», а только потому, что духовная власть — куда более опасна по своим последствиям, нежели чем «мирская». И почему одни её получают, а другие — при огромном желании — нет — это вопрос непосредственно к Господу Богу.

Второе — главное условие получения этого дара — вовсе не наличие высшего духовного образования. И даже не факт принятия священного сана или монашеского пострига. История Церкви знает немало примеров, когда самые простые, не облечённые священным саном, люди имели очевидную для окружающих духовную власть: изгоняли демонов, исцеляли страшные недуги. И даже дружба с очень высокодуховным человеком — тоже не гарантия того, что его дар, его харизма перейдёт к ученику.

Есть только одно самое главное — но и самое сложное — условие: это осознание собственной слабости. «Всего-то?» — удивлённо воскликнет слушатель. «Да мы и без того готовы признать собственную слабость и несовершенство! Только вот почему-то никаких даже отблесков духовной власти в нашей жизни не видно — почему?»

Ответ на этот вопрос — в последних словах Христа из сегодняшнего чтения. Иисус называет учеников «младенцами», противопоставляя их «мудрым» и «разумным» фарисеям и законоучителям. Его ученики — как младенцы — совершенно беспомощны сами по себе. У них нет ни образования, ни статуса, ни финансовой стабильности. Вне своего Учителя — они просто — никто, совершенно рядовые люди. И они это прекрасно понимают. Но когда с ними рядом Иисус — всё преображается. Они с жадностью ловят каждое Его слово. Они беспрекословно выполняют Его указания. Он готовы слушаться Его в том, что для них совершенно непонятно — только из любви и уважения к своему Наставнику. Они — словно пустой, ничем не заполненный сосуд — в который только и можно что-то вложить. И когда это происходит, когда в их руках оказывается невероятная духовная сила — он прекрасно помнят, что ещё вчера их душевный сосуд был ничем не заполнен.

Сегодняшнее Евангелие призывает нас задуматься над тем, насколько у нас достаточно «свободного места» в душе для того, чтобы туда могли придти духовные дарования? И если ответ отрицательный — самое время сейчас, рождественским постом, начинать разбирать давние завалы и наводить порядок!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы, не раз помогали Своему Учителю проповедовать о наступлении Царства Божия. По Его просьбе они самостоятельно путешествовали по Святой Земле, возвещали людям Евангелие и подкрепляли свои слова делами: исцеляли духовные и физические болезни. Представьте, что они при этом испытывали. Некогда никому неизвестные рыбаками стали ближайшими соратниками долгожданного Мессии, Царя Израиля. Причем Господь делится с ними Своей властью над материальным и духовным миром: как и Он, апостолы могут не только исцелять от болезней, но даже изгонять бесов. Их буквально пьянит ощущение того, что они обрели такие поразительные силы. Они вне себя от радости, охвачены ликованием и восторгом.

В ответ на это их состояние и звучат только что услышанные нами слова Христа. Он замечает Своим ученикам, которые вот-вот и потеряют голову, что радоваться нужно не приобретению дотоле неведомых сверхъестественных супер способностей. Подлинная духовная власть не в том, чтобы иметь возможность повелевать духами, людьми и материей. Такая власть давно известна и доступна мудрым и разумным людям. То есть тем, кто имеет различные дарования, или находятся в тех условиях, которые позволяют им превосходить окружающих и использовать это превосходство в своих целях.

Подлинная же власть проявляется в подвиге Христа. Ради спасения людей Он стал человеком, рос в простой бедной семье, странствовал, был унижен и распят на кресте. То есть, по человеческим меркам, показал полное бесславие и бессилие. Однако именно благодаря этому подвигу, который разворачивается на глазах апостолов, их имена теперь написаны на Небесах, то есть они становятся участниками Царства Божия. Такая власть есть нечто новое и дотоле неведомое для человечества. Это власть жертвенной любви. Сила через добровольный отказ от всякой силы ради своего ближнего. Сила более могущественная и древняя, чем та, которой жаждет человеческий эгоизм. Именно благодаря ей стоит мир и не рассыпается на миллиарды индивидуальных обособленных друг от друга своей волей атомов.

Понять и принять своей жизнью этот парадокс, эту тайну может лишь тот, кто стал подобен младенцу. То есть словно ребенок лишен всяческих честолюбивых амбиций. Не стремится к самоутверждению за счет других, не ищет над ними власти. Кто в простоте души искренне не ощущает и не видит в себе чего-то исключительного и уникального, что могло бы дать ему право превосходить других, превращать их в средство достижения своих целей. Лишь этот человек имеет подлинные силы и величие, ведь он идет тем же путем, которым однажды прошел Сам Христос.

Читать далее

07.12.2019суббота