Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25

Выбор комментатора
епископ Феоктист Игумнов
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 17
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Некоторые евангельские вопросы несмотря на то, что Христос дал на них ответы, возникают вновь и вновь. Один из вопросов такого рода — это вопрос о моменте наступления Царства Божия. Конечно, с течением времени он стал звучать иначе, и сегодня спрашивают не о том, когда именно придёт Царство Божие, а о том, когда же всё станет хорошо. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки, ведь в этом отрывке содержится как ответ о времени наступления Царства Божия, так и ответ о том, когда наступит наше личное счастье и всестороннее благополучие.

Глава 17.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Общеизвестно, что Израиль к моменту Пришествия Христова находился, скажем так, не в самой простой ситуации: он был оккупирован Римской империей и имел, по суди дела, внешнее управление. Вполне естественно, что такое положение дел не могло нравиться израильтянам, ведь никакой народ не может себя чувствовать комфортно в условиях фактического захвата страны иноплеменниками. Израильтяне жаждали обрести свободу, и именно как освободителя многие воспринимали Христа, тем более что для такого отношения к Нему были основания, достаточно вспомнить слова Бога из Второй книги Царств: «Я утвержу престол Царства Его на веки» (2Цар. 7:13). Так Бог сказал о царстве Давида, Христос же был потомком Давида, и было логичным ожидать Его воцарения с последующим укреплением царства. Израильтяне ждали, они ждали осуществления воли Божией, и потому то царство, которое, как предполагалось, наступит с восстановлением царской династии Давида, они воспринимали как Царство Божие.

Из этих предпосылок родился тот вопрос, который прозвучал в самом начале услышанного нами сегодня евангельского отрывка: «Когда придёт Царствие Божие?». Нам не стоит обращать особое внимание на то, что этот вопрос задали фарисеи, в данном случае они — всего лишь выразители общенародного чаяния. Если Христос действительно Мессия, если Он действительно тот самый Царь, которого ждали столько столетий, то можно говорить о конкретных сроках Его воцарения. Так когда же?

Спаситель ответил крайне странно, Его ответ не мог удовлетворить запрос народа: «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк. 17:21). Из этих Его слов можно сделать очевидный вывод: Царство Божие — это вовсе не то, что под ними понимали фарисеи, Царство Божие не имеет ни сроков, ни местоположения, и его невозможно заметить с тем, чтобы сказать: «Вот, оно наступило!».

Господь продолжил Свою мысль и добавил: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Как мы понимаем, это очень непростые слова, и на них существует масса авторитетных комментариев. В этих комментариях можно потеряться, а потому нам, пожалуй, стоит обратить внимание лишь на один, на тот, который дал преподобный Амвросий Оптинский: «Царствие Небесное получают достойные по смерти, в будущей жизни, а Царствие Божие твёрдо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце». Царство Божие можно ощутить в своей душе, но невозможно указать ни на его локацию, ни на точное время его появления, более того, его невозможно зафиксировать, нельзя, к примеру, быть уверенным, что оно не покинет человека через несколько часов или минут. Почему так? И снова нам на помощь приходит преподобный Амвросий: «По слову апостольскому, Царство Божие приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение». Получается, что наступление Царства Божия в равной степени зависит как от Бога, так и от человека, но человек очень быстро может, скажем, переходить от смирения к гордыне и тут же терять ту благодать, которую ему дал Бог.

Впрочем, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), а потому Он всячески содействует нашему пребыванию в той степени нравственной чистоты, которая помогает войти и пребывать в Царстве Божием. Наша же задача проста: стараться Богу не мешать.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, дозволительно ли человеку любоваться... своей собственной красотой? Точно уверены, что нет? А давайте послушаем отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением — и потом вернёмся к этому вопросу. 

Глава 17.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Предваряя недоумение от прозвучавшего ранее вопроса — может ли человек любоваться своей красотой — приведу цитату из толкования святителя Григория Нисского на эти слова Евангелия: «очистивший сердце своё от всякой твари и от страстного расположения, в собственной своей красоте усматривает образ Божия естества».

Какой неожиданный поворот! Оказывается, в каждом из нас «под спудом» грехов, страстей, пороков, житейской суеты скрывается сокровище невероятной красоты — причём мы, сами мы, являемся его обладателями и хранителями! Эта красота — отпечаток Бога, некогда оставленный в нашей душе — но стёршийся, «подзаржавевший», утративший свою очевидность для нас же самих прежде всего. Но стоит его как следует «почистить», убрать всё, что наслоилось, запачкало, исказило, — и он начнёт светиться и сиять!

Вот что далее пишет святитель Григорий: «отъяв вещественную мглу от душевных очей, в чистом небе сердца ясно видишь блаженное зрелище. Что же именно? Чистоту, святость, простоту и все подобные светоносные отблески Божия естества, в которых видим Бог».

Всматриваться, вглядываться в эти отблески Божественной природы — которых в каждом из нас — предостаточно — не только неукоризненно с точки зрения христианской этики — но и абсолютно, жизненно необходимо! Ведь именно эти отблески и являются источником вдохновения, радости и силы — без которых никакая борьба с грехом успехом не увенчается!

Вот какой мощный импульс для жизни по заповедям даёт нам сегодня евангельское чтение: Бог — не вовне нас, не «супротив» нас, Он — не только «за нас», Он прежде всего «изнутри нас», Он, несмотря на наши глупости и ошибки, всё равно где-то в нашей сокровенной глубине души сияет, лучится и старается пробиться Своим целебным светом — и если мы хотя бы немного Ему в этом поможем — однажды будем потрясены... знакомством сами с собой — когда мы действительно освящены этим Нетварным Светом!...


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Русь переживала несостоявшийся конец света, как минимум, три раза — в одиннадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом веках. Всякий раз причиной болезненного религиозного ажиотажа становилось превратное толкование текста Священного Писания. Мы попробуем избежать подобных ошибок, поговорив о содержании отрывка из семнадцатой главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 17.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Услышанное нами евангельское чтение вызывает закономерный вопрос — что же такое Царство Божие и каким образом оно себя проявляет? Или ещё проявит? Христос как будто Сам Себе противоречит. Сначала Он в диалоге с фарисеями говорит, что Царство Божие не придёт заметным образом. И вообще оно находится внутри человека. Затем, уже в беседе с апостолами, Спаситель говорит им, что Царство Божие в полной мере раскроет себя в день Второго пришествия. И абсолютно все увидят это явление. Оно будет похоже на молнию, пронзающую небосвод от одного края до другого.

Чем можно объяснить выявленные нами противоречия? Контекстом беседы. В беседе с законниками древнего Израиля Спаситель опровергает устоявшееся мнение о том, что Царство Божие есть земная институция. А обещанный пророками Мессия — политический лидер, великий завоеватель. Христос, говоря, что Царство Божие придёт незаметным образом, смиренно указывает на Себя. Это Он, воплощение благодатной силы Господней, уже находится среди людей. Но как же много вокруг Него тех, кто не замечает случившегося чуда.

Указывая на то, что Царство Небесное находится внутри человека, Спаситель опровергает ещё одно заблуждение Своего времени. О том, что можно угодить Богу только внешними обрядами. Христос прямо указывает — определяющее значение имеет то, чем руководствуется человек, совершая религиозные действия. Живут ли в его сердце мир, радость, терпение, любовь?

В беседе с апостолами мы видим, как меняется контекст слов Христа. Здесь под Царством Небесным подразумевается особая реальность Божия, которая в полной мере явит себя в день Второго Пришествия. Спаситель предвидит, что после Его вознесения на Небо, появятся различного рода лжеучители, желающие заработать денег на страхах слабых в вере людей. Потому Христос и говорит, что всякий раз, когда кто-то будет заявлять — Сын Божий второй раз явился там или здесь — это обман. Ровно такой же ложью будет утверждение, что известна точная дата конца времён. Ведь как говорил Христос — об этом одному Богу только известно.

Прозвучавшее чтение содержит, как минимум, два призыва. Первый — к необходимости сохранять ясный ум и твёрдую память о Боге. Второй — не поддаваться фантазиям, а заниматься по-настоящему нужными делами. А именно — созиданию Царства Небесного в собственном сердце. Что не представляется возможным без искренних веры и милосердия. Соединённые вместе, эти добродетели позволят нам с радостью встретить Второе пришествие — день Господень. Ведь когда настанет черёд предстать перед Христом, Он узнает в нас тех, кто сроднился с Ним в служении любви.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.12.2025понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях