Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 31-34; Глава 7, стихи 9-11

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
иеромонах Феоктист Игумнов.
Евангелие от Матфея, Глава 6

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Евангелие от Матфея, Глава 7

09 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 6

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Евангелие от Матфея, Глава 7

09 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Одна из самых ярких отличительных черт современного человека — тревожность. Может быть, именно от этого мир накрывает буквально пандемия депрессии? Кто из людей не выбивался из сил и не задумывался над неизбывным, совершенно бесконечным количеством дел, которые нам необходимо бывает сделать? Станешь тут тревожным, говорит человек, когда столько всего вокруг на тебя сваливается... Прежде человек жил в мире, который казался ему более-менее устойчивым, понятным: понятна была природа, которая его окружала, понятны были люди... Но сегодня у людей нередко возникает ощущение, что в мире что угодно может дать сбой: техника, общество, ты сам... И ты срываешься в уныние, в котором тебе уже и не хочется ни о чем переживать. А потом и в депрессию, изнутри которой уже не только ничего не хочешь, но и не можешь.

Кажется, Христос говорит сегодня о чем-то и похожем и не похожем на это состояние одновременно.

Он тоже призывает нас не заботиться о завтрашнем дне. Не беспокоиться о нем, о том, что он принесет... Причины у этого состояния, правда, иные, не бессилие все успеть, не тревожность, но особое представление о Боге... Какое-то такое о нем мнение, которое принципиально отличается от языческого.

Отличие же в том, что язычник рождался в мире, в котором, конечно, были боги, но никаких особенно добрых чувств они к человеку не испытывали. Да, были среди них добрые, были злые... Но язычник чувствовал себя заброшенным в мир, в котором ему надо было выживать... Это было его главной задачей, и никаких других перед ним обычно не стояло.

Христианство приходит в мир с особенной вестью: Бог один и он очень любит людей. Причем любит их еще грешниками, любит всех и всякому готов прийти на помощь.

Когда-то, до грехопадения в человеке все было прекрасно, в нем не было греха, потому что все силы и способности души существовали гармонично. Но после грехопадения все изменилось, они вышли из под контроля человека и совершенно исказились. Способность любить нередко становится причиной блуда, а способность принимать пищу — причиной объедения и так со всеми.

Значит ли это, что под нашим унынием скрывается какая-то верная и добрая способность души?

Конечно! Способность понимать меру своей ответственности и полагаться на Бога, доверяя Ему.

Христос не запрещает нам есть и пить, потому что мы люди и для нас это невозможно. Он просто призывает не переживать за это до уныния, до того, что все будет валиться из рук, потому что за всем не уследишь и всего не учтешь... Мир никогда не будет гарантированным, на него, как и на себя невозможно будет полагаться вполне...

Но если ты поставишь себе другую цель. Если перестанешь думать только о еде, одежде, крыше над головой, но подумаешь о вещах более высоких, о Царствии Божием, ради которого ты сотворен... Если начнешь стремиться к нему... Ты получишь и еду, и воду, и крышу над головой, потому что Бог знает обо всех твоих нуждах.

Но как же стремиться к Царству? Какими средствами? Соблюдая заповеди, конечно. Каждому на своем месте трудиться честно и делать свою работу так, как будто Сам Господь нам ее поручил.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Некоторых людей очень раздражает, когда они слышат от христиан выражения вроде «все по воле божьей» или «как Бог даст». Зачем все сваливать на Бога, когда надо действовать самому? — думают они. «Как будто нет у Него других забот, как только устраивать чью-то частную жизнь... Нет, надо рассчитывать на себя».

И действительно, посмотрев на мир вокруг себя мы поймем, что он оказывается таким какой он есть именно благодаря активной жизненной позицией людей. Они стремятся к развитию, техническому, культурному, рыночному... Они все время решают проблемы и думают о завтрашнем дне. На верующих людей они смотрят скептически, ведь те в жизни полагаются не на себя, но на высшие силы, и совершенно не заботится о завтрашнем дне... С такими настроениями нормальной жизни не построить... И все же, вопреки всем ожиданиям история говорит о другом. Просуществовавшая более тысячи лет Византия была именно христианским государством, как и Российская Империя, ставшая одной из самых больших стран в мире. Историки могут спорить о причинах, которые конечно же как всегда сложнее, чем может показаться, но факт остается фактом.

Но это в свою очередь значит, что христианство, об исторической роли которого принято говорить скептически, то же сложнее. Оно не должно восприниматься как вера, навязывающая людям беззаботность, пассивность жизненной позиции или безответственность.

Но как же в таком случае понимать слова Христа, которые мы слышали сегодня?

Если мы посмотрим на них внимательно, то увидим, что Христос не просто говорит «не заботьтесь ни о чем», но, во-первых, противопоставляет христианскую позицию языческой. Ведь именно язычники все время ищут как бы обеспечить и гарантировать эту жизнь. Они бегают от идола к идолу и просят себе одного, другого, третьего... Все время думая о том, как бы чего не забыть при выстраивании здания своей жизни. Что же оказывается центром жизни язычника? Как раз сама эта сиюминутная жизнь, с ее гарантиями, комфортом.

Но разве Христос против сиюминутной жизни? Оказывается нет. Он не говорит: ни о чем не заботьтесь, потому что вам это ненужно... Нет, конечно. Человеку нужна, и еда, и питье, и одежда... Но вот чего он не должен делать, так это ставить еду, питье, одежду, дома, машины, работу в центр всего. Не должен делать материальное главной святыней собственной жизни.

Но ведь это значит, что когда мы, называя себя христианами, начинаем беспокоиться в первую очередь о вещном, забывая о Боге и людях, мы так же становимся самыми настоящими язычниками. Мы, конечно, не бегаем при этом в языческие капища, но святых и Самого Творца нередко воспринимаем совершенно по-язычески.

Но у того, чтобы не заботиться вещах, есть еще одна причина. Христос, призывает нас не заботиться о материальном потому, что «Отец наш Небесный, что мы имеем в этом нужду». Совершенно не случайно вместо слова Бог Спаситель употребляет здесь слово Отец. Бог не просто знает, что мы нуждаемся в еде, воде и всем прочем... Он именно заботится о том, чтобы у нас это было... Заботится как Отец.

Это новое отношение Бога к человеку ученикам надо усвоить. Усвоить для того, чтобы услышать и понять главную мысль: ищите прежде всего Царствия Божия, и все это приложится вам.

Именно поэтому мы слышим в словах Христа столько ревности, ведь будучи сотворен для богообщения, человек растрачивает себя на мелочи. В заботе о вещах нет ничего плохо, когда она знает свое место. Для каждого дня достаточно своих дел... но и самые просты дела может делать по-разному. Можно видеть в нем самоцель, искать в нем только собственной пользы... Но можно искать во всем Волю Божью и стремиться к ее воплощению на земле.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Всем известен тот факт, что в Церковь человека могут привлечь самые разные причины. Кто-то приходит туда, потому что у него стряслось что-то неприятное или даже трагичное, для кого-то самым важным является культурный или же национальный мотив, кого-то привлекает внешняя сторона богослужения и церковной традиции, кто-то находится в Церкви с рождения, и он лишь следует семейной традиции, не особо вдаваясь в размышления. И на вопрос, что ищет человек в Церкви, ради какой конечной цели он пришёл, могут быть самые разные и иногда очень неожиданные ответы. Относится это не только к простым мирянам, разные причины бывают и у священников, разные они и у монахов. Есть один рассказ, в котором монах просил у Бога дар чудотворения. Не ради себя, а для того, чтобы помогать людям. Бог дал ему этот дар. Но способность творить чудеса и помогать безнадёжно больным людям не привела обладателя этого дара к Небесному Царству, он не достиг спасения. Можно как угодно относиться к этому рассказу, можно ему верить, можно и не верить, но в своей сути он отражает очень важную истину, которую в полной мере открывают те слова Христа Спасителя, которые мы только что имели возможность слышать. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» и всё остальное «приложится вам». Оказывается, что поиск Царства Божия должен быть единственным мотивом не только к собственно христианской жизни, но и вообще, он должен быть основной побудительной причиной любой нашей деятельности. Вместе с этим Христос призывает не заботиться больше ни о чем. Грубое и буквальное понимание этих слов Спасителя способно подтолкнуть к идейному бездействию. Тогда как слова Христа как раз обличают бездействие, безынициативность и пассивность. Христос говорит о деятельности, которая по своей активности не может сравниться ни с чем другим, Он говорит о том, что однажды начавшись не может прекратиться, о работе, которая не может завершиться выходом на пенсию. Христос призывает Своих учеников к поиску Царства Небесного, то есть правды не своей, не человеческой и не той, которая согласуется с современными убеждениями людей, а правды евангельской. Мы должны пренебречь всеми земными авторитетами, всеми соблазнами, мнимой справедливостью, всевозможными человеческими оправданиями, а искать только правды Божией. Не я всегда прав, а Евангелие всегда право. Ведь если я думаю, что я прав, то мне разрешено гневаться, если я думаю, что я прав, то мне разрешено унывать, если я думаю, что я прав, то мне можно гордиться. Если же я ищу правды Божией, то мне ни при каких обстоятельствах нельзя ни гордиться, ни унывать, ни раздражаться, ни поддаваться похоти или сребролюбию.

Если бы мы всецело искали Царствия Божия и правды его, тогда бы нам все приложилось. Во-первых, мы осознавали бы, в чём мы действительно нуждаемся, а что для нас излишне, что есть прихоть, действие страсти; во-вторых, наша нужда была бы удовлетворена Богом. Ведь тот, кто ищет Царствия Божия, прежде всего избавляется от пристрастия к ненужным вещам, и тогда ему даётся все необходимое для его спасения, в том числе и вещественные блага.

Читать далее
24.06.2019понедельник