Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Главный храм Росгвардии». Светлый вечер с прот. Максимом Беликовым, Алексеем Кузнецовым и Николаем Савенко

«Главный храм Росгвардии». Светлый вечер с прот. Максимом Беликовым, Алексеем Кузнецовым и Николаем Савенко



В нашей студии были: настоятель строящегося храма святого равноапостольного князя Владимира в Балашихе протоиерей Максим Беликов, представитель компании, строящей храм, Алексей Кузнецов и майор Росгвардии Николай Савенко.

Разговор шел о строительстве храма князя Владимира, который станет главным храмом Росгвардии, а также о том, насколько сегодня важна для военнослужащих возможность участия в церковной жизни.


Лиза Горская

- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер».  

Здесь, с вами, в студии Лиза Горская. Сегодня у нас в гостях протоиерей Максим Беликов, настоятель собора святого равноапостольного великого князя Владимира города Балашихи… 

О.Максим

- Очень приятно! 

Лиза Горская

- … как мы привыкли говорить, а на самом деле – Балашихи, извините меня, по правилам русского языка, который только строится, и о нём мы будем говорить. Также здесь Алексей Маратович Кузнецов, представитель компании, которая занимается проектировкой и строительством храма, и майор Росгвардии Николай Иванович Савенко, офицер отдельной дивизии оперативного назначения Росгвардии – он отвечает за работу со СМИ, и вот, он к нам пришёл. Мы будем говорить про храм святого равноапостольного князя Владимира. 

Я так понимаю, что строящийся храм будет главным храмом Росгвардии. Что это значит? Почему именно там – я думаю, и так понятно: дивизия Дзержинского, рядом – храм. Почему именно князя Владимира? Вот, расскажите, в каком порядке? 

Н.Савенко

- Князь Владимир – он является небесным покровителем войск национальной гвардии, и поэтому именно в честь него возводится сейчас храм. 

Само решение о том, что храм нужен – оно не ново, сама необходимость этого храма, и обсуждалось уже давным-давно. Но только в 2016 году наш директор Федеральной службы войск национальной гвардии, генерал армии Виктор Васильевич Золотов и Святейший Патриарх Кирилл приняли решение о том, что этот храм будет возведён, и будет возведён в городе Балашиха, рядом с нашей прославленной дивизией. 

Лиза Горская

- На каком этапе сейчас находится строительство – это, наверное, к Вам вопрос, Алексей? И как, вообще… не знаю… познакомились… как вот так сложилось, что вы сейчас втроём в этой студии, и втроём участвуете в создании этого храма? 

Ну, сразу два вопроса в одном. Начнём с этапа строительства, чтобы нашим слушателям было понятно, о чём речь. 

Н.Кузнецов: 

- Я хочу сказать, что в 2016 году было совещание у Виктора Васильевича Золотова – он инициировал это совещание – о строительстве храма. Там собрались все заинтересованные лица, включая священников. Там присутствовал Балашихинский епископ Николай Погребняк, там присутствовал сам Виктор Васильевич – вёл это совещание, и присутствовал наш владелец и генеральный директор Добашин Алексей Алексеевич. 

И Виктор Васильевич сказал о том, что есть очень большая потребность в строительстве, действительно, главного храма Росгвардии, и он хотел бы, чтобы мы, в частности – концерн «Крост», осуществили проектирование и строительство храма. 

Мы показали, на тот момент, отработанные планшеты, макет даже был храма, и всё это всем понравилось, и в этом же 2016 году был освящён Крест и закладной камень уже на территории строительства храмового комплекса. 

Почему я говорю «храмовый комплекс» – потому, что всё-таки это храм и плюс – приходской дом. 

Лиза Горская

- А проект – он разрабатывался специально для этого храма, или взяли существующий уже какой-то проект? 

А.Кузнецов

- Нет. Я должен сказать, что «Крост» - это большая организация, которая на протяжении более 25 лет проектирует и строит храмы. Сначала это было небольшое участие, а последние годы, фактически, мы проектируем и строим храмы. И каждый храм является индивидуальным. 

Первоначально, проект отрабатывается, естественно, архитектором. В данном случае, архитектором, автором проекта этого храма является Колосов Александр Борисович, архитектор, который… в чьей голове, собственно, родился этот храм. 

Мы сначала делаем, отрабатываем эскизы храма – это может быть совершенно несколько вариантов, после этого мы делаем техническое задание на храм, на проектирование храма, а потом уже делаем архитектурно-строительный буклет. Но данный храм когда мы делали, мы отрабатывали очень чётко вопрос, связанный с владыкой – епископом Николаем. Потому, что – он же заказчик, он – инициатор со стороны Церкви этого храма, он несколько лет… даже, может быть, десяток лет думал о том, чтобы там был храм, владыка Николай…  

Он сейчас, владыка Николай, является главным редактором Издательства Московской Патриархии, а тогда, когда мы начинали строительство, он был, естественно, епископ Балашихинский, и он вёл все вот эти вопросы. Поэтому… не сразу появляется храм. Храм появляется вначале в голове, потом это обсуждается. Вот этот храм – 39-й, можно так сказать, который мы проектируем и строим. 

В данном случае, он родился в голове Колосова Александра Борисовича, но, когда мы сделали уже буклет и его утвердили, и сделали техническое задание, он насыщается, естественно, соборностью. То есть, принимают участие в проектировании и строительстве храма – все мы.  

Вот, мы здесь собрались: это – настоятель храма, это – представитель Росгвардии, здесь нет архитектора, но я, как бы, могу ответить за него, потому, что мы… 

Лиза Горская

- Так, Вы и отвечаете – уже про проект столько интересного рассказали, я Вас ещё спрошу потом… 

А.Кузнецов

- Да… ну… дело в том, что я курирую всё это направление, и мне это всё близко и понятно. Поэтому, вот – Вы спросили, и я постарался ответить Вам максимально понятно. 

Лиза Горская

- А сейчас – что там? Там – фундамент, там – стены, есть ли там свод, ведутся ли там службы – но это уже к батюшке сейчас будет вопрос? 

А.Кузнецов

- Ну… я бы хотел сказать, что – что с 2016 года мы только закладной камень…  начали мы общестроительные работы весной 2017 года. На данный момент выполнен конструктив храма – то есть, возведены стены, монолитные перекрытия, сделаны, фактически, работы, связанные с храмом – то есть, конструктив храма завершён. 

В настоящее время ведутся работы по строительству причтового дома, то есть – приходского дома. 

То есть, выполнен определённый комплекс работ.  

Летом этого года – вот, мы сейчас обсуждали, пока настраивалась аппаратура, что у нас 29 июля первая служба была – проводил её митрополит Ювеналий, в храме. Храм ещё строился, ещё не было, так сказать, крыши, в полном объёме. Сейчас крыша уже смонтирована, но не до конца докончена, но уже металлоконструкция всей крыши есть. 

Лиза Горская

- То есть, снег уже туда не попадает? 

А.Кузнецов

- Снег туда не попадает. Но сейчас ведутся работы внутренние. То есть, инженерные сети прокладываются, технические, вентиляционные, электромонтажные работы, делаются фальш-своды, и, естественно, мы сейчас заканчиваем работы, связанные с устройством главки храма. Крест уже изготовлен, главка сейчас облицовывается, покрывается нитритом титана, нержавейкой покрыта – нитритом титана, и… 

Лиза Горская

- А что это значит? Вот, Вы говорите «нитрит титана»… я так понимаю, что всем здесь, кроме меня, понятно, что это… 

А.Кузнецов

- Ну, нержавейка… давайте, мы просто скажем, что это – нержавеющая сталь. То есть, покрытие нержавеющей сталью. 

Лиза Горская

- Что это? Это – лёгкий, прочный сплав? 

А.Кузнецов

- Это – лёгкий, прочный… нержавейка. Это тот материал, который не ржавеет, и будет работать много лет, сохранится много лет.  

А, вообще, я хотел сказать, что… раз уж тема пошла… я хочу сказать, что вот этот храм, который мы сейчас проектируем и строим, он отличается от предыдущих, которые мы построили, тем, что мы очень серьёзно отнеслись к техническому заданию. Мы, практически, собрали – вместе с проектировщиком, с настоятелем, с владыкой Николаем – собрали все возможные варианты каждого элемента храма – как сделать так, чтобы он был – лучший, главный, чтобы получился храм, где недостатки, которые мы видели на разных этапах в разных храмах – их убрать, чтобы выбрать оптимальный, красивый, хороший вариант. Это же – главный храм, торжественный храм. 

Отсюда, естественно, было качественно сделано техническое задание, и качественно выполнен проект. 

Я думаю, что храм получится многогранный, интересный – и с архитектурной точки зрения, и с технической точки зрения.  

Наверное, нельзя, чтобы я только один выступал… я, наверное, потом более подробно расскажу. Просто, здесь много… 

Лиза Горская

- Ну, я так чувствую – Вам есть, что сказать! Вы можете – и один… 

А.Кузнецов

- Да. Я хотел сказать, что просто здесь отработаны многие инновационные решения, архитектурные решения и традиционные решения, и отсюда – он получится, действительно, очень качественным храмом.  

Но я хотел бы ещё раз сказать, что, на мой взгляд, в проектировании храмов три составляющие очень важны.  

Первое – это, чтобы храм был функциональным. То есть, мы техническое задание делаем так, чтобы он выполнен был по канонам, и удобен, функционален, иначе – это неудобно. Он, действительно, храм – это здание для Бога, но – и для людей. Поэтому – это первое, что здесь важно – функциональность храма. 

Второе – это, конечно, прочность храма, прочностные характеристики, чтобы он стоял много лет. 

И третье – это красота.  

Вот, это… вы знаете, древний архитектор Витрувий – он собрал как бы вот… всё, как здание строится, и вот эти три принципа – они очень характерны. 

Вот, когда это всё объединяется в одном здании, тогда… есть очень хороший результат. 

Лиза Горская

- На сколько он человек рассчитан? 

А.Кузнецов

- Храм, по проекту, рассчитан на 500 человек, 500 прихожан. Но реально, поскольку, здесь же – два храма… вот… я думаю, что настоятель более подробно расскажет… два храма у нас – верхний храм и нижний есть храм. В нижнем храме будет купель. Поэтому, реальное количество людей, которое там может находиться на службе, конечно, безусловно, больше. 500 – это верхний храм. 

Лиза Горская

- К Николаю вопрос: а кто эти люди? Кто эти 500 человек? 

Н.Савенко

- Здесь нужно учесть, что помимо дивизии, которая дислоцируется в непосредственной близости от храма, рядом дислоцируется и военный городок. 

Построены целые комплексы общежитий для военнослужащих по контракту, где живут не только военнослужащие, но и их семьи. Поэтому, очень много людей проживает именно причастных к дивизии, причастных к военной службе. Я имею в виду не только военнослужащих, но и членов их семей. 

Сам по себе городок – тоже у нас очень большой. И поэтому, 500 человек для такого храма, я думаю, задача сверхвыполнимая. Я думаю, будут и очереди желающих посетить службы. 

Лиза Горская

- Ну, нам обещали, что всё равно всем будет удобно! 

Н.Савенко

- Ну, конечно. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

Лиза Горская

- Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Мы говорим о строящемся храме святого равноапостольного великого князя Владимира, который станет главным храмом Росгвардии. 

И вот, у меня, отец Максим, к Вам будет вопрос. Ведь, сейчас же, всё равно, на территории дивизии ведутся службы – там есть храм, да? Я так понимаю, что храм святителя Луки был одним из первых новых храмов, возведённых на территории… как, кстати, правильно сказать про Росгвардию… что это – воинская часть?… Извините меня, я настолько плохо разбираюсь в градациях наших силовых структур… вот… я, может быть, Вас потом ещё отдельно попрошу рассказать, в чём особенность Росгвардии, какова её роль в структуре МВД, чем она отличается от полиции, от ОМОНа… вы меня простите… я просто думаю, что я не одна такая. 

Н.Савенко

- Обязательно об этом поговорим, но чуть-чуть попозже. 

Лиза Горская

- Да-да-да… Батюшка, прошу… 

О.Максим

- Что можно сказать? Что – да, на самом деле, на территории дивизии, в медсанбате, есть храм в честь святителя и исповедника Луки Крымского. Но также пояснить нужно, что этот храм был построен, в общем-то, инициативой самых военнослужащих, и, конечно, на этот храм никаких бюджетных денег не выделяется – так же, как и на наш, сейчас строящийся храм. То есть, это были деньги именно тех людей, которые видели вот именно в этом храме определённую задачу. 

Конечно, для своего времени, в то время, этот храм был очень востребован. Он и сейчас востребован, но потому, что территория, всё же, дивизии – это закрытая территория, пропускная система, и не все могут прийти в этот храм. В основном, в этот храм ходят или солдаты срочной службы – в основном посещают, ну, и, также посещают те, у кого есть пропуск на территорию дивизии, в этот храм. 

Поэтому, конечно, то, что храм князя Владимира сейчас строится вне части – это очень хорошо. Потому, что люди могут все, не только те, кто живёт на территории городка военного или служит в части, могут его посетить, но и все желающие. Зона эта – не закрытая. То есть, можно приезжать – никакой пропускной системы там нету. 

Также… что нужно сказать? Что, конечно, служба идёт и в храме святителя Луки, и идёт она регулярно, эта служба, и также и мы, в нашем храме, хотя ещё строительство, в общем-то, не закончено, практически, год назад, стали совершать службу во временном храме. 

Нужно сказать, что динамика очень хорошая по посещаемости храма. То есть, изначально приходило, там, может быть, 10 человек… 5 человек… сейчас на Воскресное Богослужение приходит порядка 50-60 человек, а то – на большие праздники – и до 100 человек даже приходит. На такие, как Рождество, например. Поэтому, я думаю, что у храма есть будущее. 

Тем более, что храм будет, всё же, главный храм Росгвардии. То есть, все какие-то мероприятия, связанные с Росгвардией, связанные с какими-то датами, юбилеями будут проводиться здесь, и, конечно, храм очень востребован. 

Лиза Горская

- А вот, Вы сказали, что храм – первый – был возведён по инициативе военнослужащих. Как это, вообще, произошло? Просто попросили… или… как, да… 

О.Максим

- Ну, понятно… Конечно. То есть, те военнослужащие офицеры, которые совершали своё служение на территории ОДОНа, вышли вот с такой инициативой – о строительстве на территории дивизии храма. 

Нужно сказать, что на территории дивизии – не один храм. Есть ещё несколько домовых храмов, но этот храм – именно отдельностоящий. Это очень важно отметить, что он – отдельностоящий. То есть, это именно храм, с главкой, с крестом, который очень хорошо видно именно по дороге, когда едешь, по шоссе Энтузиастов, его видно. 

Ну… то, что… в общем-то… может быть, архитектура очень простая – это просто связано с тем, что не было таких средств, и, на тот момент, всё же, да – это, буквально… ну… по кирпичикам строилось. Поэтому, это, конечно, была для всех радость, когда вот этот храм построили. Его освятили, по-моему, или в 2001, или 2000 году. 

Лиза Горская

- Прямо сами военнослужащие, из своих средств, строили храм? 

О.Максим

- Ну, да… большинство – из своих средств, конечно. 

Лиза Горская

- А… что за мотивация? Вот… я хочу про это подробнее поговорить, потому, что – шутка ли, действительно, организовать, инициировать и довести до конца ( мы сейчас говорим про первый храм ) строительство храма? И потом снова перейти к… там… сейчас строится гораздо больший храм… что за мотивация у людей? 

О.Максим

- Ну… видите, как… что если нам посмотреть, например, в прошлый век – в 90-е года – какая мотивация у людей была к подъёму духовной жизни? Когда… в общем-то… вот это рухнуло… железный занавес… 

Лиза Горская

- В 90-х – чего только не было… 

О.Максим

- Поэтому, с другой стороны… вот эта тяга к религиозной жизни, и к Церкви, в общем-то, искание Бога – оно было повсеместным. Поэтому, это, в общем-то, оживление было – повсеместное тогда. И мы же помним, что в 1994 году, как раз, к Святейшему Патриарху Алексию II тогда обратились военнослужащие о том, чтобы заключить соглашение между Русской Православной Церковью и… получается… Министерством обороны. Это, в общем-то, также было принято… вот… двухстороннее решение. Потому, что сами военнослужащие, в общем-то, к этому были готовы – это принять. Это – с одной стороны. 

А, с другой стороны, конечно, на территории дивизии ( наверное, лучше, конечно, скажет Николай ) служат не только православные христиане. Среди них есть и мусульмане, есть и… не знаю… других религий… поэтому, конечно… но на тот момент – на тот момент – всё же, было большинство, как раз, православных, которые это строительство, всё же, восприняли очень адекватно и очень… в общем-то… для них было это важно – именно, чтобы отдельно стоящий храм стоял. 

Н.Савенко

- Со своей стороны, хочу, конечно, добавить, что военная служба – это не только выполнение каких-то там нормативов, не только боевая подготовка – это, конечно, всё нужно, и это для каждого военнослужащего – очень важно: быть физически готовым, и быть профессиональным в обращении с оружием, там, со специальными средствами, и так далее. 

Но немаловажный и тот факт, что военнослужащий должен быть всесторонне развит. И, помимо развития тела, гармонично развитый человек – он развивает и свой дух. А развивать дух без Бога, без того места, куда ты можешь прийти поговорить с Ним, тяжело. В этом была, я думаю, даже основная потребность именно нашей дивизии, нашей… 

Лиза Горская

- Удивительно! Давайте, сейчас, всё-таки, расставим, может быть, вот эти «точки над i» в отношении Росгвардии. Всё-таки, это, сравнительно, казалось бы, новая структура. А если она не новая, то расскажите, почему она не новая? 

Н.Савенко

- Сама по себе, наша структура – Росгвардия – она преемница других структур, которые существовали в определённые исторические периоды нашего Государства. 

Всё началось в 1811 году, когда войска внутренней стражи были основаны Александром I. Это было повсеместное явление, и вызывалось оно, прежде всего, тем, что полицейские функции, которые выполняли на тот момент органы правопорядка, они просто не охватывали весь тот объём задач, который стоял перед Россией того времени.  

И Александр I – он учредил войска внутренней стражи, которые пришли на помощь, прежде всего, органам полицейских структур. 

Ну, вот… далее они развивались, преображались, меняли свои названия, и непосредственным приемником Росгвардии были Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. 

Тогда мы относились к Министерству Внутренних Дел, были частью именно этого ведомства. Но, в настоящий момент, Росгвардия – это отдельный орган исполнительной власти, наряду с Министерством обороны, наряду с Министерством внутренних дел. Мы являемся отдельным органом исполнительной власти, который имеет свои задачи, во многом схожие с задачами непосредственных преемников – с внутренними войсками. Но и отдельные задачи, когда нам сформировали новое ведомство, конечно, тоже добавились. 

Лиза Горская

- А в чём именно особенность, уникальность – то, чем вы отличаетесь и от МВД, и от Министерства обороны? 

Н.Савенко

- Ну, скажем так, Росгвардия, на мой взгляд, является более универсальным инструментом.  

Если, допустим, Министерство обороны – главной его задачей является оборона России от всех угроз, в том числе, и, прежде всего, наверное, от внешних угроз, а Министерство внутренних дел, прежде всего, отвечает у нас за поддержание порядка внутри страны, то Росгвардия – во многом, универсальное ведомство.  

Основными задачами Росгвардии являются: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности внутри России при проведении различных мероприятий, носящих массовый характер – всякие концерты, митинги, шествия. Кроме того, основными задачами ещё являются: охрана важных государственных объектов, охрана специальных грузов, борьба с терроризмом, с экстремизмом. 

С преобразованием, к нам теперь стала относиться вневедомственная охрана, лицензионно-разрешительная система теперь тоже относится к полномочиям Росгвардии. 

Лиза Горская

- А откуда – кадры? У вас есть свои училища отдельные? 

Н.Савенко

- Конечно, конечно! У нас есть свои 4 института, которые готовят кадры для… офицерские кадры для Росгвардии. Это – Саратовский военный институт, Санкт-Петербургский военный институт, Пермский военный институт и Новосибирский военный институт. Вот – 4 института, которые готовят непрерывно кадры для Росгвардии. 

В чём универсальность? Чтобы Вы меня правильно поняли – Вы говорили о том, что… вот… где-то там мы… не знаю… за горами, за долами, там… воюем – у нас, понимаете, есть ещё такая задача – оказание содействия пограничным войскам, охране Государственной границы. То есть, непосредственно, оборона страны – тоже, в таких вот масштабах, она входит в перечень наших задач. В этом, на мой взгляд, и универсальность нашей структуры. 

Лиза Горская

- Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Оставайтесь с нами, мы вернёмся через минуту. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

Лиза Горская

- «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Мы говорим о строящемся Князь-Владимирском храме города Балашихи, который будет главным храмом Росгвардии.  

И я хочу поделиться своим вопросом, который мы обсуждали при подготовке программы с коллегами. Он такой… мне кажется… ко всем гостям сразу… и, может быть, даже к слушателям. 

То есть, есть в обществе определённый стереотип про то, что… вот… христианство и силовые структуры – как это сочетается? Ну, казалось бы… христианство – это религия, которая проповедует смирение. Выражение «ударили по левой щеке – подставь правую» – чуть ли не из самых… вообще… расхожих и известных в народе цитат. Как это сочетается с отстаиванием интересов, с обороной и прочими функциями силовых структур? 

У нас очень бурная дискуссия была, пока мы к программе готовились. Вот, я сейчас вам задаю этот вопрос. Начнём с батюшки… 

О.Максим

- Если посмотреть по истории, мы ещё в Евангелии встретим ( это Евангелие от Марка ), как к Иоанну Крестителю приходили воины, и спрашивали, что им делать. Иоанн Креститель им дал чёткий ответ, что им делать: не обижать, быть довольными тем жалованьем, которое они получают. 

То есть, не было сказано о том, чтобы… «не воюйте», там, «не вступайте в какие-то… горячие точки», как у нас их сейчас называют, «не убивайте». Этого не было сказано. 

Лиза Горская

- Очаги напряжённости. 

О.Максим

- Да… этого не было сказано. Было сказано конкретно, применимо к твоей чисто нравственной… опять же… к человеку: что хорошо, а что – плохо, конкретно. 

Поэтому, и задача сейчас, на данный момент, Церкви – показать военнослужащему… ну, как… знаете, есть такая поговорка, что «война всё спишет», да? Вот, как бы, всё так спишет война, всё, так сказать, уйдёт… и всё забудется. Ан, нет. Вот здесь важен очень личный и моральный облик самого солдата. 

Если мы помним, когда наша армия вошла во Францию, французы были очень удивлены… или суворовская армия, да… и прочее… очень были удивлены той дисциплиной и моральным обликом, вообще, нашего русского солдата. 

Если посмотреть, параллельно, как поляки себя вели, например, у нас, в России, или те же французы, когда были в Москве – совершенно другой нравственный облик. 

Поэтому, задача – опять же, нынешняя наша задача – это воспитать такого солдата-воина, морального, так сказать, солдата. 

Если мы знаем, что на протяжении, в общем-то, всей истории России до 1917 года ( а в январе 1918 года был вот этот подписан уже… даже не декрет… о том, что разрывались отношения между Церковью и государством ), были священники – военное духовенство. Целое ведомство было военного духовенства, которое, как раз, этим и занималось – воспитанием морального облика военнослужащего. 

Вот, и сейчас, на данный момент, у нас так же есть военное духовенство, которое выполняет эти задачи, и, нужно сказать, конечно, есть свои трудности. Эти трудности… я думаю, об этом мы поговорим попозже, но вот, если общее посмотреть, то вот – так. 

То есть, даже есть, в принципе, книжица – сейчас такая брошюрка вышла – «Библия и война», где собраны разные цитаты из Священного Писания, из святоотеческой литературы, где эти моменты более подробно освящаются. 

Лиза Горская

- Извините… сейчас – короткая очень ремарка. Моральный облик человека – он разве не с детства воспитывается? 

О.Максим

- Дело в том, что в армию приходят различные совершенно люди, из разных слоёв населения, если мы посмотрим. И я думаю, что здесь, как раз… со мной согласится офицер, что армия – она воспитывает, как раз, человека. Особенно, когда человек… вот, сколько примеров таких было, что до армии… там… мальчишка был, а из армии уже возвращался – мужчиной, уже мужественным человеком. Потому, что тот режим, та структура – она его организовывала, она его собирала, и он, вот именно, становился таким… уже… возмужалым человеком. 

Лиза Горская

- Ну, да… честно скажу, людей, которые не служили в армии, и не ходили в какие-то серьёзные походы, их, в трудных ситуациях, очень легко становится видно. 

Теперь вот Вас, Николай, хотелось бы послушать. Сейчас хочу попросить Вас ответить на вопрос про сочетание христианства с задачами силовых структур. 

Н.Савенко

- Ну, если вы обратите свой взор к истории – к любому учебнику… вот, открываем мы «Древнюю Русь» – и с чем стояли воины? Первыми флагами были иконы.  

Это вопрос… даже я не знаю… стоит ли его обсуждать? 

Лиза Горская

- Ну, стоит! Мы его очень живо обсуждали… ну… правда! 

Н.Савенко

- Армия неотделима от духовности. Просто… я говорю… солдат, любой военнослужащий – это сосуд, а вера его, и его устои моральные – это вот… содержание этого сосуда. Вот, задача, как раз, Церкви наполнить его правильным содержанием – гуманистическим, любви к Родине, любви к ближнему своему. 

Это не задача противопоставлять, допустим, учение Церкви «не убей» и так далее, это задача обороны своей и своей семьи. 

Наверное, не секрет, что, в общем-то, очень много сейчас именно в военных структурах именно неоязычества. Это – отдельная, на самом деле, очень большая проблема, с которой сейчас мы сталкиваемся, с которой Церковь пытается сейчас как-то вот… работать. Опять же – почему? Потому, что… да… вот эти «роды», эти язычники, «они более сильные, их бог – это сила, это – оружие…», то есть, это – понятно. Это понятно, что – вот, «мы черпаем силы от тех наших предков, родов…», и прочее, и прочее. 

Это, на самом деле, сейчас очень серьёзной является проблемой, которая, наверное, и деструктирует, в большей степени, военнослужащих. 

Но, повторяю, что это – на фоне того, что… опять же… мы не можем как-то донести людям, что христианство – это не религия слабых. Если воспринимается, что язычество – это религия сильных ( посмотреть, там… викинги, ещё там кто-то ), что на фоне них христианство, как бы… как вот Вы сказали – когда тебя ударили по правой, подставь левую щёку – нет, ни в коем случае! У нас – целый ряд… да откройте вы святцы наши православные, и увидите, сколько мучеников было – именно воинов, именно солдат, именно тех, которые отказались приносить жертвы идолам, потому, что они были христиане! Значит, уже тогда, в Римской армии – в языческой армии… вот… просто задуматься… где Императора обожествляли, где Император был божеством, служили христиане. 

Так они… подождите… значит, они тоже ходили в бой, они показывали свои личные какие-то качества, они проявляли мужество… подождите… это значит – опять же – религия не слабых! 

И вот, как раз, одна из наших таких вот задач – напоминание об этом. Мы решили посвятить в Князь-Владимирском храме нижний храм, крестильный, в честь 40 мучеников Севастийских. То есть, как раз, вот этого христианского взвода, 40 человек, которые показали верность Христу, которые были, как раз, в языческой армии, но проявили, показали свою веру, и, в конце концов, мы знаем, как они мученически скончались в озере Сиваш в Севастии, в Армении. 

Поэтому… опять же… вот такими, где-то вот… маленькими шажками нужно просто показывать, что – да, христианство – это не религия слабых, это не то, что люди сами себе придумали где-то в голове. 

Лиза Горская

- Алексей Маратович, а как вот по Вашим наблюдениям – Вы же с ребятами сталкиваетесь, и не только структуры Росгвардии – сталкиваетесь, и имеете дело… наверняка, у Вас собственное впечатление уже сложилось? 

А.Кузнецов

- Я бы хотел сказать в данной связи, что Вы подняли вопрос… что главное в Церкви? Это – прихожане, это – люди. Что главное в войсках Росгвардии или других силовых структур? Это – люди. 

И вот, самое главное, что многие эти структуры – через людей, фактически – они возвращаются в православие. И для них храм – это их личное дело становится. 

Я хотел привести пример. Мы строили главный храм ФСБ России – это храм Иверской иконы Божией Матери, он на Мичуринском проспекте – и я должен сказать, что думать о том, что ФСБ России – это прямой наследник КГБ, который, в конечном итоге, очень много погубил священников, ну, и, вообще, православных – это не так. Сейчас другие люди совершенно в этих структурах работают, и это их потребность возникла – построить храм.  

И вот, я несколько раз – не только на службе, но и был когда в самой Академии ФСБ, инициаторами, собственно, строительства были служащие – я был поражён, когда меня спрашивали все, практически, когда мы закончим, построим «их храм»! Я воспринимал, что это «наш» храм… как бы… общий, а они воспринимали его как свой храм.  

Поэтому, сравнивать… вот, иногда сравнивают… людей, которые губили всё это дело, с нынешними – нельзя. Это – прихожане, которые верят в Бога, и это – их потребность. 

Вот, недавно было Крещение. Я был, опять-таки, там же, на Иверском храме. Кто стоит в очереди за водой? Курсанты. Значит, у них – это потребность жизненная возникла. И значит – не просто они ходят сюда. Это – их храм. Это – их жизнь будет. 

Поэтому, сравнивать эти силовые структуры со старыми – очень сложно. Задачи совершенно разные стоят. Всё-таки, защита, обороноспособность Родины требует – абсолютно верно, я согласен – требует высокой духовности. А духовность даёт Православие. 

Я хочу сказать вот… здесь уже, как бы, хотел переключиться… что когда были общественные слушания по храму, когда вопрос возникал… общественные слушания обязаны быть, приходят все, кому не лень, и кому лень – все приходят туда для того, чтобы высказать своё мнение… там было несколько обращений жителей соседних – частного сектора, который будет примыкать, которые были против первоначально строительства храма. Они выступали, писали письма, что «у нас свой сектор, зачем здесь храм» и так далее. Когда мы с ними встретились ( просто удивительно: храм никому не мешает здесь, наоборот – он только помогает ), показали документы – что мы проектируем, что мы хотим делать, какой храм – и это было, может быть, час какой-то, и вопрос о необходимости строительства храма отпал. Потому, что они поняли… люди-то поняли, что здесь создастся не какая-то там… здание, которое никому не нужно, а это нужно Росгвардии, нужно людям, которые туда приходят, и, в конечном итоге – им это нужно будет.  

И когда были общественные слушания, мы собрались, готовы были, так сказать… ну… более активно работать – ни одного человека, который бы выступил против, не было. Все понимали, что храм – нужен всем там. 

Мало того, там вообще анекдотичная ситуация… Когда я рассказал о том, какие мероприятия при строительстве храма мы делаем для того, чтобы та вода, которая весной скапливается у них на дороге… чтобы её не было, мы её забираем – они поняли, что мы пришли сюда не для того, чтобы… а чтобы им было лучше. 

Лиза Горская

- Но они боялись, наверное, стройки, в первую очередь. 

А.Кузнецов

- Они боялись стройки, они думали, что мы эту территорию загубим. Ничего мы не загубим, мы делаем храм и приходской дом на свободном участке – это болото, фактически, было. Наоборот – мы благоустраиваем эту территорию. 

Лиза Горская

- Может, кто-то за грибами ходил? 

А.Кузнецов

- Никто там за грибами… там, к сожалению, в основном, люди ходили шашлыки жарить – это ж территория открытая. Это – территория войсковой части, но, тем не менее, она – открытая. 

Поэтому… вот… здесь совершенно это разные люди. И я должен сказать, что такая служба у многих из них – она опасная, и, во многих случаях, я должен сказать, что их защищает, как раз, православная религия. 

И я не хочу все рассказывать случаи, но… с тем же Иверским храмом много связано историй, когда, фактически, икона помогала выжить людям. И вот здесь вот мы говорили о храме, который на территории дивизии сейчас Дзержинского – это уже существующий храм, но ведь это… уже правильно сказали о том, что когда его ввели, он стал освящён и стал функционировать, количество смертей в госпитале – уменьшилось. На несколько десятков процентов. Это представляете о чём говорит? Построили храм, и… 

Лиза Горская

- … и людям захотелось жить! 

А.Кузнецов

- … людям захотелось жить, и это – помогло им выжить. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

Лиза Горская

- Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». 

Отец Максим, хотела Вас спросить. Вообще, тяжело служить в храме… как бы так, корректно, сформулировать… отличается ведь, наверняка, служение в храме на территории дивизии… тяжело ли это? 

О.Максим

- На данный момент, храм только строится, у нас – временное помещение, нужно сказать. Но… да, перед этим у меня опыта, в общем-то, такого большого не было в общении с военнослужащими. Было больше опыта… так сказать… с такими… штатскими людьми. 

Но скажу, что… общаться легче! С военнослужащими. 

Лиза Горская

- Почему? 

О.Максим

- Не знаю. Легче. Легче найти общий язык, легче, в общем-то, что-то донести. Люди – очень адекватные… в общем-то, очень расположены слушать.  

Дело в том, что сейчас, на данный момент, наш приход – это, в основном, люди молодого и среднего возраста. Почему? Потому… ну, вот… 25, может быть, 30 лет – вот так вот. Это, в основном, и сами военнослужащие, и их семьи, дети. То есть, это люди, которые интересуются, люди, которые ищут. То есть, с ними можно разговаривать, и интересно разговаривать. Поэтому, мне вот, как пастырю, как священнику – наоборот, это радостно! Радостно. Не то, что тяжело, а мне – радостно! 

Да, бывает… так сказать… понятно, что… как и у всех людей бывает, что – физическая тяжесть, но радостно от того, что люди – тянутся, что люди – хотят слушать, они ищут, они – хотят понимать. То есть, очень живые люди! 

Тем более, что… я скажу, что большинство, всё же, тех, кто живёт вот в этом городке, люди с разных регионов. То есть, совершенно… это не только, там… с Московской области, с Москвы… совершенно это… это и со Ставрополья, и откуда только людей, в общем-то, нету! И с Калужской области, и с Липецкой области, и с Тамбовской… то есть, люди совершенно… совершенно… приехавшие с разных наших регионов, и, понятно, каждый привёз что-то своё, у каждого – какое-то своё понимание. 

И вот, мне, как раз… я вижу свою задачу как пастыря – именно какую-то основу положить общую. Понятно, что уже за наше небольшое время –количество времени, когда я совершаю службу – уже несколько семей… ну, как сказать… передислоцировалось, переехало в другие части… служба… кто – куда, но разъезжаются – и вот что-то у нас вот остаётся. Какие-то очень добрые отношения. То есть, люди – помнят, люди вспоминают. И ещё раз скажу, что моя задача – я так вижу свою задачу – положить вот этот вот фундамент, на котором дальше можно было бы людям строить свою духовную жизнь. 

Потому, что люди, понятно… приезжают, ещё раз скажу, что с разных регионов, и разные у них случаи соприкосновения со священниками, с Церковью – есть и положительные, и отрицательные – это как у всех, в общем-то, я думаю, бывает. Но здесь очень хочется, чтобы они обрели вот этот покой внутренний, чтобы обстановка была именно домашней, подчеркну – домашней.  

Потому, что в армии – понятно, что дисциплина, понятно, что всё регламентировано Уставом, и не хочется, чтобы вот храм тоже был вот таким – только Устав, только по Уставу всё действует. Нет, наоборот – чтобы люди… для них это была некая отдушина, некое отдохновение, чтобы люди приходили в храм, и чувствовали, что они приходят как домой, где они могли бы открыться. 

Лиза Горская

- А вот, кстати, в строящемся приходском доме – там что будет? 

О.Максим

- Будет и Воскресная школа, и большой зал для мероприятий – то есть, в принципе, очень такая… ресурс храма хороший. Ресурс храма именно как миссионерского храма. Потому, что я вижу задачу храма – именно как миссионерскую. Потому, что люди приезжают и уезжают, и вот то, что они здесь в себя воспримут, они дальше уже будут это нести в своём сердце. 

Лиза Горская

- Николай, теперь Вас, наверное, спрошу: что Вы и другие росгвардейцы ждёте от Церкви, от священников? Легко ли вам с отцом Максимом общаться? 

Н.Савенко

- С отцом Максимом – очень нам легко общаться, и я скажу так… Я сам живу на территории общежития, комплекса общежитий, который стоит рядом с, собственно, нашей дивизией, и не давнее, как в последнее Воскресенье, я был на службе во временном храме у отца Максима. Очень положительный батюшка, очень нам с ним легко, и я считаю, что нам повезло очень – конструктивные отношения складываются! 

И батюшка не только проводит службы у себя в храме, но периодически участвует в наших мероприятиях, которые проводятся внутри дивизии, говорит с солдатами.  

Не каждый солдат по призыву имеет возможность выйти и пойти в храм сходить. А тут – батюшка может прийти к нам и с солдатом поговорить. Поэтому… очень… 

Лиза Горская

- Востребовано это? 

О.Максим

- То есть, мы… знаете, что… конечно, востребовано. Почему? Потому, что накапливается у человека какой-то негатив внутренний. Понятно, что человек хочет какой-то отдушины, да, ещё раз скажу, вот от этого Устава, от этого регламента. То есть, ему где-то хочется… ну… выплеснуть свою какую-то мысль, эмоцию, прочее, прочее, прочее… 

Вот, я опять вернусь к нашему устрою. То есть, мы организуем после службы – прямо вот так, стихийно – расставляем столы, там, чай люди пьют. Для того, чтобы, опять же – общаться, чтобы люди могли общаться друг с другом. 

Потому, что, во время Богослужения, такой возможности нету – общения друг с другом, а вот за чашкой чая – и дети общаются друг с другом, и взрослые – мамы начинают знакомиться друг с другом, то есть, начинается вот это соприкосновение, начинается вот такой… ну… можно выразиться так – как кулак такой становится приход, костяк прихода формируется. 

Потому, что, конечно, изначально, хоть община и была зарегистрирована, но службы не было. И вот я говорю, свидетельствую о том, что сейчас, всё же, потихоньку, потихоньку формируется костяк прихода. Это очень важно. Чтобы храм наполнялся не только, как это называют, «прохожанами» и «захожанами», а чтобы это были именно прихожане. 

Для того, чтобы вот это было, мне думается, что люди должны друг с другом общаться, находить точки соприкосновения. Когда это будет, тогда будет формироваться здоровая атмосфера в приходе. 

Лиза Горская

- Удивительное дело, что… идёт ли речь о каких-то районах Москвы, или регионах, мы постоянно в этой студии приходим к тому, что Церковь и храм остались чуть ли не единственным сейчас местом, где люди общаются непосредственно, общаются вживую, и… просто общаются.  

Даже соседи – сколько у нас случаев было, когда люди живут в одном подъезде, на одной лестничной клетке, и вообще даже не знают, как друг друга зовут, приходят в храм – и начинается… Значит, и на территории воинской части – то же самое. 

Мало у нас времени осталось. Хотела вернуться к строящемуся большому храму святого равноапостольного великого князя Владимира, который… кстати, он уже считается основным, главным храмом Росгвардии, или когда будет освящён – станет главным храмом? Как правильно сказать? 

А.Кузнецов

- Он строится, и он уже главный! 

Лиза Горская

- Понятно. Когда запланировано… хотела сказать «сдача в эксплуатацию»… Великое освящение? 

А.Кузнецов

- Значит, мы планируем… мы – это все участники этого строительства – и проектирования, и строительства, и всего – мы планируем, всё-таки, в 2020 году завершить его строительство, то есть, сдать его, получить разрешение на ввод в эксплуатацию, а потом провести чин Великого освящения храма. 

Но предварительно… я ещё раз хочу сказать – предварительно мы планируем на июль 2020 года. 

Но здесь вот самый больной вопрос у нас сейчас – это, конечно, финансирование. Я хочу сказать, что «Крост» и Добашин Алексей Алексеевич, как владелец нашего концерна, вкладывают сейчас свои средства, но жертвователей – не хватает. Поэтому, получается так, что нам нужно построить очень много – средств явно не хватает. 

Поэтому, рабочая группа, которую возглавляет Ресин Владимир Иосифович, советник Патриарха, Добашин Алексей Алексеевич, вот мы все, естественно, Росгвардия – прилагаем все усилия, чтобы, всё-таки, вот на данный момент, жертвователи реально помогли, чтобы мы могли в июле 2020 года сдать храм в эксплуатацию и освятить. Это вот – самая главная причина. Не в том, чтобы построить – по технологии, качественно и хорошо, а чтобы мы могли это физически сделать. Для этого – нужны средства. Поэтому, мы все вместе просим, конечно, помочь нам храм построить. 

Мы делаем очень просто всё здесь – я хотел ещё раз просто пояснить – все средства, которые жертвуют, они переводятся на счёт прихода. То, что мы вкладываем – это наши жертвования, которые идут от концерна «Крост». Любой жертвователь, переведя деньги на храм, он помогает строительству храма. Другого никакого расчётного счёта – нету. Всё сосредоточено на храме. 

Отчётность, если кто-то переводит – не один жертвователь есть, мы также делаем потом отчётность, показываем – куда, какие деньги потрачены были. 

Никаких здесь выгод каких-то в этом во всём ни у кого нету, здесь задача –построить храм. Деньги тратятся только на строительство храма и его благоукрашение. 

Я хотел сказать, что здесь вот храм – мы посчитали, как говорится, я не хочу скрывать, что 455-500 миллионов нужно на строительство храма. Мы, на данный момент, выполнили работ на сумму порядка 140 миллионов рублей. Вот, это – основная проблема. 

И я хотел сказать, что чин Великого освящения требует, и необходимость в этом есть, не только строительную часть и так далее, но уже и благоукрашение. То есть, в чине Великого освящения должно быть – естественно, должен стоять иконостас, престол, жертвенник, церковная утварь, бра, паникадила, и иконостас, естественно, с иконами. Без этого чин Великого освящения – на временном – невозможен. То есть, не только сдать, но и освятить. 

Поэтому, вот, задача наша общая – в 2020 году, в июле, сдать храм в эксплуатацию. Это – непросто. Я вот сейчас, буквально, ещё раз смотрел, отрабатывал график производства работ: в 2019 году мы должны выполнить работ на сумму не менее 200 миллионов рублей. То есть, это и дом приходской, и храм, и благоустройство, и наружные сети – работы очень много. 

А из основных вех таких, которые сейчас мы планируем коллективно с Росгвардией, со священнослужителями, в марте – практически, смонтировать и освятить главку, в марте – организовать колокольный звон, повесить колокола… ну, по колоколам мы отдельно здесь… это дело… и в апреле – как раз день, после Дня войск Росгвардии ( 27 марта у нас День войск Росгвардии ), после этого события можно было бы смонтировать и Крест уже. То есть, у нас будет храм с главкой ( с куполом, то есть ) и с Крестом. 

Лиза Горская

- Отец Максим, а если кто-то захочет помочь, как можно найти Вашу общину? 

О.Максим

- Ну, во-первых, у нас есть группа «В Контакте». Вот, у них такая живая группа – в общем-то, мы, в основном, через соцсети общаемся. Поэтому, можно, в общем, найти «Князь-Владимирский храм, город Балашиха». 

Лиза Горская

- Пообщаться? 

О.Максим

- Да. Да, пообщаться всегда, в общем-то, я думаю, можно. 

А.Кузнецов

- И можно я вот… буквально… раз уж это… в прошлый раз я не успел это просто сказать.  

Я хотел сказать, что там вот… ну… я по своему опыту говорю, по нашему концерну… вы даже не представляете себе, когда храм освящён чином Великого освящения, как он меняет образ! 

Вот, мы построили храм в Строгино – вы даже вот, слушатель… даже не понимают, как он облагородил, как создал атмосферу! Мы построили храм в Химках – он сейчас стал основой городской жизни, основой! 

Лиза Горская

- Это вот большой вот этот… новый… в Химках… 

А.Кузнецов

- Большой, Богоявления Господня.  

Я несколько лет назад смотрел – была выставка детей-художников, которые рисуют в художественных школах: 30% работ посвящены нашему храму. То есть, город… а храм – один. 

Лиза Горская

- Я смотрю, Вас воодушевляет этот род деятельности! 

А.Кузнецов

- Безусловно. Конечно. 

Лиза Горская

- А Вас, Николай? 

Н.Савенко

- Что Вы имеете в виду? 

Лиза Горская

- Воодушевляет ли Вас то, что храмы строятся? 

Н.Савенко

- Конечно, воодушевляет! Мы все с нетерпением ждём, когда же уже, наконец, его построят! 

Лиза Горская

- Ну, что же… закончился наш светлый вечер!  

Я напоминаю, что в этой студии были протоиерей Максим Беликов, настоятель Князь-Владимирского собора в городе Балашиха, Алексей Маратович Кузнецов, представитель компании, которая строит этот храм и проектирует его, и майор Росгвардии Николай Савенко.  

Всего доброго! 

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.