Баир Иринчеев – военный историк и писатель - коренной ленинградец. Слова «война» и «блокада» для него священны. События июня 44-ого года имеют прямое отношение к битве за Ленинград. Чтобы они не забывались, Баир придумал несколько экскурсий по военно-исторической тематике. Активист проводит их в Ленинградской области. Одно из мест, которое он показывает туристам – мемориал в посёлке Лебяжье. Приехав туда в очередной раз, Баир не нашёл табличку-эпитафию, которая провисела у братской могилы много десятков лет.
«Спи спокойно, мой милый сынок! Ты честно Отдал свою жизнь за Родину. Никто, нигде, никогда никого так не любил, как тебя любил я. В моем сердце ты никогда не умрешь. Прощай, мое бесценное сокровище, мое золото, моя радость. Жди меня. Твой папа».
Эти, полные любви, слова были начертаны на табличке-эпитафии. Они посвящены убитому на войне Николаю Фадееву. Отец солдата разыскал братскую могилу, в которой похоронен его сын и прибил табличку к дереву возле неё.
Кому помешало послание, мимо которого невозможно пройти без слёз? Задаваться этим вопросом Баир не стал. Просто решил восстановить табличку. Позиция историка честна и понятна: он считает, что такой огромный по силе воздействия памятник войне и любви не должен исчезнуть с лица земли. Тем более что сегодня эта могила в посёлке Лебяжье - единственное напоминание о войне.
А летом 44 года здесь велись жестокие бои. Танкист Николай Фадеев вёл разведку на переднем крае. Стрелял до последнего, был подбит, но так и не бросил пылающую машину. Посмертно командир танкового взвода, гвардии лейтенант Фадеев был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Баир Иринчеев сумел разыскать следы героя:
«Был молодой. Опять же рождения то ли 20-ого, то ли 21-ого года. То есть ему было 24-23 года на момент гибели. Он воевал на лёгком танке Т-60, соответственно, вот его танк был подбит и он в танке сгорел».
Чтобы восстановить памятник войны, Баир Иринчеев через интернет обратился за помощью ко всем, кто неравнодушен к своей истории. Всего за два дня он получил слова поддержки от десяти с половиной тысяч россиян, и меньше, чем за сутки собрал необходимые 50 тысяч рублей. Деньги присылали из России, Белоруссии, Прибалтики, Украины. Баир и другие волонтёры, которые помогали ему в сборе средств, говорят, что не ожидали такого «размаха народной поддержки». Рассказывает Дмитрий Пучков, принимавший участие в акции:
«Всё совершенно спокойно можно сделать своими собственными руками и на свои собственные средства. Ну… предки за нас померли, в конце концов. Можем как-то отблагодарить. Вот, соответственно, собрали средства».
8-ого сентября 2013 года табличку-эпитафию в антивандальной стальной раме торжественно вернули на место. Туда, где нашли вечный покой Николай Фадеев и его товарищи, отдавшие свои жизни за то, чтобы жили мы.
В данной программе использованы материалы «5 канала».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер