Перелёт из Якутии в Москву сегодня длится десять часов. Для ТУ-154 это не так мало. Поэтому лайнером, как правило, управляют два командира. Так было и несколько лет назад, когда во главе экипажа летели два капитана – Андрей Ламанов и Евгений Новосёлов.
Первые три часа полёта всё было в порядке. А потом началось то, о чём пассажиры самолёта, а их на борту было 72, не смогут забыть никогда. В салоне вдруг погас свет. Лайнер закачало. Одна за другой стали отказывать важнейшие системы. Первым вышел из строя автопилот. За ним навигация и радиосвязь. Потом перестали работать все приборы, вплоть до табло «Пристегните ремни!» и насосы, подающие топливо. Самолёт летел на «честном слове» пока ещё работающих двигателей. Это давало пусть призрачный, но хоть какой-то шанс на выживание.
Экипаж делал то, что в экстремальных ситуациях предписывает инструкция. Командиры удерживали самолёт, инженер и штурман пытались наладить работу приборов, бортпроводники успокаивали пассажиров. Всё это при почти полной темноте, с топливом на исходе, без связи, но, главное, без паники. Как говорят в таких случаях, каждый «играл только свой отсек», не вмешиваясь в работу другого. По словам Андрея ЛамАнова, в течение всего этого экстремального полёта, экипаж и пассажиры сохраняли предельную концентрацию и дисциплину.
Найти площадку для посадки без приборов ориентации, можно было только глядя на землю. А там простиралась бесконечная тайга. Наконец, увидели речку и, должно быть, ещё ни один экипаж не радовался так тонкой полоске воды. Ведь она означала, что рядом должно быть жильё, люди, поле, на которое можно приземлиться. Не обманула река, привела к населённому пункту Ижма республики Коми. А потом случилось настоящее чудо. Промелькнула взлётная полоса давно недействующего аэродрома. Пусть слишком короткая для такой мощной машины, как ТУ-154. Пусть заброшенная. Но это была единственная реальная возможность посадить корабль. И командир Андрей Ламанов пошёл на снижение. Ему помогал 2-й пилот Евгений Новосёлов. И тут произошло еще одно чудо - приземлились неожиданно мягко. И даже когда самолёт выкатился за пределы полосы и врезался в тайгу, на пути не оказалось крупных деревьев, способных его разрушить. Можете представить себе, какую бурю аплодисментов вызвала эта посадка у пассажиров! Ещё больших оваций удостоился сам ЛамАнов, когда он выскочил в салон с криком: «Я сделал это!». Потом «это» сделают пассажиры – они напишут коллективное письмо президенту Дмитрию Медведеву с просьбой наградить экипаж.
О героях заговорила вся страна. Стеснительный Евгений Новосёлов то и дело ворчал, что они не «звёзды». А на вопрос, как он стал летать, отвечал, что старт ему дала родная бабушка.
За мужество и героизм при исполнении служебного долга в экстремальных условиях командирам Андрею Ламанову и Евгению Новосёлову присвоены звания Героев России. Остальные члены экипажа удостоены ордена Мужества. Награды вручал лично президент Медведев.
История действительно беспрецедентная. Теперь на ней учатся будущие лётчики. А эпиграфом к этой главе в учебниках по пилотированию, могли бы стать слова Андрея ЛамАнова: «Бороться, бороться до последнего. Чтобы спасти людей и машину».
В данной программе использованы материалы телеканала «Россия 1».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер