В конце девятнадцатого века город Курск славился тремя вещами: во-первых, Курской Коренной пустынью. Во-вторых – знаменитыми курскими соловьями. А еще в Курске продавался отличный шоколад, который гости города обязательно покупали в качестве сувениров родным и друзьям. Забавные и очень вкусные фигурки зайцев и медведей делали на шоколадной фабрике Георгия Новосильцева – успешного предпринимателя и человека, о котором в Курске всегда говорили с исключительным уважением и почтением.
В юности Георгий Александрович служил приказчиком у своего дальнего родственника, владевшего небольшим винокуренным производством. Сам хозяин плохо разбирался в бизнесе, и с радостью переложил все заботы на плечи молодого приказчика. А Георгий за несколько месяцев сумел превратить убыточное, находящееся буквально на грани банкротства предприятие, в преуспевающее и приносящее хорошую прибыль.
Открыв через несколько лет работы собственное дело, Георгий Новосильцев повёл его столь же успешно, и вскоре стал владельцем нескольких фабрик, в том числе и шоколадной, продукция которой пользовалась большим успехом не только в Курске, но и далеко за его пределами.
И жить бы Георгию Александровичу, в прямом и переносном смысле, «в шоколаде». Однако трезво мыслящий и рассудительный предприниматель «сладкой жизни» не искал, и не спешил сорить деньгами направо и налево. Вместо этого он приобрел имение в местечке под названием Лебяжье. Ничего особенного – небольшой покосившийся особнячок, запущенный сад, истощенные поля и нищие, едва не помирающие с голоду крестьяне…
Но не прошло и года, как в Лебяжьем началась совсем другая жизнь. Георгий Александрович вложил деньги в строительство новых, современных теплиц и мастерских, культивирование садов и полей, организовал конезавод. В первую очередь он позаботился о крестьянах. Теперь у них появились хорошо оплачиваемые рабочие места; кроме того, используя новейшие аграрные технологии, они снимали с собственных земельных наделов по три-четыре урожая в год, и очень скоро из нищенствующих превратились в зажиточных. Позаботился Георгий Александрович и об образовании крестьян: открыл в селе бесплатную школу.
Активную деятельность развернул Новосильцев и за пределами своего имения. В Курске он построил и содержал на собственные средства несколько сиротских приютов, открыл бесплатное торговое училище и больницу для крестьян и бедняков. Вместе с супругой он инициировал открытие в Курске историко-археологического музея, для которого приобрел множество дорогостоящих и редких экспонатов.
Помогая ближним, Георгий Александрович всегда помнил, что эта помощь - его долг не только как человека, обладающего богатством, но и как православного христианина, исполняющего одну из главных евангельских заповедей. Искренне верующий в Бога, Новосильцев всю жизнь помогал своими щедрыми пожертвованиями Сергиево-Казанскому собору.
Именно на этот факт особенно упирали курские большевики, когда в канун нового, тысяча девятьсот восемнадцатого года решали вопрос об аресте и последующем расстреле Георгия Новосильцева. Подслушивавший возле окна дворник поспешил предупредить Георгия Александровича, и Новосильцев с супругой успели скрыться – пешком, с одним только маленьким узелком, в новогоднюю ночь они ушли в неизвестность. Потом выяснилось, что Новосильцевы без гроша в кармане сумели выбраться из пылающей огнём «красного террора» страны. Страны, откуда всего несколько лет назад Георгий Александрович решительно отказался вывезти «от греха подальше» свои капиталы. На заманчивые предложения заграничных банкиров он ответил тогда: «Мои деньги должны работать и приносить пользу в моей стране. Ведь Россия у нас одна».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема