
Фото: Alev Takil/Unsplash
Благотворительность деятелей культуры Российской империи отнюдь не была данью моде. Скорее почётной обязанностью. Ещё точнее – велением сердца. Тысячи актёров, певцов, художников жертвовали деньги на помощь неимущим. Это было настоящее благотворительное движение. И одним из его активных участников стал Фёдор Шаляпин.
Жизнь Фёдора Ивановича – любимая тема для журналистов того времени. Репортёры любили подсчитывать деньги артиста, а потом писать материалы о его жадности. Шаляпин газетчиков не жаловал, а про свои высокие гонорары говорил так: «Бесплатно только птички поют». В этой фразе не было ни гонора, ни высокомерия. Шаляпина всегда задевало, что его тяжёлую работу люди считают баловством. Вот он и запрашивал с организаторов концертов по максимуму и считался самым дорогим артистом России. К тому же у Шаляпина была огромная семья - десять детей и всех нужно было кормить.
Он начал заниматься благотворительностью в начале своей карьеры. Тогда, когда сам был нищим. В Тифлисе ученики педагога по вокалу Дмитрия Усатова устроили благотворительную акцию. Шаляпин не мог не принять в ней участия. Ведь его самого Усатов кормил, поил, одевал и ни копейки не брал за уроки. Этого Фёдор Иванович никогда не забывал. Если приглашали петь бесплатно – пел. Не приглашали – сам устраивал благотворительные акции. Уезжая на заграничные гастроли, зарабатывал деньги для россиян. В 1912 году Шаляпин дал концерт в Монте-Карло. Получил за него 16 тысяч рублей и отправил их голодающим шести российских губерний.
Грянула Первая мировая война и Шаляпин открыл два госпиталя. Дети певца работали в них, ухаживая за ранеными. Сам Фёдор Иванович войну встретил за границей, в Бретани. Прямо на пляже, под открытым небом он дал концерт. Это была импровизация. Сидя у воды, Шаляпин прочёл телеграмму о победе русских в Восточной Пруссии. В восторге от такой новости артист запел. Вокруг собралась толпа. Люди стояли с обнажёнными головами. Шаляпин пел без остановки. А потом снял шляпу и попросил зрителей дать кто сколько сможет для раненых. Деньги отправил на фронт.
За несколько месяцев до революции Фёдор Иванович пел благотворительный спектакль в Большом театре. Вырученные средства певец раздал бедноте Москвы, раненым солдатам и политическим ссыльным. Но это не спасло Шаляпина от обысков после революции. Она превратила в пыль ценные бумаги, в которых певец хранил деньги, но чекисты всё равно приезжали в его дом с обысками. Однажды, не найдя ценностей, унесли серебряные ложки. Шаляпин отнёсся к этому с юмором и попросил «обыскивать его в удобное для него время, с восьми до девяти, например».
Когда артист собрался на гастроли за границу, власти потребовали у него отчёта о том, что он как благотворитель сделал за четыре года после революции. Певец перечислил концерты, указал общую сумму сборов – 257 тысяч рублей. И приписал: «Советское правительство увеличило гонорары всем артистам на 300 процентов. Я один от них отказался. Я уж не говорю о том, что правительство перевело с моего счёта на свой 148 тысяч рублей».
Шаляпин уехал и в Россию больше не вернулся. А поводом для этого стала именно благотворительная акция. В Париже Фёдор Иванович зашёл в храм к своему другу отцу Георгию с просьбой освятить только что купленный дом. Выходя из церкви, певец увидел голодных ребятишек - детей русских эмигрантов. Шаляпин передал для них через отца Георгия пять тысяч франков. Священник написал об этом в русскоязычной газете. В Советском Союзе отреагировали мгновенно: Шаляпина обвинили в помощи белому движению и лишили подданства.
Он не любил афишировать свою благотворительную деятельность. Не кричал на каждом шагу о том, что умеет не только петь. Но сохранились письма юриста, который занимался финансами Фёдора Ивановича. В одном из них есть такие слова: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!».
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











