
Фото: Alev Takil/Unsplash
Благотворительность деятелей культуры Российской империи отнюдь не была данью моде. Скорее почётной обязанностью. Ещё точнее – велением сердца. Тысячи актёров, певцов, художников жертвовали деньги на помощь неимущим. Это было настоящее благотворительное движение. И одним из его активных участников стал Фёдор Шаляпин.
Жизнь Фёдора Ивановича – любимая тема для журналистов того времени. Репортёры любили подсчитывать деньги артиста, а потом писать материалы о его жадности. Шаляпин газетчиков не жаловал, а про свои высокие гонорары говорил так: «Бесплатно только птички поют». В этой фразе не было ни гонора, ни высокомерия. Шаляпина всегда задевало, что его тяжёлую работу люди считают баловством. Вот он и запрашивал с организаторов концертов по максимуму и считался самым дорогим артистом России. К тому же у Шаляпина была огромная семья - десять детей и всех нужно было кормить.
Он начал заниматься благотворительностью в начале своей карьеры. Тогда, когда сам был нищим. В Тифлисе ученики педагога по вокалу Дмитрия Усатова устроили благотворительную акцию. Шаляпин не мог не принять в ней участия. Ведь его самого Усатов кормил, поил, одевал и ни копейки не брал за уроки. Этого Фёдор Иванович никогда не забывал. Если приглашали петь бесплатно – пел. Не приглашали – сам устраивал благотворительные акции. Уезжая на заграничные гастроли, зарабатывал деньги для россиян. В 1912 году Шаляпин дал концерт в Монте-Карло. Получил за него 16 тысяч рублей и отправил их голодающим шести российских губерний.
Грянула Первая мировая война и Шаляпин открыл два госпиталя. Дети певца работали в них, ухаживая за ранеными. Сам Фёдор Иванович войну встретил за границей, в Бретани. Прямо на пляже, под открытым небом он дал концерт. Это была импровизация. Сидя у воды, Шаляпин прочёл телеграмму о победе русских в Восточной Пруссии. В восторге от такой новости артист запел. Вокруг собралась толпа. Люди стояли с обнажёнными головами. Шаляпин пел без остановки. А потом снял шляпу и попросил зрителей дать кто сколько сможет для раненых. Деньги отправил на фронт.
За несколько месяцев до революции Фёдор Иванович пел благотворительный спектакль в Большом театре. Вырученные средства певец раздал бедноте Москвы, раненым солдатам и политическим ссыльным. Но это не спасло Шаляпина от обысков после революции. Она превратила в пыль ценные бумаги, в которых певец хранил деньги, но чекисты всё равно приезжали в его дом с обысками. Однажды, не найдя ценностей, унесли серебряные ложки. Шаляпин отнёсся к этому с юмором и попросил «обыскивать его в удобное для него время, с восьми до девяти, например».
Когда артист собрался на гастроли за границу, власти потребовали у него отчёта о том, что он как благотворитель сделал за четыре года после революции. Певец перечислил концерты, указал общую сумму сборов – 257 тысяч рублей. И приписал: «Советское правительство увеличило гонорары всем артистам на 300 процентов. Я один от них отказался. Я уж не говорю о том, что правительство перевело с моего счёта на свой 148 тысяч рублей».
Шаляпин уехал и в Россию больше не вернулся. А поводом для этого стала именно благотворительная акция. В Париже Фёдор Иванович зашёл в храм к своему другу отцу Георгию с просьбой освятить только что купленный дом. Выходя из церкви, певец увидел голодных ребятишек - детей русских эмигрантов. Шаляпин передал для них через отца Георгия пять тысяч франков. Священник написал об этом в русскоязычной газете. В Советском Союзе отреагировали мгновенно: Шаляпина обвинили в помощи белому движению и лишили подданства.
Он не любил афишировать свою благотворительную деятельность. Не кричал на каждом шагу о том, что умеет не только петь. Но сохранились письма юриста, который занимался финансами Фёдора Ивановича. В одном из них есть такие слова: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!».
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема