
Фото: Alev Takil/Unsplash
Благотворительность деятелей культуры Российской империи отнюдь не была данью моде. Скорее почётной обязанностью. Ещё точнее – велением сердца. Тысячи актёров, певцов, художников жертвовали деньги на помощь неимущим. Это было настоящее благотворительное движение. И одним из его активных участников стал Фёдор Шаляпин.
Жизнь Фёдора Ивановича – любимая тема для журналистов того времени. Репортёры любили подсчитывать деньги артиста, а потом писать материалы о его жадности. Шаляпин газетчиков не жаловал, а про свои высокие гонорары говорил так: «Бесплатно только птички поют». В этой фразе не было ни гонора, ни высокомерия. Шаляпина всегда задевало, что его тяжёлую работу люди считают баловством. Вот он и запрашивал с организаторов концертов по максимуму и считался самым дорогим артистом России. К тому же у Шаляпина была огромная семья - десять детей и всех нужно было кормить.
Он начал заниматься благотворительностью в начале своей карьеры. Тогда, когда сам был нищим. В Тифлисе ученики педагога по вокалу Дмитрия Усатова устроили благотворительную акцию. Шаляпин не мог не принять в ней участия. Ведь его самого Усатов кормил, поил, одевал и ни копейки не брал за уроки. Этого Фёдор Иванович никогда не забывал. Если приглашали петь бесплатно – пел. Не приглашали – сам устраивал благотворительные акции. Уезжая на заграничные гастроли, зарабатывал деньги для россиян. В 1912 году Шаляпин дал концерт в Монте-Карло. Получил за него 16 тысяч рублей и отправил их голодающим шести российских губерний.
Грянула Первая мировая война и Шаляпин открыл два госпиталя. Дети певца работали в них, ухаживая за ранеными. Сам Фёдор Иванович войну встретил за границей, в Бретани. Прямо на пляже, под открытым небом он дал концерт. Это была импровизация. Сидя у воды, Шаляпин прочёл телеграмму о победе русских в Восточной Пруссии. В восторге от такой новости артист запел. Вокруг собралась толпа. Люди стояли с обнажёнными головами. Шаляпин пел без остановки. А потом снял шляпу и попросил зрителей дать кто сколько сможет для раненых. Деньги отправил на фронт.
За несколько месяцев до революции Фёдор Иванович пел благотворительный спектакль в Большом театре. Вырученные средства певец раздал бедноте Москвы, раненым солдатам и политическим ссыльным. Но это не спасло Шаляпина от обысков после революции. Она превратила в пыль ценные бумаги, в которых певец хранил деньги, но чекисты всё равно приезжали в его дом с обысками. Однажды, не найдя ценностей, унесли серебряные ложки. Шаляпин отнёсся к этому с юмором и попросил «обыскивать его в удобное для него время, с восьми до девяти, например».
Когда артист собрался на гастроли за границу, власти потребовали у него отчёта о том, что он как благотворитель сделал за четыре года после революции. Певец перечислил концерты, указал общую сумму сборов – 257 тысяч рублей. И приписал: «Советское правительство увеличило гонорары всем артистам на 300 процентов. Я один от них отказался. Я уж не говорю о том, что правительство перевело с моего счёта на свой 148 тысяч рублей».
Шаляпин уехал и в Россию больше не вернулся. А поводом для этого стала именно благотворительная акция. В Париже Фёдор Иванович зашёл в храм к своему другу отцу Георгию с просьбой освятить только что купленный дом. Выходя из церкви, певец увидел голодных ребятишек - детей русских эмигрантов. Шаляпин передал для них через отца Георгия пять тысяч франков. Священник написал об этом в русскоязычной газете. В Советском Союзе отреагировали мгновенно: Шаляпина обвинили в помощи белому движению и лишили подданства.
Он не любил афишировать свою благотворительную деятельность. Не кричал на каждом шагу о том, что умеет не только петь. Но сохранились письма юриста, который занимался финансами Фёдора Ивановича. В одном из них есть такие слова: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











