Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов, сегодня воскресный день, и мы слушаем повествование евангелиста Матфея о чудесном хождении Христа по водам.
22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Снова перед нами – показательный урок в вере, который Господь даёт Своим ученикам. Только что они были свидетелями чуда умножения хлебов – и по Его слову ученики отправились на другую сторону Галилеского озера, в то время как Сам Христос взошел на гору помолиться наедине. В самый неподходящий момент, на середине этого огромного, как море, озера, начинается шторм. Ученики одни, им страшно, они понимают, что всё это может закончиться гибелью – и ко всему прочему они видят, как какая-то фигура издалека приближается к ним по водам. У них – истерика, они в ужасе кричат, потому, что находятся на грани отчаяния от горестей, обрушившихся со всех сторон, да ещё и видения какого-то призрака, явного знака приближающейся смерти. Но к своему изумлению они вдруг слышат спокойный голос своего Учителя: «Да успокойтесь же вы, это Я, не бойтесь!» Ужас и испуг сменяются изумлением: но только самый смелый и решительный Петр вдруг решается на безумный шаг – пойти по воде ко Христу. Мы не можем даже в малой мере представить, какие бури веры и неверия бушевали только что в душе Петра, когда он переступал борт лодки и посреди волн вдруг не тонул, а шел! Но в какой-то момент его взгляд соскальзывает со спокойного Христа, он замечает буйство стихии – и тотчас начинает тонуть. Испуг и вера – вещи, друг друга исключающие. Либо вера – либо страх. Благо, рядом оказался Христос и ухватил за руку тонущего Петра, с любовью укорив: «И зачем же ты усомнился, маловерный?»
Как только они заходят в лодку, стихии смолкают, и в этой звенящей напряжённой тишине ученики падают перед Христом на колени, в трепете и страхе произнося: «Ты – и правда Сын Божий!»
Каждый из нас постоянно балансирует между верой и неверием. Точнее, между верой Богу – и верой в силу обстоятельств, законы бытия, власть денег и связей и так далее до бесконечности. Бывают моменты, когда мы буквально утыкаемся внутренним взором в светлый лик Спасителя – и идём, словно Петр по водам, по буйству и безумию окружающего нас мира, даже подошвы не замочив. Но нередко наше сознание захлёстывают волны неверия, мы пугаемся, теряем веру и надежду – и начинаем тонуть. Главное – вовремя понять, что мы – реально тонем, что безумно рассчитывать на «авось, пронесет!». Как только мы всеми клеточками своего организма поймем, что мы дошли до предела – надо возопить всеми оставшимися силами: «Господи! Спасай! Тонем! Погибаем! Если не Ты спасешь – конец всему!» И если мы не поленимся поступить так, если в нашей душе не будет задут огонёк надежды – мы быстро ощутим, как нас крепко берут за руку – и вытаскивают из бездны.
Говорят, у моряков есть такая поговорка: «Кто не тонул – тот не молился!» Помоги же нам, Господи, не потонуть в житейском море – а вовремя верой ухватиться за Твою крепкую руку!
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди