У вас бывало такое: смотришь на близкого тебе человека и думаешь – ну почему я вообще терплю его рядом с собой?
Мы все хотим, чтобы нас ценили, чтобы нашему присутствию искренне радовались, на наши нужды отзывались, а нас внимательно выслушивали. Мы хотим, чтобы другие люди смотрели на нас не взглядом прокурора, а с пониманием и любовью, которая способна увидеть в нас лучшее.
Если бы мы точно знали, где мы можем встретить именно такую любовь, мы бы устремились туда со всех ног – и часто люди приходят в Церковь, ища именно ее.
Что же, они обращаются по адресу – Христос, наш Спаситель, любит каждого из нас именно такой любовью. Но Его любовь идет гораздо дальше – Он хочет сделать нас не просто получателями любви, не черными пятнами, которые только поглощают падающий на них свет, но светилами, которые способны дарить свет другим.
Для того, чтобы обрести ту вечную радость, для которой мы созданы, мы должны научиться быть утешающими, а не ищущими утешения, великодушными, а не требующими великодушия, внимательными, а не требующими внимания. Это нелегко, а без помощи Божией – совершенно невозможно, но мы должны научиться поступать прямо противоположно нашим привычкам.
Мы склонны оправдывать и защищать себя, но мы должны стать внимательными к своим грехам. Мы склонны преуменьшать чужие достоинства и преувеличивать недостатки, но мы должны научиться поступать наоборот.
Изменение своих привычек и характера – нелегкий труд. Это было бы безнадежной задачей – но когда мы беремся за нее, сам Бог действует с нами и в нас.
И место, где Бог это совершает – Церковь. В Церкви нам открывается возможность полюбить наших ближних – вот этих, реальных, живых людей с их немощами и недостатками. Научиться не смотреть на них взглядом прокурора, а принимать их с любовью, служить им со смирением – относиться к ним так, как мы хотели бы, чтобы другие относились к нам.
Если у Вашего ближнего нет недостатков, которые Вам следует великодушно терпеть, Вы никогда не научитесь великодушию. Хуже того, Вы никогда не обнаружите, что Вы его лишены и Вам следует ему учиться.
Поэтому запомните - этот невыносимый ближний здесь именно для Вашего спасения.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема