Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

"Есть ли в жизни в чудеса?" Светлый вечер с прот. Максимом Первозванским (27.10.2015)

"Есть ли в жизни в чудеса?" Светлый вечер с прот. Максимом Первозванским (27.10.2015)



У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала "Наследник" протоиерей Максим Первозванский.
Мы говорили о тех чудесах, которые творили Спаситель и апостолы, и о том, существуют ли чудеса вокруг нас сегодня, и как к ним относиться.

Ведущие: Алексей Пичугин и Лиза Горская

А. Пичугин

—  Дорогие слушатели радио «Вера», здравствуйте! Здесь, в этой студии, Лиза Горская...

Е. Горская

—  ...и Алексей Пичугин.

А. Пичугин

—  Программа «Светлый вечер». У нас в студии приветствуем отца Максима Первозванского — он клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследие». Отец Максим, здравствуйте.

Протоиерей М. Первозванский

— Здравствуйте.

А. Пичугин

—  Здравствуйте. Завтра на литургии в храмах будет читаться Евангелие от Луки, 37-й зачал (это 8-я глава). Там говорится о чудесах, вернее, о чуде, когда Христос вместе с учениками сел в лодку, чтобы переправиться на другой берег озера, и Спаситель во время этой переправы заснул, а тут, как назло, непогода. И ученики очень сильно испугались, что они утонут, лодка перевернется. И тогда, когда Христос проснулся, увидев панику, спросил... во-первых, запретил... написано: «запретил ветру и волнению, и перестали, и сделалась тишина», и тогда Христос спросил учеников, где же их вера. А они в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что ветрам повелевает, и воде повелевает, и повинуются ему?» Вот такое Евангелие будет читаться завтра за литургией, поэтому мы решили сегодня поговорить о чудесах. Ну, первый вопрос, который из вот этого маленького евангельского отрывка происходит у меня, по крайней мере, — ученики к тому времени уже какое-то время с Христом находились, поэтому они могли сделать какие-то выводы на тему того, кто же Он. И почему у них в очередной раз возникало удивление, когда они видели чудо, совершенное?..

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, вообще, Вы знаете, вопрос, с одной стороны, не праздный, а с другой стороны, к чуду привыкнуть невозможно, это совершенно точно. К чуду могут привыкнуть только люди, которые постоянно живут в пространстве этого чуда, то есть имеют, выражаясь высоким слогом, постоянное богообщение. И вот обычные люди — а апостолы, в общем, как бы ни звучало это по отношению к ним дерзко, в тот момент были совершенно обычными людьми... Хотя Господь был, вроде бы, все время с ними, но наша природа падшая так устроена, что для нас естественно то, что естественно, а то, что сверхъестественно, оно действительно относится к тому, к чему мы не привыкаем. Причем, не привыкаем не информационно. Информационно мы привыкнуть к этому можем. Мы можем ко многим вещам привыкнуть эмоционально. А вот к реальному какому-то такому богоявлению, к какой-то явной вот такой теофании привыкнуть невозможно в принципе, точно так же, как невозможно привыкнуть, например, к любви. «Знаете, как вот Вам не надоест любить свою жену?» Да не надоест, если я ее люблю  по-настоящему. Если у нас с ней какие-то другие отношения, то, наверное, быстро надоест, а если есть любовь,  то не надоест. Так и тут — в общем, привыкнуть невозможно. А потом, знаете, там вот, в церковнославянском языке используется слово «корабль», «море». На самом деле понятно, что это была лодка...

А. Пичугин

—  Лодка и озеро.

Е. Горская

—  Галилейское море.

А. Пичугин

—  Ну, так называют.

Протоиерей М. Первозванский

— Возникает, конечно, параллельный вопрос, как же Господь там спал — то есть ветер, буря, шторм, а он спит. Ну, в общем, это страшно. Это реально страшно. Тем из нас, кто вообще когда-нибудь видел крупные волны, это реально страшно. И поэтому когда вдруг по слову мгновенно буря исчезает, это, конечно, не относится к тем вещам, к которым можно привыкнуть.

А. Пичугин

—  Но тогда, в таком случае, они могли бы его разбудить, попросить...

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, собственно, что они и сделали. Просто, может быть... Ну, вообще я не специалист по морской навигации, по штормам, но, судя по тем описаниям, которые мы имеем, в тех краях и конкретно на этом озере...

Е. Горская

—  Речь идет об озере Кинерет.

Протоиерей М. Первозванский

— ...все достаточно быстро происходит. То есть это не то, что, знаете, как бывает... Это действительно налетел шторм, налетел шквал, и поэтому все довольно неожиданно — когда ты, вроде, плывешь нормально, а тут ты уже вот-вот сейчас будешь переворачиваться.

А. Пичугин

—  Ну, вроде бы, как смотришь на него — кажется, что оно не такое большое, это озеро. Ну я его тоже помню.

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, я не бывал в тех краях, но я бывал у нас в Карелии, где тоже много небольших озер. Плавал я там на байдарке еще во дни моей молодости. Должен Вам сказать, что вот даже карельские озера именно так и устроены — все время дует постоянный ветер в одну сторону, можно сесть и спокойно плыть, даже парус поставить. И вдруг налетают шквалы, которые, значит вот... Мгновенно волна поднимается, ни о каком выходе на озеро речи не идет. Поэтому, в общем, наверное, это примерно такая же ситуация.

Е. Горская

—  Вообще-то говоря, шторма на озерах даже страшнее, чем шторма на море зачастую, потому что в море волна имеет свое направление, а в озерах они могут как-то так отразиться от берегов...

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, как в корыте, да.

Е. Горская

—  ...и, в общем, имеют нерегулярное направление, это раз. А в озере Кинерет вообще эти бури постоянно, и, насколько я знаю, они там из-за резких перепадов температуры.

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, я, честно, ничего не знаю...

Е. Горская

—  Серьезная такая проблема.

Протоиерей М. Первозванский

— Вот я не буду сейчас надувать щеки и изображать из себя чего-то такое.

А. Пичугин

—  Я был там просто один раз в очень хорошую погоду... Ну, да ладно. Вы говорите, что к чуду привыкнуть невозможно, и в подтверждение, наверное, Ваших слов — все евангельские тексты, которые повествуют о многократных чудесах, совершенных Христов. Подразумевается, говорится даже, что о чудесах, совершенных апостолами. Но, в конце концов, все приходит к Гефсиманскому саду, когда Христос остается один, ученики разбегаются в страхе. Получается, что они не только не привыкают к чудесам, но эти чудеса их не убеждают. Или страх — он как бы выше ощущения чуда?

Протоиерей М. Первозванский

— Понимаете, вот совсем недавно мы с одним моим старинным знакомым и крестным моих детей, священником Новоспасского монастыря иеромонахом Иаковом вспоминали покойного владыку Алексия.

А. Пичугин

—  Наместника?

Протоиерей М. Первозванский

— Да, бывшего наместника Новоспасского монастыря. И вспоминали вот, просто так, сидя за столом... Он был духовником и меня, и его, и вот как-то... А вот что можно о нем вспомнить? И вот отец Иаков сказал замечательные слова — что ты каждый раз, когда к нему приходил, понимал, что он живет в другой реальности. И он давал тебе возможность к этой реальности прикоснуться. Поэтому не так много воспоминаний, где он что-то конкретное — вот он то-то сказал, вот он то-то чудо совершил, но каждый раз к нему приходя — с вопросом, без вопроса, — ты окунался в другую реальность. Ты выходил и оказывался опять в своей реальности — обычной, бытовой, да, обогащенной этим опытом общения, что-то поняв, что-то изменив. Но ты опять оказывался в своей реальности. Это дает... Он воспитывал этим. Мы, безусловно, изменились за какое-то длительное время общения с ним — за 15 лет общения. Мы дерзаем называть себя его духовными чадами. На самом деле я понимаю, что он действительно жил в другой реальности. Я мог к этой реальности через общение с ним прикоснуться. Но, приходя домой, я так же продолжал жить так, как я живу, и во мне точно так же все мои страсти — не только страхи, а вот все, что во мне как бы жило, кипело, бурлило и до сих пор живет, бурлит и кипит, оно продолжает быть, и поэтому при отсутствии вот этого контакта непосредственно с благодатью Божией мы превращаемся в то, во что мы превращаемся. Есть такая фраза — она очень много раз встречается, например, у Иоанна Дамаскина в «Точном изложении православной веры», что мы с Вами удобосклонны к греху. То есть наша с Вами человеческая природа живет, в общем, достаточно низменно. Удобосклонно — для нее естественны наши обычные человеческие реакции. Чтобы поднять себя до того, чего ждет от нас Господь, до подвига (не обязательно с большой буквы подвига, а просто вот двинуть собой немножечко хотя бы), требуется усилие. Особенно это легко, когда благодать Божия «немощная врачует и оскудевающая восполняет», как говорится в молитве рукоположения в священники. Но это любого человека касается. Когда Господь с нами, нам все легко. И, Вы знаете, я помню, я удивлялся — помню, у меня были какие-то периоды в жизни, когда действительно все легко. И ты легко осуждаешь других, у которых все не так легко. А потом, когда тебе самому становится так же сложно, думаешь: «Господи, как же я тогда мог это делать легко, без всяких усилий?» Вот это важный момент — что то, что нам в тот или иной период жизни кажется легким, естественным, совершенно не обязательно, что это наше, что оно нами как бы делается. Господь через нас что-то совершает, Господь через нас дает нам, собственно, силы. А в другой момент этого не будет. То же самое с учениками — Господь их вдохновлял, и они летали, что называется. Господь чуть-чуть отошел — вот эту самую богооставленность, если уж Вы заговорили про Гефсиманский сад, сам Иисус испытывал: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты меня оставил?» Это касалось всех, и учеников, в том числе. Когда мы размышляем, что у них в Гефсиманском саду очи отяжелели, они оказались сломлены сном... Я помню, еще я даже священником не был — как-то мне один из отцов, тогда совсем молодому юноше, говорил: «Представляешь, какая там была тьма, в этом Гефсиманском саду? Ее, — говорит, — наверное, можно было ножом резать». Понятно, что это такая как бы некий образ, что действительно, когда некая сила — в данном случае вражья сила — противостоит, а Господь от нас в каких-то своих промыслительных целях отходит, то у нас нету, по сути дела, никакой возможности этому противостоять, что и продемонстрировали апостолы в Гефсиманском саду. Они просто —  простите, я сейчас такое слово скажу, совсем все-таки... — вырубились. Там это сказано — что они заснули, что очи у них отяжелели, — они просто, вот выражаясь современным языком, просто вырубились и лежали, в общем, без чувств, не имею ничего в своем человеческом естестве, что бы этому противопоставить.

А. Пичугин

—  Но, с другой стороны, если продолжать разговор о чудесах, как о таковых чудесах, зримых, мы читаем о том, что Спаситель воскрешал мертвых, о том, что потом апостолы воскрешали... А зачем вообще надо было кого-то воскрешать, если человек в итоге все равно умрет?

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, здесь есть несколько моментов — для чего нужно умирать, для чего нужно болеть, для чего нужно быть богатым или бедным. Тут у каждого человека, и у групп людей, и у народов, и у человечества в целом есть свой путь. Это, мне кажется, важнейшее вообще слово, о котором надо задумываться, что путь — это то, что... Знаете, как говорят — «знать свой путь и пройти его не одно и то же». То есть мы идем каждый своим путем, группы людей, народы целые идут своими путями, семьи, например, если более маленькие группы брать. И на этом пути встречаться могут с нами и происходить самые разные вещи, которые нас изменяют. Вот ты сделал грех — ты изменился, ты сделал какой-то добрый поступок — ты тоже изменился, в одном случае — в одну сторону, в другом случае — в другую сторону. Тебя настигла какая-то болезнь — ты меняешься, не только физически болея, но ты внутренне меняешься, нравственно меняешься, духовно меняешься. То же самое происходит, когда человек умирает. То же самое происходит, когда свершается какое-то чудо. Греки говорили о... было у них такое слово, нами сейчас тоже употребляемое — «катарсис». То есть, фактически, что такое катарсис? Это когда человек... Собственно, а что происходит при крещении, например, тоже? Мы как бы умираем для того, чтобы воскреснуть со Христом. То есть вот этот момент умирания и последующего воскрешения (я сейчас не имею в виду физиологическое, буквально то чудо, о котором Вы начали говорить, а почти умирание. Оно необыкновенно важно. До тех пор, пока у человека есть что-то свое, он будет за это свое цепляться. Когда у него своего ничего уже нет, то у него есть возможность принять Бога. Мы, собственно, все немножко принимаем Бога, но немножко, всегда оставляем что-то свое. Вот это моя зона ответственности, а вот сюда, Господи, мы Тебя пускаем. Чем глубже человек как бы падает — я не имею в виду даже нравственно, хотя и нравственно тоже иногда бывает, чем ниже он опускается, чем меньше у него своего остается, чем меньше он может рассчитывать на свои силы, тем легче Господу войти в его жизнь. Поэтому вот этот образ смерти и воскресения имеет одно значение для самого мершего и воскресшего, другое — для тех, кто этому был свидетелем. Это же колоссальное чудо! Вот я никогда не присутствовал при подобном. При исцелениях невозможных больных — то есть я был свидетелем в своей священнической практике, но вот воскрешения мертвых ни разу не видел.

А. Пичугин

—  Ну, а кто-то видел? Мне кажется, что никто из современников наших, скорее всего, этого не видел.

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, другой вопрос — почему?

А. Пичугин

—  Часто они происходят там за последние полторы тысячи лет?

Протоиерей М. Первозванский

— Чудо всегда имеет конкретный смысл. Мне кажется, что... Вот вспомните фильм Кустурицы «Жизнь как чудо», да? Вот вообще в моей личной жизни вот таких явных чудес очень немного. Я могу вспомнить какие-то сверхъестественные вещи, происходившие в моей жизни, но я точно чувствую и знаю, что вообще вся моя жизнь — это вообще удивительным образом чудо. То, что я живу, здесь сижу, пришел куда-то, еще что-то, жена, дети — все это просто чудо. Я это буквально всем существом своим ощущаю. Мне чудеса не нужны. «Иудеи знамения просят», — есть такие слова Христа из Евангелия. «Эллины премудрости ищут, а иудеи знамения просят». То есть для чего нужно знамение? Чтобы уверовать, да? Господь в разные времена и разным людям давал разные знамения.

Е. Горская

—  Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер», и сегодня у нас в гостях священник Максим Первозванский. Мы говорим о чудесах. Вот, отец Максим, Вы сказали такую вещь, да? Во-первых, с одной стороны, Вы сказали, что Вам чудо не нужно. Потом мы тут употребляли такое словосочетание — «колоссальное чудо». А вот чудеса — они же не обязательно колоссальные, такие явные, зримые — воскрешение мертвых, преложение воды в вино. Их же полно, мне кажется, маленьких в нашей жизни, мини-мини, но они все равно сверхъестественные.

Протоиерей М. Первозванский

— Большинство чудес так устроены, что их можно по-разному интерпретировать. Их можно интерпретировать как чудо, их можно интерпретировать как случайное стечение обстоятельств. Ну вот, например, у меня в жизни было такое чудо — помню, лет 15 уже назад с квартирой были всякие сложности. Я должен был обязательно успеть приехать в соответствующую комиссию по делам детей, опеки и попечительства. Я ехал на электричке и опаздывал на два часа. То есть там было пять часов вечера, а я все равно ехал и читал «Акафист блаженной Матроне». Я приехал — оказалось, что нужная женщина задержалась там на два часа, и, больше того, она вдруг меня приняла и вдруг все, что нужно, мне выдала, а это был последний день, когда мне нужно было это выдать. То есть это все «сшилось», я читал «Акафист блаженной Матроне». Я глубоко убежден, что блаженная Матрона мне помогла в этой ситуации.

Е. Горская

—  Я думюа, что у каждого в жизни  таких бытовых чудес обычно как бы...

Протоиерей М. Первозванский

— Да, я специально привел как какое-то не какое-то вот такое... Но это действительно чудо, которое мне было очень нужно и которое свершилось.

А. Пичугин

—  Есть даже...

Протоиерей М. Первозванский

— Но его можно ведь и по-другому интерпретировать. Можно сказать6 «Ну, да, действительно, у них много работы, они задержались.

Е. Горская

—  «Совпало».

Протоиерей М. Первозванский

— Да, «и все это совпало». И никому доказать это невозможно.

А. Пичугин

—  А есть без чтения «Акафиста блаженной Матроне», безо всякой молитвы?

Протоиерей М. Первозванский

— Еще больше. Еще больше.

А. Пичугин

—  Просто вот происходят какие-то вещи, которые так совпадают, что верующий человек за этим видит промысел Божий.

Протоиерей М. Первозванский

— Да, да-да.

А. Пичугин

—  Для неверующего человека в этом вообще никакого чуда не будет. Я как раз в поддержку Ваших слов — мне лично очень нравится вот эта позиция, что, скажем, Вам, мне, Ивану Петровичу, не знаю, как Елизавете, чудо не нужно...

Е. Горская

—  Я бы не отказалась.

А. Пичугин

—  Мы всегда, с одной стороны, ждем чуда. Правда ведь? Мы всегда хотим, чтобы... Кто-то из знакомых, например, не дай Бог, тяжело заболевает — мы всегда хотим, чтобы совершилось чудо, даже когда мы говорим, что чудо не нужно. Мы всегда хотим, чтобы это чудо свершилось и человек выздоровел, с одной стороны. С другой стороны, когда я смотрю на какие-то очень длинные очереди, которые приводят к мощам, ну, в каком-то таком, может быть, неправильном снобизме я всегда рассуждаю: «Ну как, ну чего, ну зачем? Лучше бы на литургию сходили, просто на службу, чем стояли бы во эту длинную восьмикилометровую очередь».

Протоиерей М. Первозванский

— Вы знаете, вот когда мы говорим, что «чудо нам не нужно»... Я хочу пояснить немножко сейчас свою позицию. Я вообще боюсь чудес. (Смеется.)

А. Пичугин

—  Я тоже боюсь.

Протоиерей М. Первозванский

— В каком смысле — «боюсь»? Потому что я... Не в смысле даже — ложных чудес, это отдельная тема — чудеса истинные и ложные. Я боюсь чуда, потому что невозможно и неправильно быть участником чуда (не свидетелем даже, а вот участником чуда) и остаться таким, каким ты был до этого. И поэтому люди, которые стоят эти восьмичасовые... Помните, в какой-то момент пик очереди к Поясу Богородицы — 25 часов они стояли. 25 часов! То есть больше суток. Это для них действительно было неким актом, который их изменил. Я не знаю, совершилось ли в их жизни какое-то чудо после стояния в этой очереди, но они сами точно уже изменились тем фактом, что они там 25 часов простояли. И ведь Господь всегда «здесь, той же и вовеки», сказано в Священном Писании. То есть Господь всегда с нами, и Ему как бы не нужно даже к нам как бы приближаться, хотя мы и говорили, что Он удаляется, приближается. Но сказано немножко как бы относительно. Нам необходимо-то! Когда мы причащаемся — это от слова «часть», Господь преподает нам Себя всего  целым, а мы Его принимаем от-части, настолько, насколько оказываемся способными принять. И вот когда мы употребляем какие-то усилия, когда мы стараемся, просим что-то, когда мы действительно как бы раскрываем свое сердце к Богу и меняемся... Либо не раскрываем, либо не меняемся, и тогда вместо такого позитивного изменения в нас возрастает, простите, цинизм. В нас возрастает тот самый комплекс гробовщика или могильщика.

А. Пичугин

—  Ну, Вы знаете, я...

Е. Горская

—  А что это за комплекс, извините?

А. Пичугин

—  Ну, Вы знаете, вот есть люди, которые боятся ходить на кладбища или, там, например, благоговейно переживают каждый свой поход куда-то там. А те люди, которые каждый день закапывают покойников, они не испытывают никаких чувств по отношению... И, Вы знаете, вот это вот...

А. Пичугин

—  Я вот немного о другом пытаюсь спросить. Смотрите: с одной стороны, мы знаем, что «Господь намерения целует». Конечно, очень хорошо, что у людей возникла какая-то внутренняя потребность приобщиться к части христианской культуры, под которой мы, в том числе, подразумеваем христианские святыни, — прийти и прикоснуться. Но, с другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что для многих людей церковная... даже не церковная жизнь, а их церковное бытие ограничивается вот именно такими подходами к святыням, постановкой свечки... Это все хорошо...

Протоиерей М. Первозванский

— Я хорошо понимаю Ваш пафос, честное слово.

А. Пичугин

—  Да я не про пафос совершенно, смотрите. С одной стороны, это хорошо. А с другой стороны, мы же понимаем, что Церковь — не про это, и Христос тоже не об этом.

Протоиерей М. Первозванский

— Я правда хорошо Вас понимаю и сам на этот счет сказал, наверное, много разных всяких проповедей и текстов написал. Но, с другой стороны, в какой-то момент я, может быть, стал старше, ленивей, более снисходительным, в каком-то смысле, к людям. Я понимаю, что если человек хоть какой-то частью себя прикасается хоть к какой-то части церковной жизни, это уже неплохо. Этого мало, этого недостаточно категорически...

А. Пичугин

—  Вот я в первой части вопроса об этом сказал.
Протоиерей М. Первозванский

— ...но осуждать это я не могу. Вот готов человек... Вот он живет просто, понимаете? Как бы обычные люди живут очень просто. У них жизнь, собственно, изо дня в день совершенно одинаковая — встал, позавтракал, отправил детей в школу, пошел на работу, там поболтал, тут чего-то такое, там где-то потрепался, покурил, в конце недели отдохнул, выпил, вечером сериал посмотрел. Так изо дня в день, из года в год вот такая какая-то бытовуха, простая рутина, которая, там, прерывается каким-то отпуском, может быть, который, на самом деле, по большому счету, ничуть не интересней. И вдруг у человека, оказывается, чего-то там есть в душе, чего-то ему свербит, и он думает: «Ага! Я хоть...» И он чем-то, хоть как-то готов выйти за пределы своего этого бытового мира и к чему-то там прикоснуться.

А. Пичугин

—  Совершенно согласен. Я тоже так радуюсь.

Протоиерей М. Первозванский

— Меня больше пугают не эти люди, которые раз в год или раз в жизни приходят ставить свечки.

Е. Горская

—  Угу.

Протоиерей М. Первозванский

— Меня пугают люди, которые ходят, условно говоря, в храм каждую неделю, и их жизнь ограничивается этим. То есть если у человека как бы потребность, реализуемая в жизни в какой-то духовности, еще в чем-то — она большая, но она сводится к этому. Вот это страшно. А если у человека нет этой духовной потребности, то неудивительно, что она проявляется в каких-то понятных, простых формах, которые можно пощупать, потрогать, и Господь вдруг этих людей принимает.

А. Пичугин

—  Господь всех принимает.

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, понятно. Но он как бы дает им ответы, чудеса совершаются...

Е. Горская

—  Почему вопрос пугает, когда люди ограничиваются еженедельным посещением храма, можно поподробнее?

Протоиерей М. Первозванский

— Не-не-не, я, может быть, не так не выразился, или Вы меня не так поняли. Когда человек ходит в храм еженедельно, но его интересуют только, там, мощи, святыни, поставить свечку, о чем мы сейчас, перед этим, говорили, но у него нету там, допустим, в настоящий момент...

Е. Горская

—  Но это обрядоверие?

А. Пичугин

—  Это обрядоверие, но у нас порой, порой...

Протоиерей М. Первозванский

— Да, такое вот обрядоверие есть, и больше ничего нет.

Е. Горская

—  А что должно быть?

(Пауза.)

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, Вы серьезно?

А. Пичугин

—  (Смеется.)

Е. Горская

—  Ну да, серьезно.

Протоиерей М. Первозванский

— Да нет, ну, конечно, у человека как бы... Мы для чего ходим в храм вообще, для чего, собственно, в чем наша духовная жизнь? Только молитва, да? Молитва — это возношение ума и сердца к Богу, если так совсем по-простому. То есть мы приходим в храм для чего на Божественную литургию? Для того, чтобы таинству причастия, взойдя к горнему, причаститься, изменить свою жизнь, выслушав, там, допустим, проповедь, как-то стать нравственнее, очистить свои чувства. Ну, то есть это целый процесс. Сейчас там... Я понимаю, что Вы так простым вопросом, вроде бы, меня так к стенке — раз! — прижали: для чего мы ходим в храм, да?

Е. Горская

—  Про внутреннюю жизнь Вы говорите.

Протоиерей М. Первозванский

— Что да, человек должен жить некоей внутренней духовной жизнью. Он должен вести борьбу со страстями, он должен стремиться действительно очиститься ради встречи с Господом. Он должен искренне...

Е. Горская

—  Но мы же не можем со стороны, визуально определить, вот человек живет внутренней жизнью или нет.

Протоиерей М. Первозванский

— Конечно, не можем.

Е. Горская

—  Вот все приходят в храм и стоят одинаковые там.

Протоиерей М. Первозванский

— Поэтому мы и ставим некие диагнозы не конкретному Ивану Ивановичу, что было бы осуждением, а мы говорим о некоторых тенденциях, когда людей в православии интересует какая-то вот такая обрядовая сторона и мало интересует все остальное.

А. Пичугин

—  Но, к сожалению, у нас даже некоторыми священнослужителями это культивируется. Читаешь брошюрки, какие-то статьи, еще где-то, какого-то условного совершенно отца Ивана Иванова, который все время говорит: «Вот я шел по улице, солнышко, выглянуло, радуга — чудеса Господни, все это чудеса». И это уже сам посыл... С психологической точки зрения, этот посыл направлен на то, что человек должен во всем... Наверное, да, вообще весь мир создан Богом.

Протоиерей М. Первозванский

— Вот эта фраза меня не пугает — что солнышко выглянуло и чудеса. Она меня точно не пугает.

Е. Горская

—  Но почему?

А. Пичугин

—  Ну, Вы понимаете, о чем я хочу сказать.

Протоиерей М. Первозванский

— Да, и то, о чем... Я еще все-таки сейчас вернусь к тому, о чем мы с Елизаветой говорили, чтобы мы как бы завершили этот кусочек.

А. Пичугин

—  Ну, да, хорошо. Потом я скажу.

Протоиерей М. Первозванский

— Потому что жизнь — она на самом деле длинная, и ничего... Опять, я самого себя хочу скорректировать, что ничего страшного нету, если на определенном этапе жизни человек вдруг открыл для себя, допустим, блаженную Матрону и конкретно ее мощи в Покровском монастыре, ездит туда раз в неделю, привозит туда букетик цветов, отстаивает эту очередь. Это совершенно нормально. Нормально, но это не все, вот так я бы выразился. Это не все, и если только этим жизнь духовная человека вообще и ограничится — не сейчас ограничивается, а вообще ограничится, — то, наверное, этого мало.

А. Пичугин

—  (Смеется.) Возвращаясь к этому моему любимому, совершенно метафизическому отцу Ивану Иванову, который пытается... Он зачем-то же об этом пишет, и он культивирует в своей пастве, в тех людях, которые прочитают эту брошюрку, посыл за каждым явлением видеть чудеса.

Е. Горская

—  Так это...

А. Пичугин

—  Секунду. И все приходит к тому, что за каждым физическим явлением, которое объясняется законами физики... Мы, верующие люди, понимаем, что мир сотворен Богом, верим в это, но это же не повод в каждом, не знаю, законе физики видеть чудо! Есть какие-то, я не знаю... Есть дневники Шмемана, есть какие-то книги священников, которые рассуждают совершенно светским языком. Но ты понимаешь, что за этим стоит такая глобальная вера!

Е. Горская

—  Но чудо ли абстрактное отец Иван Иванов попросит нас видеть за этим или просто руку Творца?

А. Пичугин

—  Нет, он чудо просит видеть, он культивирует вот это желание во всем видеть чудо.

Протоиерей М. Первозванский

— Вы знаете, я в прошлом физик... И вообще как-то у меня вот лично мой путь, в том числе какой-то просветительский, может быть, журналистский, и то, что мы делаем в журнале у себя, — как раз, наоборот, я всегда стараюсь объяснить то, что можно объяснить без участия непосредственного Божественного творения, без него. Вот то, что в жизни происходит просто само собой — по промыслу Божию, конечно, и прочее, можно объяснить, и не нужно обязательно везде объяснять все там, да?.. Ну, я уж не говорю про такие вещи, как не нужно объяснять июльский гром тем, что Илья-Пророк на колеснице по небу едет. Понятно, что это объясняется по-другому. Но при этом, если говорить о некоей такой радости, о том, что... Вот у меня теща моя любимая — она как раз принадлежит, будучи человеком с высшим образованием и все, наоборот, принадлежит к тем людям, которые бы очень хорошо поняли отца Ивана Иванова Вашего, что она все время не упускает даже случая вслух об этом сказать. Это даже иногда, прости Господи... я думаю, она не слушает нашу передачу... меня раздражает.

Е. Горская

—  Слушает-слушает!

Протоиерей М. Первозванский

— Когда она действительно в каждом... Вот она все время Бога поминает — вот по каждой такой вот мелочи, что ее это радует.

Е. Горская

—  Это женская эмоциональность.

Протоиерей М. Первозванский

— Это здорово! Да, женская эмоциональность. Я говорю, я ее никоим образом в этом смысле не осуждаю, ничего. Вот она видит красивый цветочек: «Как премудро Господь все сотворил! Здорово!» «А сегодня день хороший!» «Ой, а посмотри, какого цвета синее небо! Как же Господь о нас все-таки заботится, дает нам такую радость, как посмотреть на этих самых...»

Е. Горская

—  Так разве это плохо?

Протоиерей М. Первозванский

— Здорово. Я не осуждаю. Наоборот, говорю: да, здорово. В таком вот поэтико-метафизическом каком-то смысле, если человек это видит, чувствует — здорово. Но это непростое чувство. Его легко, знаете, как есть... в сюсюканье какое-то превратить. Я, может быть, не могу сейчас подобрать какое-то правильное слово...

Е. Горская

—  Гиперболизировать это?

Протоиерей М. Первозванский

— ...когда вот человек как бы себя начинает подпитывать сам, накачивать вот этими какими-то вещами. То есть, с одной стороны, это помогает удержать веру — ты постоянно в явлениях окружающего мира, и даже кто-то из старцев об этом писал, я не могу сейчас вспомнить, что «старайся во всем, что тебя окружает, видеть Руку Божию, это позволит тебе сохранять тебе живую веру». Это хороший правильный совет. Вот я вижу Вас и думаю — как вот Господь премудро Вас сотворил, как здорово, что и мужчина, и женщина, сотворил их. Вспоминаю, значит, слова из Священного Писания. Это помогает мне вообще как-то так... Знаете, как отец Артемий Владимиров в свое время говорил: «Необходимо, чтобы ум плавал в словах Священного Писания».

А. Пичугин

—  Он умеет!

Протоиерей М. Первозванский

— Он умеет так красиво выразиться.

А. Пичугин

—  А мы постараемся в следующей части нашей программы через минуту, не переключайтесь. Отец Максим Первозванский, Елизавета Горская, я — Алексей Пичугин.

Итак, мы возвращаемся в эту студию. Здесь отец Максим Первозванский, клирик Московского храма Сорока Севастийских мучеников главный редактор журнала «Наследник», Лиза Горская, я — Алексей Пичугин. Говорим о вере и чудесах.

Е. Горская

—  Отец Максим, а вот Вы в начале нашей программы сказали такую вещь, что вот у каждого человека есть свой путь, и вот знать свой путь — не значит его пройти. А у меня в связи с этим вопрос: что это значит — знать свой путь, как можно его узнать, и можно ли его пройти, не зная его?

Протоиерей М. Первозванский

— (Смеется.) Ну, вообще, Вы знаете, конечно, в народе Божьем большая есть такая потребность, особенно когда, вроде бы, и возможности такие — ну, не вокруг вообще рассыпаны, но есть, — действительно узнать волю Божию о себе. С этой целью вообще существовал в древне Израиле институт пророков, который возвещал волю Божию, сейчас у нас есть старцы, к которым можно так или иначе приехать и спросить, а что делать в сложной ситуации: налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — женишься, а прямо пойдешь — в монастырь надо идти, и так далее. То есть люди часто хотят знать, как им жить дальше. А Господь некоторым открывает, а некоторым не открывает. И всегда возникает вопрос, а почему вот это, во-первых, так все где-то так вот скрыто, и так непросто туда попасть, а если и попал, не обязательно получишь ответ. Почему нельзя просто Господу каждому разослать — как, знаете, налоговые уведомления к нам недавно ко всем приходили, чтобы мы заплатили налоги до 1 октября, и каждый знает, какой у него налог, сколько он должен заплатить и так далее. А почему каждому не сказать, что он должен делать? Вот, казалось бы, тебе — в монастырь, тебе — жениться, тебе — работать.

Е. Горская

—  А мы, вроде как, свободные...

Протоиерей М. Первозванский

— А мы, вроде как... Нет, ну Господь же не... А вот в том-то все и дело, что да, мы свободные, и поэтому... Ну, а знать почему же мы не можем? Знать же — не заставлять делать! Дело же не в том, что Господь нас заставит это делать! Но Он скажет, как нам лучше. Ведь мы что хотим знать? Как нам лучше. Вот у меня сейчас есть один знакомый молодой человек — он никак не может определиться. И это типичная ситуация, у меня таких молодых людей было в истории как бы... Ну, и они всегда будут. И тяга есть к монашеской жизни, и, вроде как, даже и девушка есть. Но вот есть сомнения и нет решения. Потому что, собственно, мы серьезные решения в нашей жизни, как верующие, так и атеисты...

А. Пичугин

—  ...голову включаем.

Протоиерей М. Первозванский

— ...мы всегда принимаем, исходя из ощущения, что это так вот надо и правильно. Вот сложно жениться вот так вот, не думая и не чувствуя, что это правильно.

А. Пичугин

—  Но ведь получается, что молодой человек...

Протоиерей М. Первозванский

— Трудно стать монахом...

А. Пичугин

—  ...пытается на Ваши плечи переложить ответственность!

Протоиерей М. Первозванский

— Он меня об этом даже не спрашивает. Просто вот я знаю, мы с ним беседуем... Он не требует от меня ответа.

А. Пичугин

—  А то ведь многие приходят и говорят: «Батюшка, благословите — либо замуж, либо жениться, там, не знаю, либо в монастырь».

Е. Горская

—  Леш, но это другая тема.

Протоиерей М. Первозванский

— Я всегда говорю: «Давай подождем». То есть вот «подожди». Раз нет решения, будем ждать. Нельзя — если время есть и возможность такая есть — принимать серьезные решения в жизни, не будучи уверенным, что ты, в общем, поступаешь правильно. Не обязательно хорошо, с точки зрения для себя, но это будет правильно. И поэтому люди часто этого ответа ждут — «а как мне поступить правильно?» И, казалось бы, неужели сложно Господу нам всем объяснить, как Алексею правильно поступать, как Елизавете правильно поступать, как отцу Максиму правильно поступать? Но Господь не говорит. И не просто потому, что мы свободны, как вот Вы, Елизавета, сказали, а потому, что Он, видимо, знает — видимо, я за Бога не знаю, — что мы все равно будем поступать по-другому. Мы все равно будем поступать как-то по-своему, и в этой ситуации, мне кажется, знать и не поступать гораздо хуже, чем не знать и поступать. И, плюс к тому, иногда нам действительно нужно ответ найти самим. Иногда в самом поиске правильного ответа и есть какой-то смысл данного отрезка нашей жизни. Потому что, ища ответ, мы сами, опять-таки, меняемся — то, о чем мы говорили, когда мы говорили о пути. То есть мы меняемся. Мы ищем, и бывает, ответ — вот он, на поверхности лежит, но мы его не видим. А почему мы его не видим, да? А потому что мы не готовы его увидеть, мы не хотим по-настоящему его увидеть. И смысл в том, что да, с нами должно что-то произойти — нам должен кирпич на голову упасть, мы что-то должны потерять или приобрести, иногда банально вырасти, иногда какие-то книжки почитать, может быть, перед этим, может быть, какие-то беседы иметь перед этим. То есть мы должны меняться и оказаться готовыми, допустим, к принятию своего пути.

А. Пичугин

—  А выражен ли он через какое-то влияние в жизни, через старца?

Протоиерей М. Первозванский

— Может быть выражен. Может быть выражен через какой-то знак. Может быть не выражен — то, о чем вот Вы, Елизавета, говорили, — можно ли пройти путь, не зная его.

А. Пичугин

—  А можно банальный вопрос «в лоб»? Многие мы с этого начинали — ездить по старцам, пытаясь выяснить какой-то свой путь особый или что дальше будет и как поступать. А надо ли это делать? Ну, вот зачем, вернее, люди?.. Насколько это необходимо?

Е. Горская

—  Вот у меня тоже, на самом деле, есть этот вопрос, потому что многие люди так нацелены изначально на старца. А мне всегда казалось: ну вот есть набор одних заповедей, есть набор других заповедей, и, в принципе, может быть, начать сначала с этого, привести свою жизнь в соответствие с ними, и если нет, тогда...

Протоиерей М. Первозванский

— Нет, это понятно. Просто иногда бывает нужно принимать решение. У меня было в моей собственной жизни несколько таких вот эпизодов общения со старцами, к которым мне пришлось прийти после года попыток разрешить ситуацию по-другому, понять правильное решение. И именно поход, в частности, к отцу Кириллу... Он за пять минут общения полностью прочистил мне душу и мозги, и я ясным образом увидел ответ. Такое бывает. А бывает... Вот мой первый поход, я помню тоже, в Троице-Сергиевой лавре... Я приехал... Сейчас не время долго об этом рассказывать... Чудесным образом, несмотря на то, что там была очередь на несколько суток, меня провели к старцу, я видел во всем какое-то удивительное чудо — меня вдруг старец зовет. Значит, привели в келью, он там исповедует людей. ЯЧ слышу, как они говорят, как он говорит. Доходит очередь до меня — звенит звоночек, старец уходит, благословляет меня и говорит, что приема сегодня больше не будет. А потом, когда я вернулся к себе домой, в Москву, подхожу к духовнику, говорю: «Вот так вот я съездил», а он говорит: «А ты зачем ездил-то?» Я говорю: «Ну, посмотреть хотел, наверное, если честно». — «Ну, посмотрел!»

(Смеются.)

Протоиерей М. Первозванский

— То есть как бы если мы понимаем, что это не лжестарец (а такого, к сожалению, тоже хватает в нашей жизни), что это не какое-то шарлатанство, не еще что-то такое, и Господь там реально присутствует, то саму пользу от соприкосновения с Божьим человеком, безусловно, человек, приехавший туда, может получить, не обязательно получив ответ. Это то, о чем я говорил. То есть человек может прикоснуться к иной реальности — к человеку, который живет в Боге и с Богом. От него буквально вот — я вообще не мистик, поверьте — исходит благодать. Когда ты прикасаешься действительно к любви, когда ты видишь этот взгляд, когда ты слышишь этот голос. Не важно. что он тебе сказал. Тебе действительно что-то, то, что мешает в душе, то, что наросло, то, что там непонятно — оно куда-то исчезает, и ты ясным образом получаешь возможность себя увидеть, Бога, свое место в мире. То есть возникает такое какое-то вот... Действительно, как вот вантузом тебя прочистили, как засор в унитазе, и ты как-то можешь спокойно жить дальше. А иногда правда ответ нужен, и нет ответа. Вот знаете, когда ты думаешь: «Вот я сейчас буду заповеди исполнять, я ответ получу». А вот надо мне жениться, а нет уверенности. Вот нету. Вот как? Это же главный вопрос сейчас для молодых людей всегда — а как, какое правильное устроение нужно иметь, чтобы, например, жениться?

А. Пичугин

—  Ну почему...

Протоиерей М. Первозванский

— Или какое правильное устроение нужно иметь, чтобы, допустим, в монастырь пойти?

А. Пичугин

—  Но почему на этот вопрос должен ответить некий священник?

Протоиерей М. Первозванский

— А Вы поймите, это не аналитический ответ, Алексей! Это не то, что он тебе на бумажке напришет, там, «да», это не гадание на кофейной гуще, это не еще что-то. Вот я еще раз попытаюсь сказать то, что сказал секунду назад: соприкасаясь с божественной реальностью, человек, являемый через старца... Как правило, люди не получают ответ «да» или «нет». Помните, как у Толкиена: «Спроси у эльфа совет — получишь в ответ ни «да», ни «нет». Вот примерно то же самое. Это не значит, что старец тебе точно скажет, что ты должен делать. Но, скорее всего... У меня, по крайней мере, такого не было. Вот мне, например, тот же самый отец Кирилл прочистил мозги, задав несколько наводящих вопросов. Я ему сбивчиво и быстренько, понимая, что он очень занят, в две минуты рассказал свою ситуацию, и он меня переспросил: «А вот это так говоришь?» Я говорю: «Так». — «А вот это говоришь вот так?» Я говорю: «Да, вот так говорю. Батюшка, я все понял. Я поехал».

Е. Горская

—  (Смеется.)

Протоиерей М. Первозванский

— То есть он мне задал два наводящих вопроса, я все понял и уехал.

Е. Горская

—  Я один раз...

Протоиерей М. Первозванский

— Никто не насиловал мою волю, никто не принимал за меня никаких решений, понимаете? то есть это просто было вот... И не то что он мне даже интеллектуально помог. Я же всю эту ситуацию, я говорю, год мучился, сто раз пропустил через мозги, с десятком людей обсуждал, как мне правильно поступить, с духовником своим обсуждал, который был человеком, безусловно, великих духовных дарований. А вот такой простой... это будет даже не ответ — это просто вот я пришел, и здесь Господь, и я все понял.

Е. Горская

—  Раз мы коснулись темы лжестарцев, может быть, стоит пару слов сказать о том, что это за явление такое и как, если есть возможность, можно уберечься от такой ошибки — от попадания к лжестарцам, следования лжесоветам и так далее?

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, Вы же понимаете, что это как бы ситуация, когда есть у нас тут, в храме, в монастыре или еще где-то, в скиту, типа, старец, это же крайне выгодное коммерческое предприятие.

А. Пичугин

—  Ну, да, естественно.

Протоиерей М. Первозванский

— К Вам будут ездить автобусами, Вам тут даже не то, что какие-то пожертвования большие будут оставлять — да просто на свечках Вы тут храм отреставрируете вообще и всем... То есть понятно, что это... И в этом таком желании, имении старца есть некий соблазн, да и у нас, в общем, тоже духовенство-то — люди все обычные, в общем. И поэтому искушений может быть много. И когда ты вдруг решаешь, что ты волю Божью знаешь и можешь тут налево и направо благословения о жизни и смерти раздавать, могут быть люди, которые и в прелести пребывают... То есть не то, что они такие подлые уж на самом деле и вот хотят всех обмануть — они действительно думают, что Господь с ними. Есть и просто шарлатаны. Разного рода люди бывают, но, как и во все времена, признак лжестарца, собственно, всегда очень похожий, точно так же, как... Как отличить истинное от ложного, Бог это или не Бог? Во-первых, если, действительно, твою волю у тебя отнимают, если тебя заставляют делать так, так и так и пугают страшными карами, если ты так не поступишь... Если денег у тебя просят...

А. Пичугин

—  Классный психологический пример! Прием, вернее.

Протоиерей М. Первозванский

— Нет, конечно, понятно, что ты, приезжая с открытой душой и с полной верой в конкретного человека, получая конкретный совет в категорической форме... очень сложно ему противостоять. Вообще, по-хорошему, нужно информацию собирать прежде, чем Вы куда-то едете, не из одного источника. Не то, что вот на приходе Вам баба Клава сказала: «Ты знаешь, вот я знаю, в деревне Анисино есть такой отец, он удивительно прозорливый старец, он всем нам помог», и все такое прочее, — и ты тут же в автобус — и поехал, да? Вот так делать не надо. Торопиться... Вообще, в духовной жизни, как отцы говорили, нужно «с пожданием» какие-то такие серьезные решения и шаги предпринимать. Нужно помолиться, на худой конец, просто себя крестным знамением осенить, почитать «Да воскреснет Бог!» — вдруг бесовщина вообще какая-то в явном виде? Опять-таки, понять: а тебе это надо сейчас или тебе это не надо? Я вообще противник просто такого ездинья по старцам действительно без нужды. Опять-таки, знаете, как говорят, «в храм входя, шляпу снимают, а не голову». Дело это серьезное. Есть, я говорю, несколько таких простых признаков (два из них я уже назвал), которые явно свидетельствуют о том, что не надо. Опять-таки, действительно, вот такое свидетельство от самых разных людей из самых разных групп, вот если говорить... «Вот это вот наш, деревенский, только для наших, для своих», такая секточка какая-то есть вокруг этого старца — это плохой признак. Понимаете? Если, например, мы знаем, что этот человек не только любимый народом священник, а еще, по совместительству, и духовник патриарха, как архимандрит Кирилл был духовником покойного патриарха Алексия, и действительно там братия Троице-Сергиевой лавры его своим духовником почитает, и мы понимаем, что это вот... что, по крайней мере, чего-то плохого ты тут точно не получишь. Не то, что ты обязательно получишь то, что ты ждешь, и твоим страстям, слабостям и пожеланиям тут потакать не будут, если тут часто бывает так — особенно богатых людей раскручивают на таких старцев. Если ты чувствуешь, что «старец» в кавычках действительно готов тебе во всем угождать, что у тебя есть какой-то грех явный, ты сам переживаешь его, а он говорит: «Да ерунда! У всех... Все мы люди...», еще что-нибудь, то есть как бы не требует от тебя меняться, то есть не говорит какие-то понятные и простые вещи, о чем говорила Лиза — что есть заповеди Божии, что их надо исполнять... В общем, собственно, в нравственном смысле старец ничего нового-то нам предложить, опять-таки, не может. И главное свидетельство истинности старца — это действительно какое-то прочищение собственной души и мозгов.

А. Пичугин

—  Отец Максим Первозванский, клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников, сегодня у нас в гостях здесь, в программе «Светлый вечер». Про благодатный огонь — такая странная, спорная довольно тема. Но, тем не менее, когда речь заходит о чудесах и когда говорят: «Ну где же чудеса в нашей жизни?», обычно вспоминают не евхаристию, а благодатный огонь. Но мы-то тоже на самом деле его не видели.

Протоиерей М. Первозванский

— Вы знаете, я смотрю каждую Великую Субботу... Я как раз к часам двум, когда у нас идет трансляция по телевидению в Великую Субботу, уже приезжаю, стараюсь, из храма, на куличах, пытаюсь попасть в первую очередь, и меня отпускают, потому что в нашем приходе, кроме меня, священники — двое монахов, а я семейный. Вот они, значит, остаются на попозже, а меня отпускают уже где-то в районе часа, может быть, двух. Я успеваю как раз приехать домой, и мы всей семьей смотрим схождение Благодатного огня и очень радуемся — вот единственное, что я могу сказать по этому поводу. Рассуждать о том...

А. Пичугин

—  С зажигалками туда ходят, нет?

Протоиерей М. Первозванский

— Нет, честно говоря, для меня это вторичный очень вопрос.

Е. Горская

—  А это важно вообще?

Протоиерей М. Первозванский

— Наверное, важно. Вы знаете, есть вопросы важные вообще сами по себе, абстрактно. Они важны не в применении к Елизавете, Алексею или отцу Максиму, или еще кому-то. Они важные. Весь вопрос — догматический вопрос о Святой Троице. Это важный вопрос, независимо от того, жили мы на этой земле или не жили. А вот для меня вопрос важный — он лично может быть важным или лично не важным. Вот вопрос, что там происходит где-нибудь в Южной Африке, он Вам важен или не важен?

Е. Горская

—  Ну, мне вообще важен. Я очень переживаю в последнее время за Африку.

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, слава Богу. А кому-то вот он не важен. Я сейчас про себя ничего не буду говорить, да?

А. Пичугин

—  Как говорят, русский народ всегда, всегда...

Протоиерей М. Первозванский

— Отзывчивость такая всемирная, да?

А. Пичугин

—  ...отзывчив и больше всего любит думать о том, что же происходит где-нибудь в Южной Африке или в Сирии, чем у нас в стране.

А. Пичугин

—  А вот знаете, как говорят... Тоже покойный владыка Алексий говорил, что главное — знать границы своего рая, чтобы его правильно возделывать. То есть каждому из нас дана заповедь отвечать за тот участок фронта, за который Господь ему поручил отвечать. Вот этим, в общем, и надо заниматься. Бесполезно рассуждать о том, что делать патриарху или президенту и при этом держать в запустении собственную семью, подъезд или еще что-нибудь.

Е. Горская

—  Но возделывать свой собственный участок и при этом иметь мусор снаружи под забором — тоже неправильно.

Протоиерей М. Первозванский

— Да, значит, это тоже Ваша ответственность. Значит, оказывается, что Ваша ответственность ограничивается... Если Вы понимаете, что Вы в ответе за то, бомбят наши самолеты Сирию или не бомбят...

Е. Горская

—  Но это уже мне к доктору?

Протоиерей М. Первозванский

— Нет, может быть, Вы и отвечаете — может быть, надо идти на демонстрацию или, наоборот, надо писать письма в поддержку... То есть если Вы чувствуете, что Вы должны как-то в этом принять участие, возможно, Вы и должны. Возможно. А если не чувствуете...

Е. Горская

—  Ну, нет, что касается конкретно Сирии, я как бы не обладаю достаточной информацией, чтобы сделать правильные выводы.

Протоиерей М. Первозванский

— Вот, значит вот! Да! Вот замечательное, нормальное женское смирение! Хорошо бы и мужское такое было смирение! У меня оно тоже есть. Я не обладаю достаточной информацией.

А. Пичугин

—  Согласен.

Протоиерей М. Первозванский

— Я понимаю, что я за эту тему... Вот я думаю об этом — раз уж я Вам сегодня об этом сказал, значит, какая-то оговорка по Фрейду тут тоже существует. Но я, в общем, заморачиваюсь другими темами больше.

А. Пичугин

—  Согласен. Но тут Сирия — она, как бы я не считал, имею я к этому отношение, не имею, могу ли я пойти на демонстрацию и хотя бы как-то попытаться что-то изменить или, наоборот, принять всем сердцем — это одно дело. Но я, простите, никогда в жизни не приму вот эту странную позицию о том, что я виновен в расстреле царской семьи, к примеру, и должен за это каяться.

Е. Горская

—  Чего?

А. Пичугин

—  Ну, у нас висит на Ярославском шоссе огромный баннер: «Прости нас, Государь!» И народ там ходит, кается. По-моему, до сих пор ходит. Это, конечно, не в тему о чудесах, но в тему о том, как мы принимаем различные события, происходящие вокруг нас.

Протоиерей М. Первозванский

— Значит, не в тему, но... Если уж говорить об этом, говорить о прошлом, говорить о грехах предков, например, или еще о чем-то...

А. Пичугин

—  Вот да!

Протоиерей М. Первозванский

— Здесь ведь тема какая? А как я к этому отношусь? Если, собственно, я всегда к этому относился с неприятием и осуждением — к расстрелу царской семьи, например, — то в этом нет моего греха и мне нечего в этом каяться. А если я, допустим, будучи пионером или октябренком, одобрял, даже родившись пост, то понятное дело, что я к этому «причастился».

Е. Горская

—  А вот гипотетически... Если...

А. Пичугин

—  Н-н-ну... не знаю.

Е. Горская

—  Ну, Алексей! Если, гипотетически...

Протоиерей М. Первозванский

— Ну представьте себе: Ваш друг в прошлом развелся, год назад. И он Вам рассказывает: «Знаешь, Леш, а вот у меня жена стерва была, и вот она вообще, с ней жить было невозможно, и я развелся». Я говорю: «Да, слушай, вообще с такой стервой жить нельзя было!» Развелся не я, и это было в прошлом. Но я причастен Вашему греху как бы?

А. Пичугин

—  Нет.

Протоиерей М. Первозванский

— Не греху развода, может быть, собственно, но я во всем этом уже на самом деле попринимал участие.

А. Пичугин

—  Я же не увел ее от него.

Е. Горская

—  А я вот недавно был свидетелем такого странного разговора: один человек говорил, что он очень в церковной теме, потому что, типа, «когда Вы еще пешком под стол ходили, я уже охранял храм от того, чтобы... в оцеплении стоял, будучи в соответствующих органах, чтобы в них люди не попадали, прихожане, так что я как бы в теме». И его собеседник на него смотрит и говорит: «А Вы с тех пор покаялись?»

А. Пичугин

—  А человек воцерковленный как бы?

Е. Горская

—  Типа. Мы не знаем. «А Вы с тех пор покаялись хотя бы?» А тот в ответ: «А зачем? Я же выполнял задание государства!» Это вот к тому же?

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, почти, хотя это немножко о другом. Это вообще еще одна большая тема. о которой хорошо было бы поговорить между долгом и личной ответственностью — где проходят границы. И это касается всех людей мужского пола призывного возраста. То есть где-то ты можешь оказаться в ситуации, когда ты должен будешь куда-то стрелять, где-то стоять, кого-то не пущать. Не обязательно убивать прямо, да? И это может расходиться с твоими личными убеждениями. Что делать в этой ситуации? Это не в передаче о чудесах, но это вообще отдельная большая тема.

А. Пичугин

—  Да, но Елизавета, мне кажется, очень хороший пример привела. Вот прямо конкретный случай с условно конкретным человеком. Здесь есть какой-то предмет для покаяния или нет? Или он выполнял, действительно, приказ, и сказали ему не пускать этих в храм — он стоял и не пускал.

Протоиерей М. Первозванский

— Если он был при исполнении...

А. Пичугин

—  Ну да!

Протоиерей М. Первозванский

— ...то, в общем, наверное, и нету. Хотя тут знаете как — дьявол кроется в деталях. И в этих деталях очень много чего. Другой какой-нибудь пример. Вот есть чиновник и есть инструкция. Жизнь не сводится к инструкциям, но, судя по инструкции, например, он не должен мне дать эту бумажку, потому что у меня справка просрочена на один день, и я должен идти и по новой собирать все эти справки. Но он идет мне навстречу или не идет. Вот зная мою ситуацию, занятость, многодетность и так далее, он выдает мне какую-то бумагу, понимая, что да, от того, что на один день просрочена справка и еще прочее, он в чем должен каяться?

А. Пичугин

—  Ну, это юридические тонкости...

Протоиерей М. Первозванский

— Я про что и говорю — что дьявол кроется в деталях. Да, дьявол кроется в деталях.

А. Пичугин

—  Да. Но я бы вот здесь...

Протоиерей М. Первозванский

— Если ты человек в форме и погонах, должны ли были люди действительно вникать, куда и чего они?..

А. Пичугин

—  Ну подождите. А тут я бы другую аналогию привел — с примером Лизаветы. Скажем, расстреливал человек священников в 30-е годы, а потом — ну, как-то он дожил до перестройки, воцерковился. Должен ли он каяться, что он стрелял в попов, или нет?

Е. Горская

—  Это ж приказ был.

А. Пичугин

—  Это ж приказ был, да.

Протоиерей М. Первозванский

— Знаете, если человек куда-то стреляет, это вообще все-таки тема для покаяния всегда. И хотя, действительно, и в более благие времена, когда все солдаты причащались, условно говоря, перед Бородинской битвой, а потом шли на бой и убивали... Я думаю, что если человек убивал — даже в ситуации священной войны, он нарушал заповедь Божию «не убий». И это всегда тонкая тема. Мы не протестанты, которые отказываются служить в армии, некоторые (мы знаем их деноминации) — на основании того, что там могут приказать кого-то убивать. Но это всегда тема для покаяния. Покаяние же разное бывает. И каяться можно тоже по-разному. Знаете, вот можно действительно... Если я переживаю за то, что я кого-то убил — слава Богу, что я никого не убивал, и... Почему такая тема — вот священнику нельзя никого убивать? Если я кого-нибудь убью, даже невольно, с меня снимут сан. Мне даже на охоту ходить нельзя.

А. Пичугин

—  Хотя некоторые священники охотятся.

Протоиерей М. Первозванский

— Ну, вообще запрещено канонами.

А. Пичугин

—  Вообще, да.

Протоиерей М. Первозванский

— Рыбу ловить можно, а вот зверей убивать нельзя. Значит ли это, что ходить на охоту вообще греховно, да? Тут нюансы есть, масса нюансов, да? Тем более, есть масса нюансов в убийстве человека. Все очень сильно зависит от системы координат, в которой находится человек. У апостола Павла есть такие слова — я понимаю, что я сейчас чуть-чуть в сторону отхожу, — которые я сейчас своими словами Вам перескажу: что если ты считаешь, что что-то является грехом, а оно не является на самом деле грехом, и совершаешь, то ты совершаешь грех. То же самое — неведение и незнание, не освобождая, конечно, полностью от ответственности в духовной жизни, все же... апостол Павел говорит, что мы судимся по закону совести. Язычники, не знающие Закона, судятся по закону совести. Поэтому... У Льюиса есть прекрасный пример в его «Книге о последней битве», где человек, служащий богине Таш, явно злой богине, в конечном счете обретает аслана, то есть бога, потому что его служение было искренним. Мы не знаем, в какой ситуации человек нажимал курок, расстреливая попов, что он там думал про себя в этот момент, в какой системе координат он был воспитан и в чем конкретно ему надо каяться. Это непростой вопрос, это требует подробного разбора.

А. Пичугин

—  Хорошо. Давайте как-нибудь побеседуем на эту тему!

Е. Горская

—  Отец Максим, возвращаясь к нашей теме, к теме нашей сегодняшней программы, которая у нас о чудесах и о чуде... Наше время уже подходит к концу, и я бы хотела Вам задать такой вопрос. Несколько раз у нас в программе прозвучала такая формулировка, как «ответственность за чудо». Мы ее коснулись и как-то уходили в сторону. Все-таки давайте кратко, но более подробно поговорим о том, что это такое — «ответственность за чудо».

Протоиерей М. Первозванский

— Все очень просто. Я перед Вами тут сижу. Я священник. Это чудо. Я точно знаю, что это чудо. Я не был никогда ни самым умным, ни самым добрым, ни самым каким-то этим самым... — Господь меня взял и сделал священником. Это чудо. Поэтому я должен — в частности, прийти сегодня к Вам на передачу. А еще я должен причащать, крестить, где-то не спать, где-то молиться, где-то еще что-то. Это мой долг, потому что Господь явил мне чудо, сделав меня священником. Это большое чудо в моей жизни, главное, может быть, чудо. Но и маленькие другие чудеса точно так же обязывают нас жить по-другому, чем мы жили до чуда.

А. Пичугин

—  Отец Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников и главный редактор журнала «Наследник» сегодня у нас был. Спасибо.

Протоиерей М. Первозванский

— Всего доброго!

А. Пичугин

—  Лиза Горская...

Е. Горская

—  Всего доброго!

А. Пичугин

—  ...Алексей Пичугин. Будьте здоровы!

Радио ВЕРА

Последние записи

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

This website uses cookies.