
Когда практикующий психолог одновременно пишет ещё и художественную прозу, это как минимум вызывает читательский интерес, а как максимум — становится заметным явлением на литературном небосклоне. Таким, к примеру, как современная петербургская писательница Екатерина Мурашова. Сложно сказать, на каком из двух своих главных жизненных поприщ она прославилась больше: и как литератор, и как детский психолог, Екатерина давно и хорошо известна. Впрочем, в своих произведениях она умело сочетает одно с другим. Книги Екатерины Мурашовой поражают и глубоким психологизмом, и драматическим накалом, и безупречным литературным стилем. Не стала исключением и пронзительная повесть «Класс коррекции», за которую её автор удостоилась премии в области литературы для детей и юношества «Заветная мечта».
Однако тот факт, что определённые возрастные категории весьма условно применимы к творчеству писательницы вообще и к упомянутому произведению в частности, становится очевиден с первых же прочитанных страниц. В повести о детях автор выходит на нравственные и духовные проблемы самого высокого уровня и рассуждает о таких вечных вопросах, как добро, милосердие, сострадание и помощь ближнему.
И делает это она с помощью неумолимых и, что скрывать, далеко не всегда радужных реалий нашего времени. В седьмой «Е», где учатся дети из неблагополучных семей, с отклонением в умственном и физическом развитии — так называемый класс коррекции, приходит новенький — Юра Мальков. Юра умный, смышлёный мальчик. Он неизлечимо болен и передвигается на инвалидной коляске. Но здесь, среди «отверженных» — беспризорницы по кличке Витька, почти совсем слепого и глухого Мишани, недалёкого Пашки Зорина, замкнувшейся в себе и с трудом воспринимающей реальность Стешки — Юра чувствует себя по-настоящему уютно. Он вежлив и доброжелателен. И очень быстро остальные ребята невольно начинают тянуться за ним, открывая свои самые прекрасные душевные качества, о существовании которых ни сами они, ни их учителя, даже не подозревали.
Кстати, в «Классе коррекции» Екатерина Мурашова сумела избежать, пожалуй, традиционной для подростковой литературы темы «противостояния миров» — отцов и детей. Взрослые — и то далеко не все! — у неё получились не злыми, а скорее уставшими от жизни. Но и они «выходят из спячки», разбуженные неожиданным теплом со стороны тех, кто от них этого тепла часто не дополучал.
Включив в повесть неожиданные элементы фэнтези, автор подчеркнула светлую сторону произведения. В нём нет боли, безысходности и мрака. В нём почти всё и все меняются к лучшему, как наверняка хоть немного изменимся и мы, пройдя через «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой.
Псалом 33. Богослужебные чтения

Бывает, что настоящая сила духа проявляет себя через признание собственной слабости. Или неспособности исключительно с помощью своих усилий что-либо исправить. Для человека верующего в такие моменты нет иного пути, кроме обращения с молитвой к Богу. Во всяком случае, так поступал всегда царь и пророк Давид. Об этом он пишет в псалме 33-м, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Псалом 33-й звучит во время богослужения не только сегодня. Им обычно завершается торжественное служение вечерни или литургии в праздничные дни, что (если знаешь историю возникновения данного библейского произведения) может показаться довольно странным. Дело в том, что 33-й псалом был составлен царём Давидом после довольно странного эпизода в его жизни.
Давид в то время скитался и прятался от преследований безумного правителя древнего Израиля — Саула. Однажды пророк вынужден был, спасаясь от врагов, прийти в землю извечных врагов древних евреев — филистимлян. Напомню, именно к этой народности принадлежал побеждённый юным Давидом великан Голиаф. Пророка филистимляне опознали и привели к своему правителю, желая получить награду. Ведь они поймали убийцу своего богатыря. Как же поступил Давид? Взял и притворился сумасшедшим. Стал нести какую-то околесицу, пускать пузыри, вести себя как психически больной человек.
Филистимский царь был, надо сказать, разочарован и разозлён. Он искренне возмутился тому, что вместо героя ему привели какого-то, простите, идиота. Давида, в итоге, просто выгнали. Так, с помощью хитрости, пророк, выставив себя умалишённым, пройдя через позор, спас себе жизнь. А затем написал благодарственный псалом, в котором хвалит Бога — создателя и хранителя мира. Или как читаем мы в псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся».
Давид не стал себя возвеличивать. Он прекрасно понимал, как ему удалось победить Голиафа. Не собственными силами, а силой Божией. А потому хвалиться было, в общем-то, и нечем. Всю славу Давид воздаёт Богу, а себе разрешает опозориться. Ведь внешнее, показное безумие вполне соответствовало внутреннему смирению пророка. Себя он не считал кем-то, кто заслуживает восхваления и почестей. Или как читаем мы в псалме: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Давид пишет о себе, как о нищем, ничего не значащем и не имущем. Но именно в этом признании слабости царь и пророк находит настоящую силу — силу Божию, которая через Давида проходит и проявляет себя через него. Ведь праведник убрал на пути благодати все преграды. В первую очередь, гордость и самонадеянность. Или как пишет он: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
Завершается псалом словами надежды: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Так с Давидом и случилось. Благодаря своему смирению он был Богом храним, находился под Его защитой. Что, безусловно, и для нас, современных читателей Псалтири, является важным и полезным уроком.
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 33. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их.
17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
«После отпуска»

Фото: MART PRODUCTION / Pexels
Первый рабочий день после отпуска всегда кажется каким-то странным. Приходится снова включаться в рабочий ритм, иногда это сложно. Но Василий Иванович, врач городской больницы, шагал привычной тропкой через больничный парк не просто с удовольствием, а предвкушая какой-то хороший новый этап в своей жизни.
В отпуске он посетил Абалакский монастырь, что под Тобольском. И сейчас бережно нёс в пакетике привезённую оттуда икону Божией Матери «Знамение». Вернее, отпечатанную фотографию чтимого в монастыре образа Богородицы. Как много исцелений было после молитв у этого образа! Да и сам образ написан был в далёком семнадцатом веке по просьбе одного прикованного болезнью к постели человека, глубоко верующего крестьянина Евфимия. Как только иконописец закончил работу — Евфимий совершенно исцелился, и далее чудесные выздоровления пошли нескончаемой чередой... Люди обращались к лекарям — и молились у иконы, и Господь давал здоровье по вере и молитве. Собственно, это происходит и в наше время.
Именно поэтому в первый рабочий день после отпуска доктор Василий Иванович поставил на стол в своём кабинете фотографию Абалакской иконы в рамочке. Помолчал, перекрестился. Стараясь делать своё дело насколько возможно хорошо, Василий Иванович знает: без помощи Свыше не можем мы творить ничего...
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе