В нашем обычном словоупотреблени
В Библии страх Божий - это что-то очень хорошее. Это что-то связанное с присутствием Бога, что-то, что отличает доброго, благочестивого человека, то, что является началом премудрости.
Когда наш современник слышит слова "страх Божий" он думает, чаще всего, о страхе перед наказанием. Насмешливые атеисты любят рисовать себе карикатуры на верующих, которые, дескать, запугали себя до посинения Богом, который только и ищет как следует наказать их за их грехи. Некоторое время назад группа британских атеистов даже выпустила рекламу на автобусах - "Бога, вероятно, не существует. Так что расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью". В их представлении бедные верующие живут в мучительном страхе, и их надо успокоить и утешить - мол, бояться нечего.
Они ошибаются. В страхе - в таком страхе - верующие не живут.
Верующие живут в страхе Божием - а это нечто иное. Это трудно объяснить тем, у кого такого опыта нет. В то же время, у нас есть некоторые зацепки - потому что потенциально мы способны к страху Божию, у нас бывают отблески чего-то похожего.
Как-то я смотрел документальный фильм об архитектуре, где мне запомнилась одна фраза: "входя под своды этого собора, атеист чувствует себя неловко". Эта неловкость указывает на то, что здесь надлежит, следует делать что-то важное, чего атеист делать не может - благоговейно поклониться Богу.
Иногда мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает наше глубочайшее уважение - с нравственным подвигом, или художественной гениальностью, или с дивной красотой. Мы склоняемся, потому что понимаем, что тут правильно склониться, признать, что мы видим какой-то отблеск Истины, Красоты, Добра.
Бог - это Источник и Податель всякого блага, красоты и истины; единственная возможная реакция на Его присутствие - это благоговейное, исполненное страха и трепета поклонение. Это не страх перед угрозой - страшно, ужасно оказаться настолько слепым, глухим, мертвым, чтобы не испытывать этого страха. Жены-мироносицы встречают весть о Воскресении "со страхом и радостью великою" (Матф.28:8)
Этот страх отводит от греха - потому что немыслимо оскорбить это Присутствие грехом.
Страх Божий - величайшее сокровище, которое мы только можем найти.
Мы живем в мире, который не только чужд этому страху Божию, но часто и активно враждебен ему - его кощунства и богохульства специально направлены на то, чтобы убить в человеке саму способность к благоговению.
Но страх Божий - величайшее сокровище, которое мы только можем найти. И где нам искать его? В нашем православном богослужении, которое вводит нас в присутствие Божие.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема