В нашем обычном словоупотреблени
В Библии страх Божий - это что-то очень хорошее. Это что-то связанное с присутствием Бога, что-то, что отличает доброго, благочестивого человека, то, что является началом премудрости.
Когда наш современник слышит слова "страх Божий" он думает, чаще всего, о страхе перед наказанием. Насмешливые атеисты любят рисовать себе карикатуры на верующих, которые, дескать, запугали себя до посинения Богом, который только и ищет как следует наказать их за их грехи. Некоторое время назад группа британских атеистов даже выпустила рекламу на автобусах - "Бога, вероятно, не существует. Так что расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью". В их представлении бедные верующие живут в мучительном страхе, и их надо успокоить и утешить - мол, бояться нечего.
Они ошибаются. В страхе - в таком страхе - верующие не живут.
Верующие живут в страхе Божием - а это нечто иное. Это трудно объяснить тем, у кого такого опыта нет. В то же время, у нас есть некоторые зацепки - потому что потенциально мы способны к страху Божию, у нас бывают отблески чего-то похожего.
Как-то я смотрел документальный фильм об архитектуре, где мне запомнилась одна фраза: "входя под своды этого собора, атеист чувствует себя неловко". Эта неловкость указывает на то, что здесь надлежит, следует делать что-то важное, чего атеист делать не может - благоговейно поклониться Богу.
Иногда мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает наше глубочайшее уважение - с нравственным подвигом, или художественной гениальностью, или с дивной красотой. Мы склоняемся, потому что понимаем, что тут правильно склониться, признать, что мы видим какой-то отблеск Истины, Красоты, Добра.
Бог - это Источник и Податель всякого блага, красоты и истины; единственная возможная реакция на Его присутствие - это благоговейное, исполненное страха и трепета поклонение. Это не страх перед угрозой - страшно, ужасно оказаться настолько слепым, глухим, мертвым, чтобы не испытывать этого страха. Жены-мироносицы встречают весть о Воскресении "со страхом и радостью великою" (Матф.28:8)
Этот страх отводит от греха - потому что немыслимо оскорбить это Присутствие грехом.
Страх Божий - величайшее сокровище, которое мы только можем найти.
Мы живем в мире, который не только чужд этому страху Божию, но часто и активно враждебен ему - его кощунства и богохульства специально направлены на то, чтобы убить в человеке саму способность к благоговению.
Но страх Божий - величайшее сокровище, которое мы только можем найти. И где нам искать его? В нашем православном богослужении, которое вводит нас в присутствие Божие.
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?