«Эх, как же хорошо живется богачам, не надо постоянно считать рубли, не надо постоянно экономить, не надо отказывать себе ни в чем» — думал я за рулём своего автомобиля, проезжая богатые поселки.
Была зима, только что отметили Новый года. И мы с супругой отправились в паломничество в Суздаль. Зимой там очень красиво. При минусовой температуре дорога становится ледяной, заснеженной. Некоторые участки — особенно скользкие. Но зато как красивы придорожные деревья, покрытые инеем.
Вот он, тот самый поворот в село, куда мы направлялись. Поворачиваем, едем медленно. Слева от нас — большой красивый участок. Выглядит богато, а забор такой высокий. Складывается ощущения, что живёт там человек зажиточный, который всячески хочет оградиться от внешнего мира, и как же ему хорошо, наверно, ведь там ему почистили дорожки, сейчас наверно сидит перед камином в тепле и греется. Безусловно хочется также, но пока это лишь в моих мечтах.
Наконец, мы добрались до храма через все сугробы. Помолились, приложились к святыням, узнали историю чудес этих мест.
Мы вышли из храма. Пора отправляться в обратный путь. Решили, что за рулём поедет супруга.
Едем не спеша. Снова проезжаем тот самый забор богатого человека. И ровно в этот момент нашу машину начинает заносить. Я говорю жене: «Не беспокойся почувствуй дорогу, занос и выпрями руль». Но машину уже сильно несло. Жена, разволновавшись резко вывернула руль. Нас развернуло на 180 градусов и выбросило на заснеженную обочину в сугроб.
Машина не перевернулась, все в целости и сохранности, но мы прилично испугались. А автомобиль плотно сел на снежный бугор. Было очевидно, что самостоятельно, без лопаты или даже трактора ее не вытащить. Вокруг никого. Мы стоим и смотрим на тот самый высоченный забор большого богатого участка.
И тут вдруг из-за этого высоченного забора нам перебрасывают лопату. «Держите, — сейчас поможем». С этими словами к нам вышли сразу несколько рабочих. Пришли по приказу владельца участка. Мы даже не просили. А он, оказывается, уже и трактор вызвал нас вытаскивать
Да, помощь пришла оттуда, откуда мы ее меньше всего ждали. Прицепив тросы, буквально за пару минут мы вытащили машину из сугроба. Я решил поблагодарить трактористов, рабочих и владельца, но те даже денег не взяли. Просто были рады, что помогли людям, попавшим в беду.
Я сел за руль. Теперь я размышлял о другом богатстве. О богатстве души... И о моем предвзятом мнении. Какая же благодарность Богу переисполняла мою душу в те минуты за то, что послал нам это событие.
Автор: Георгий Хидешели
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов