
kinopoisk.ru
— Жизнь моя остановилась. Я убивал себя столько раз, что я словно и не живу.
— Мне бы хотелось много раз прожить мою жизнь. Не знаю, Фил, может быть всё не так страшно? Жизнь всегда есть жизнь!
Только что прозвучал диалог главных героев фильма режиссёра Харольда Рэмиса «День сурка» — телеведущего Фила Коннорса и его коллеги Риты. Фил вынужден снова и снова проживать один и тот же день своей жизни — второе февраля, странный праздник День сурка в провинциальном городке, куда его отправили в командировку. Коннорс обращается за поддержкой к доброй и отзывчивой Рите, но она не в силах спасти героя. Ситуация разрешается только тогда, когда самовлюблённый и капризный Фил понимает: ему нужно не просить о помощи, а самому помогать окружающим.
Многим зрителям фильм Харольда Рэмиса запомнился как весёлая фантастическая история с неожиданным счастливым концом, смешными шутками и симпатичным сурком. Но на самом деле, эта на первый взгляд лёгкая кинокартина говорит о глубоких вещах — о смысле жизни, о свободе выбора, о разнице между эгоистичной жаждой обладания и настоящей любовью. Мы видим, как Фил пробует все возможные способы общения с миром и людьми, переживает различные душевные состояния, бросается из крайности в крайность. Поэтому фильм лучше не показывать детям и подросткам, а вот взрослым размышления над ошибками и дальнейшим преображением Фила пойдут только на пользу.
Когда становится понятно, что ни из городка, ни из временно́й петли сразу не выбраться, герой решает забыться в удовольствиях. На глазах у Риты он объедается пирожными и тортами, напивается в компании двух опустившихся жителей городка. Телеведущий задаёт пьяницам мучающий его вопрос. И один из них отвечает именно то, что герой хочет услышать.
— Ребята, а ну-ка ответьте!
— Ну чего?
— А что, если завтра не будет?
— Не будет завтра — мы можем творить всё, что угодно. Не будет похмелья, и ни за что не будем отвечать.
Поначалу Филу нравится следовать такой философии. Но постепенно развлечения приедаются и превращаются в кошмар. Теперь у Коннорса только два желания — проснуться третьего февраля и завоевать красавицу Риту. Каждое свидание пары начинается неплохо, но неизменно заканчивается пощёчиной. А наутро — снова будильник в шесть утра, одна и та же заезженная песенка по радио, вчерашние лица, события и реплики, всё повторяется с точностью до секунды.
И тогда Коннорс вступает в следующую фазу — отчаяния. Но именно в тот момент, на самом дне, в нём начинает просыпаться что-то настоящее и светлое. Фил больше не рисуется перед Ритой и не пытается любой ценой завоевать её. Самое главное для него теперь — чтобы девушка поверила в рассказ о случившемся с ним несчастье. А когда вечером возлюбленная героя оказывается в его гостиничном номере, ему достаточно просто любоваться на неё и быть рядом. И как только Рита засыпает, Фил произносит слова, которые наверняка ещё никому не говорил:
— Как только тебя увидел, что-то отозвалось во мне. Я никогда не говорил тебе, но я хотел с тобой быть больше всего на свете. Я не стою тебя. Но если это суждено, я любить тебя буду всю жизнь.
— Ты что-то сказал?
— Спокойной ночи, Рита.
На следующее утро герой просыпается всё в том же заколдованном дне, но уже совсем другим человеком. Он полон надежд и желания делать добро. Коннорс пытается спасти нищего старика, помогает пожилым дамам, у которых сломался автомобиль, подхватывает падающего с дерева мальчишку. Филу предстоит ещё многому научиться, прежде чем его желания — быть вместе с Ритой и выбраться из временной петли — наконец, сбудутся. Но теперь он благодарен и за то, что имеет. Ведь когда живёшь для других, время идёт так быстро!
Снятый в 1993 году фильм и сейчас остаётся актуальным. Ведь жизнь многих из нас иногда становится похожей на бесконечный «День сурка» — рутина и бессмысленность, повторение одних и тех же проблем и ошибок. И единственный способ вырваться из замкнутого круга — это измениться самим, наполнить свои ежедневные дела и общение с близкими радостью и любовью.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема